- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы по теме «Тема судьбы поэта - пророка в стихотворном цикле «Подражание Корану» А. С. Пушкина»
Конспект урока литературы по теме «Тема судьбы поэта - пророка в стихотворном цикле «Подражание Корану» А. С. Пушкина»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудабаева А.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературе для 10 класса
«Тема судьбы поэта - пророка в стихотворном цикле
«Подражание Корану» А.С. Пушкина»
Цель урока.
-
Познакомить с циклом А. С. Пушкина «Подражание Корану», обращать внимание учащихся на «вечные» темы в творчестве поэта.
-
Развивать навыки идейно - художественного анализа лирического произведения.
-
Помочь учащимся понять, что Коран, как Библия и иудейская Тора, как священная книга любой религии , исповедует общечеловеческие ценности.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Ход урока:
-
Оргмомент. Работа с оформлением рабочих тетрадей.
-
Стадия вызова.
Думая и говоря о Пушкине, о его роли в русской жизни и русской культуре Андрей Белый писал: «Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Они не гарантируют нас от позднейших увлечений музой Надсона или ловкой музой графа А. Толстого. Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту». (Из статьи «Брюсов». 1908.)
- О каких особенностях творчества А. С. Пушкина говорит поэт Серебряного века?
- Что мы знаем о творческой судьбе поэта?
Объявление темы урока.
-Выскажите свою гипотезу: о чем пойдет речь на уроке?
-Зафиксируйте этот этап урока в таблице «Знаю/Хочу узнать»
-Обсудите с соседом по парте.
-Проверка. Какие цели урока поставили?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
-
Стадия осмысления.
- Какие ассоциации вызывает тема «Судьба поэта в творчестве А.С. Пушкина? (составление кластера)
- С какими произведениями вы уже познакомились?
Работа с таблицей:
«Поэт»
«Пророк»
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
История создания
Тема
Идея
Композиция
Изобразительно- выразительные средства
История создания цикла "Подражания Корану".
1824году поэт работает над циклом «Подражания Корану».
«Тружусь во славу Корана», - замечает А. С. Пушкин, он по - своему излагает содержание заинтересовавших его коранических мотивов.
Сосланный поэт, страдающий от несвободы и конфликтующий с отцом, скрылся «в сень уединенья» в Тригорском и впоследствии так вспоминал об этом периоде: «В пещере тайной, в день гоненья читал я сладостный Коран».
С Кораном А.С.Пушкин познакомился ещё в Лицее. Из лекций профессора Кайданова И.К. лицеисты получили первое представление о древнейших религиях: Исламе, арабской и персидской литературах. А первая встреча с миром Ислама произошла во время его путешествия по Северному Кавказу, Крыму и Бессарабии. Он видел памятники культуры мусульман, вслушивался в их молитвы, наблюдал за традициями и обрядами.
Известно, что он подробно изучал французский перевод Корана. Коран в русском переводе М.Веревкина с карандашными пометами Пушкина и сегодня стоит на книжной полке в доме-музее Пушкина на Мойке.
"Подражания Корану" не единственное произведение, в котором поэт обращается к восточному миру. Пушкинисты насчитывают в творческом наследии поэта более 50 произведений, так или иначе связанных с Восточной культурой (Поэмы "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", лирические стихотворения).
- Что вы знаете о Коране?
Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»
Коран - это зафиксированные письменно проповеди пророка Мухаммеда (570 - 632 гг.), которые он произносил на протяжении почти 30 лет, приобщая свой народ к новой для него религии единобожия (до этого арабы были язычниками). Это фактически запись устной речи, Коран довольно сложен по своей структуре: в нем 40 глав (их правильно называть «суры»), они различны по объему и содержанию; иногда проповеди звучат от имени пророка, иногда - как прямая речь самого Аллаха. Как известно, ислам в своем утверждении единобожия корнями восходит к иудаизму и христианству, и в Коране на свой лад пересказываются все библейские сюжеты - как Ветхого, так и Нового Завета. Мусульмане чтут и пророка Моисея, и Иисуса Христа, считая его также пророком. И, конечно, превыше всех почитают Мухаммеда.
Работа с таблицей:
«Поэт»
«Пророк»
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
«Подражания Корану»
История создания
Тема
Идея
Композиция
Изобразительно- выразительные средства
«Подражания Корану» - цикл из 9 стихотворений, это свободные переложения некоторых его сюжетов. Ученые-пушкинисты и востоковеды давно определили суры и аяты (законченные отрывки сур) Корана, послужившие непосредственным источником каждого стихотворения.
- Анализ стихотворения «Клянусь четой и нечетой»
-
От чьего имени излагается? (Аллах). Переложение 1 суры.
