Конспект урока литературы по теме «Тема судьбы поэта - пророка в стихотворном цикле «Подражание Корану» А. С. Пушкина»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе для 10 класса

«Тема судьбы поэта - пророка в стихотворном цикле

«Подражание Корану» А.С. Пушкина»

Цель урока.

  • Познакомить с циклом А. С. Пушкина «Подражание Корану», обращать внимание учащихся на «вечные» темы в творчестве поэта.

  • Развивать навыки идейно - художественного анализа лирического произведения.

  • Помочь учащимся понять, что Коран, как Библия и иудейская Тора, как священная книга любой религии , исповедует общечеловеческие ценности.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо

Ход урока:

  1. Оргмомент. Работа с оформлением рабочих тетрадей.

  2. Стадия вызова.

Думая и говоря о Пушкине, о его роли в русской жизни и русской культуре Андрей Белый писал: «Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Они не гарантируют нас от позднейших увлечений музой Надсона или ловкой музой графа А. Толстого. Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту». (Из статьи «Брюсов». 1908.)

- О каких особенностях творчества А. С. Пушкина говорит поэт Серебряного века?

- Что мы знаем о творческой судьбе поэта?

Объявление темы урока.

-Выскажите свою гипотезу: о чем пойдет речь на уроке?

-Зафиксируйте этот этап урока в таблице «Знаю/Хочу узнать»

-Обсудите с соседом по парте.

-Проверка. Какие цели урока поставили?

Знаю

Хочу узнать

Узнал


  1. Стадия осмысления.

- Какие ассоциации вызывает тема «Судьба поэта в творчестве А.С. Пушкина? (составление кластера)

- С какими произведениями вы уже познакомились?

Работа с таблицей:

«Поэт»

«Пророк»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

История создания


Тема


Идея


Композиция


Изобразительно- выразительные средства


История создания цикла "Подражания Корану".

1824году поэт работает над циклом «Подражания Корану».

«Тружусь во славу Корана», - замечает А. С. Пушкин, он по - своему излагает содержание заинтересовавших его коранических мотивов.

Сосланный поэт, страдающий от несвободы и конфликтующий с отцом, скрылся «в сень уединенья» в Тригорском и впоследствии так вспоминал об этом периоде: «В пещере тайной, в день гоненья читал я сладостный Коран».

С Кораном А.С.Пушкин познакомился ещё в Лицее. Из лекций профессора Кайданова И.К. лицеисты получили первое представление о древнейших религиях: Исламе, арабской и персидской литературах. А первая встреча с миром Ислама произошла во время его путешествия по Северному Кавказу, Крыму и Бессарабии. Он видел памятники культуры мусульман, вслушивался в их молитвы, наблюдал за традициями и обрядами.

Известно, что он подробно изучал французский перевод Корана. Коран в русском переводе М.Веревкина с карандашными пометами Пушкина и сегодня стоит на книжной полке в доме-музее Пушкина на Мойке.

"Подражания Корану" не единственное произведение, в котором поэт обращается к восточному миру. Пушкинисты насчитывают в творческом наследии поэта более 50 произведений, так или иначе связанных с Восточной культурой (Поэмы "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", лирические стихотворения).

- Что вы знаете о Коране?

Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»

Коран - это зафиксированные письменно проповеди пророка Мухаммеда (570 - 632 гг.), которые он произносил на протяжении почти 30 лет, приобщая свой народ к новой для него религии единобожия (до этого арабы были язычниками). Это фактически запись устной речи, Коран довольно сложен по своей структуре: в нем 40 глав (их правильно называть «суры»), они различны по объему и содержанию; иногда проповеди звучат от имени пророка, иногда - как прямая речь самого Аллаха. Как известно, ислам в своем утверждении единобожия корнями восходит к иудаизму и христианству, и в Коране на свой лад пересказываются все библейские сюжеты - как Ветхого, так и Нового Завета. Мусульмане чтут и пророка Моисея, и Иисуса Христа, считая его также пророком. И, конечно, превыше всех почитают Мухаммеда.

Работа с таблицей:

«Поэт»

«Пророк»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

«Подражания Корану»

История создания


Тема


Идея


Композиция


Изобразительно- выразительные средства


«Подражания Корану» - цикл из 9 стихотворений, это свободные переложения некоторых его сюжетов. Ученые-пушкинисты и востоковеды давно определили суры и аяты (законченные отрывки сур) Корана, послужившие непосредственным источником каждого стихотворения.

- Анализ стихотворения «Клянусь четой и нечетой»

  1. От чьего имени излагается? (Аллах). Переложение 1 суры.

