Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

     Цели и задачи: формировать понятие об импрессионизме, их видении мира; учить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы; развивать навыки стилистического анализа текста; учить восприятию и постижению прекрасного   Оборудование 1.Слайды картин художников- импрессионистов 2.Музыка Клода Дебюсси, Мориса Равеля 3.Сборник  стихотворений А.А.Фета     Эпиграф к уроку: Не я, мой друг, а божий мир богат                                                 А.А.Фет    ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Нарышкинская СОШ»




Интегрированный урок в 11 классе (МХК и литература)

«Импрессионизм: поиск ускользающей красоты»



Учитель русского языка и литературы

Клементьева Мария Алексеевна



Цели и задачи:

формировать понятие об импрессионизме, их видении мира;

учить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы;

развивать навыки стилистического анализа текста;

учить восприятию и постижению прекрасного


Оборудование

1.Слайды картин художников- импрессионистов

2.Музыка Клода Дебюсси, Мориса Равеля

3.Сборник стихотворений А.А.Фета


Эпиграф к уроку:

Не я, мой друг, а божий мир богат

А.А.Фет

Ход урока

1.Вхождение в контакт с учащимися

2.Слово учителя

Импрессионизмом назвали самое яркое течение во французской живописи второй половины 19 века, которое положило начало всему новому искусству в Европе, Остроумный парижский критик образовал это слово от названия одной из картин Клода Моне

-Слайд (портрет К.Моне)

-Вспомните, о какой картине идет речь?

-Слайд («Впечатление.Восход солнца»)

Насмешливое прозвище «импрессионизм» относилось не к одному К.Моне, а к целой группе выставивших вместе с ним свои картины художников, чье творчество отличалось от традиционной живописи.

М.Волошин очень точно определил общую тональность нового искусства

-Слайд

«Зарождение импрессионизма было радостно, как ранняя весна. Первые импрессионисты вышли на свет из темной комнаты и по -детски радовались

Свету, краскам»

Картины К.Моне «Белые кувшинки», «Стог сена в Живерии»

-Какие приемы использует художник?

-Да, импрессионисты чаще писали пейзажи, не соответствующие принятым нормам. Это мог быть случайно увиденный уголок природы, эпизод, миг. Импрессионисты резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов-зеленого, желтого, красного, синего. Рядом с такими цветами они могли положить пятнышко, например коричневого. Метод цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов, т.е смешение в глазах зрителя. Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранять всю свежесть и яркость натурального цвета.

К этому направлению относились живописцы: к.Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Эдгар Дега и др.

-Слайд (Портрет К. Моне, его картины «Стог сена в Живерии», « Белые кувшинки;

-Огюст Ренуар «Качели», «Портрет актрисы Жакии»;

-Альфред Сислей «Наводнение в Порт-Марли»;

-Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже»;

-Э.Дега «Абсеин»

3.Выступление учащихся об этих художниках.

4.Русский импрессионизм в живописи

-О возникновении импрессионизма русская публика узнала почти одновременно с парижской.

-Подумайте, какая известная картина Валентина Серова чистотой и воздушностью колорита, любованием молодой свежестью модели перекликается с портретами Огюста Ренуара.

-Слайд В.Серов «Девочка с персиками»

-Позже русские пейзажисты- И.Э.Грабарь, И.Юон и другие пытались по-импрессионистски уловить ослепительный солнечный свет и цветные тени.

-Слайд И.Э.Грабарь, И.Юон и их картины.

5.Импрессионизм в музыке

-эстетику импрессионизма в музыке раскрывает творчество К. Дебюсси и М.Равеля.

-Слайд (портреты Дебюсси, Равелля)

-прослушивание музыки «Девушка с волосами», «Болеро» М.Равелля, «Цвета льна» К.Дебюсси»

-Каково ваше восприятие этого произведения?

-Какие полотна живописцев-импрессионистов оно вам напомнило?

6. Импрессионизм в лирике Ф.А.Фета

-Природа, любовь. Красота. О любви и природе писали поэты всех времен и народов. Сегодня на уроке мыеще попробуем найти черты импрессионизма в лирике А.Фета.

-Слайд (портрет А.Фета и стихотворение «Шепот, робкое дыханье»

7.Анализ стихотворения А.А.Фета «шепот, робкое дыханье»

-О чем это стихотворение?

-Как мы узнаем, что речь идет о ночном свидании?

-Почему слезы? По каким приметам можно догадаться, что это слезы счастья?

-Обратим внимание на строку «…ряд волшебных изменений милого лица»

-Почему произошли изменения?

Меняется состояние влюбленного, происходят изменения в природе. Постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарей. Природа как бы подыгрывает влюбленным. На наших глазах произошло движение.

-Обратим внимание на части речи. Нет глаголов. Но поэт сумел передать движение, переходы состояний, зыбкость человеческих чувств, трепет жизни.

-Какими художественными средствами это достигается?

Текст состоит из назывных предложений, состоящих только из существительных и прилагательных, каждое из которых фиксирует какой-то миг жизни.

-Выберите из текста эпитеты (Робкое дыхание, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки)

-Найдите два слова, которые придают картине особенную живость (колыханье. изменений).

Фет умеет зафиксировать миг, при этом создается картина движения жизни.

-Какой вид искусства обладает способностью остановить миг?(живопись)

Это стремление передать во всем богатстве тонких, сложных, быстролетных изменений роднит лирику Фета с удивительным явлением в мировом искусстве. Я думаю, что вы его назовете.

Стиль А.Фета называют импрессионизмом в поэзии.

Итак, первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и лирику А.Фета - стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни. Вторая особенность- тематика картин импрессионистов и стихов А.Фета совпадает:

радость жизни;

красота природы;

мимолетное состояние души

Фет понимал, что только красота спасет мир.

-Слайд( строки АФета)

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало,

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

Импрессионизм в живописи любят не все, Первое, что бросается в глаза. Когда смотришь на полотна импрессионистов, - зто особая манера письма.

А.Фет внес в поэзию новые находки. Свое самоценное слово. Поиск новых способов художественной выразительности- это одна из важных сторон импрессионизма. Только у поэзии и живописи свои приемы.

-Слайд (стихотворение А.Фета «В дымке- невидимке»)

-О чем это стихотворение? (конечно. Трудно определить сразу. В стихотворении создается картина лунной весенней ночи. Но поэт использует тему природы, чтобы поведать о чувствах.

-Вывод по уроку:

Тождество человека и природы- это еще одна общая черта. Которая роднит лирику А.Фета с импрессионизмом. Лирика А.Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь.

Назначение поэта- быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами

Д.З. Анализ стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм»

-Слайд (Стихотворение О. Мандельштама «Импрессионизм)



© 2010-2022