-
О чем стихотворение? (Он дает наставление пророку, который должен нести истину. Бог одарил его языком, словом. Это его главное оружие. Словом врачевать души людей)
-
На чем должно быть основано поведение человека? (честность)
-
Тема стихотворения - могущество слова, власти языка.
-
Мелодичный и ритмичный ямб, более всего присущий русской поэзии, передает читателю внутренний подъем автора
- Анализ стихотворения «Смутясь, нахмурился пророк»
-
О чем это стихотворение? (О суде над человеком из-за неверия)
-
Какие 3 образа вводит А. Пушкин? (Брат, сын, мать. Это самые близкие друг другу люди, но страх такой, что они бросают друг друга)
-
Какое слово усиливает мотив суда? (глагол «отпрянет»)
-
Какой прием помогает воссоздать картину? Какой прием передает динамику (аллитерация: Г,Т, Д - грохот, гром)
-
За что был наказан человек? (гордость, неверие)
Почто ж кичится человек?
За то что наг на свет явился?
Что дышит он не долгий век,
Что слаб умрёт, как слаб родился?
Риторические вопросы и восклицания придают духовным одам А.С. Пушкина особую торжественность.
Четверостишие из третьего "подражания" словно предвещает последнюю строфу пушкинского "Памятника", который будет написан через двенадцать лет:
С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых,
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых.
И последняя строфа из "Памятника":
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
И в "Подражаниях Корану" и в стихотворении "Памятник" А.С.Пушкин утверждает высокое предназначение творчества, подчёркивая святость поэтического дара и слова.
"Нечестивым", как и "глупцам", чужда божья истина, как и истинное искусство.
- Анализ стихотворения «С тобою древле, о всесильный,»
-
О чем повествует? (спор между царем и Богом)
-
Есть ли между ними посредник? (поэт обостряет течение конфликта тем, что с царем спорит не Авраам, а сам Бог)
-
Охарактеризуйте обе стороны:
Царь - безумный гордец, олицетворение порока, самоуверенный хвастун
Бог - всесильный, могучий
-
Можно ли разделить на части?
1 - конфликт
2 - (5 - 10 строках) спор: царь осмелился выдвинуть свои доводы («с тобою, боже, равен я»)
-
Равны ли? Рассмотрите диалог.
-
Как рифмуются строфы? Диалог состоит из 6 стихов.
Бог: 1 - 2, 3
Царь: 4 - 5, 6
Ритмический узор как бы указывает на равенство. Но равенство мнимое.
-
Что произошло после этой дерзкой реплики? (взрыв негодования Бога)
- Анализ стихотворения «И спутник усталый на бога роптал…»
«Путник усталый» - это сам поэт, отразивший в форме аллегории собственную жизнь, в которой имели место в свое время и ропот на бога, и блуждания, и скитания.
Смысл этого «подражания» в преодолении пессимистического начала, характерного для лирики Пушкина 1823 г. и начала 1824 г.
В этой пустыне идёт вечная борьба между верой и неверием, между добром и злом - борьба. Тема пути человека по пустыне жизни от заблуждения к истине.
Поэт верит в путника, в его духовное прозрение и возрождение. Неопытный путник сбился с пути не только географически, но и духовно.
В стихотворении воплощается пушкинская философия бытия - философия бессмертия природы и человека в ней.
Пророк Мухаммед для Пушкина прежде всего поэт, а не религиозный деятель, слова «пророк» и «поэт» для него, как известно, - синонимы. Поэтому, перелагая строки Корана, Пушкин вводит в них и этот свой излюбленный мотив могущества Слова, перекликающийся с содержанием его программного стихотворения «Пророк»
Основная тема цикла - тема поэта, назначение поэзии. Поэт должен вещать правду, презирать обман, служить человечеству, «глаголом жечь сердца людей»
Пушкин был чрезвычайно восприимчив к иным национальным мирам и культурам, и в его творчестве, по словам Ф.М. Достоевского, "засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении" (Речь о Пушкине), поэтому В. Г. Белинский писал: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека…».
-
Рефлексия.
Подведем итог. Что лежит в основе цикла «Подражание Корану»? Какие сокровенные мысли доверил читателям поэт?
Заполните таблицу «Узнал».
Литература:
-
ЦОР «История искусства». ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий»
-
ЦОР «Уроки литературы. 7-8 классы». «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
-
Аракчеева В.И. «А. С. Пушкин. Стихотворный цикл «Подражание Корану». Композиция и жанровое своеобразие».
festival.1september.ru/articles/643489
-
Софья Коганович. Новые темы в Стандарте по литературе: А. С. Пушкин «Подражания Корану». Материалы к уроку.
lit.1september.ru/article.php?ID=200602209