  2. О чем стихотворение? (Он дает наставление пророку, который должен нести истину. Бог одарил его языком, словом. Это его главное оружие. Словом врачевать души людей)

  3. На чем должно быть основано поведение человека? (честность)

  4. Тема стихотворения - могущество слова, власти языка.

  5. Мелодичный и ритмичный ямб, более всего присущий русской поэзии, передает читателю внутренний подъем автора

- Анализ стихотворения «Смутясь, нахмурился пророк»

  1. О чем это стихотворение? (О суде над человеком из-за неверия)

  2. Какие 3 образа вводит А. Пушкин? (Брат, сын, мать. Это самые близкие друг другу люди, но страх такой, что они бросают друг друга)

  3. Какое слово усиливает мотив суда? (глагол «отпрянет»)

  4. Какой прием помогает воссоздать картину? Какой прием передает динамику (аллитерация: Г,Т, Д - грохот, гром)

  5. За что был наказан человек? (гордость, неверие)

Почто ж кичится человек?
За то что наг на свет явился?
Что дышит он не долгий век,
Что слаб умрёт, как слаб родился?

Риторические вопросы и восклицания придают духовным одам А.С. Пушкина особую торжественность.

Четверостишие из третьего "подражания" словно предвещает последнюю строфу пушкинского "Памятника", который будет написан через двенадцать лет:

С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых,
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых.

И последняя строфа из "Памятника":

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

И в "Подражаниях Корану" и в стихотворении "Памятник" А.С.Пушкин утверждает высокое предназначение творчества, подчёркивая святость поэтического дара и слова.

"Нечестивым", как и "глупцам", чужда божья истина, как и истинное искусство.

- Анализ стихотворения «С тобою древле, о всесильный,»

  1. О чем повествует? (спор между царем и Богом)

  2. Есть ли между ними посредник? (поэт обостряет течение конфликта тем, что с царем спорит не Авраам, а сам Бог)

  3. Охарактеризуйте обе стороны:

Царь - безумный гордец, олицетворение порока, самоуверенный хвастун

Бог - всесильный, могучий

  1. Можно ли разделить на части?

1 - конфликт

2 - (5 - 10 строках) спор: царь осмелился выдвинуть свои доводы («с тобою, боже, равен я»)

  1. Равны ли? Рассмотрите диалог.

  2. Как рифмуются строфы? Диалог состоит из 6 стихов.

Бог: 1 - 2, 3

Царь: 4 - 5, 6

Ритмический узор как бы указывает на равенство. Но равенство мнимое.

  1. Что произошло после этой дерзкой реплики? (взрыв негодования Бога)

- Анализ стихотворения «И спутник усталый на бога роптал…»

«Путник усталый» - это сам поэт, отразивший в форме аллегории собственную жизнь, в которой имели место в свое время и ропот на бога, и блуждания, и скитания.
Смысл этого «подражания» в преодолении пессимистического начала, характерного для лирики Пушкина 1823 г. и начала 1824 г.

В этой пустыне идёт вечная борьба между верой и неверием, между добром и злом - борьба. Тема пути человека по пустыне жизни от заблуждения к истине.

Поэт верит в путника, в его духовное прозрение и возрождение. Неопытный путник сбился с пути не только географически, но и духовно.

В стихотворении воплощается пушкинская философия бытия - философия бессмертия природы и человека в ней.

Пророк Мухаммед для Пушкина прежде всего поэт, а не религиозный деятель, слова «пророк» и «поэт» для него, как известно, - синонимы. Поэтому, перелагая строки Корана, Пушкин вводит в них и этот свой излюбленный мотив могущества Слова, перекликающийся с содержанием его программного стихотворения «Пророк»

Основная тема цикла - тема поэта, назначение поэзии. Поэт должен вещать правду, презирать обман, служить человечеству, «глаголом жечь сердца людей»

Пушкин был чрезвычайно восприимчив к иным национальным мирам и культурам, и в его творчестве, по словам Ф.М. Достоевского, "засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении" (Речь о Пушкине), поэтому В. Г. Белинский писал: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека…».


  1. Рефлексия.

Подведем итог. Что лежит в основе цикла «Подражание Корану»? Какие сокровенные мысли доверил читателям поэт?

Заполните таблицу «Узнал».

Литература:

  1. ЦОР «История искусства». ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий»

  2. ЦОР «Уроки литературы. 7-8 классы». «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  3. Аракчеева В.И. «А. С. Пушкин. Стихотворный цикл «Подражание Корану». Композиция и жанровое своеобразие».

festival.1september.ru/articles/643489


  1. Софья Коганович. Новые темы в Стандарте по литературе: А. С. Пушкин «Подражания Корану». Материалы к уроку.

lit.1september.ru/article.php?ID=200602209


© 2010-2022