Конспект урока литературы в 10 классе

                                        Урок литературы в 10 классе. Тема гибели души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни.                                                П.Вайль. А.Генис. I. Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « САРПИНСКАЯ СОШ»

Урок литературы в 10 классе.



Тема гибели души

в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».





Учитель: Нимгирова Антонида Сангаджиевна.



Урок литературы в 10 классе.

Тема гибели души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни.

П.Вайль. А.Генис.

I. Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

II. История создания рассказа.

В первоначальном замысле повествование велось от первого лица. «Филимоновы - талантливая семья, - читаем в «Записной книжке» Чехова, так говорят во всем городе... Он чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит, она пишет либеральные романы; «Мальчик в передней: «Умри, несчастная!» В первый раз, в самом деле, все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через три года ... когда я уходил от Филимоновых, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

В первом издании «Ионыча» эта особенность композиции (повествование от лица очевидца - «я») подчеркивалась подзаголовком «рассказ». Отказавшись в последующих изданиях от этого, Чехов стер грань между очевидцем и автором, но сохранил особенности построения: сюжетным стержнем является судьба одного человека, и в параллель к ней также рисуются «дополнительные эпизоды и персонажи», создающие в общей сложности обобщение о современной жизни. Семья Туркиных изображена в перекрестном восприятии ее обывателями, Старцевым и рассказчиком - автором. Этим способом Чехов передает свое ироническое отношение к героям рассказа.

III. Работа над рассказом.

-Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека)

-Какова основная идея произведения?

(Заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

-Какова композиция рассказа?

(Рассказ построен по законам романного жанра. В нем есть и экспозиция, и завязка, и кульминация, и развитие действия, и эпилог. «Поразительно, но в коротком «Ионыче» нашлось место даже для почти обязательной принадлежности романа - вставной новеллы».

-Как в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется обращение к тексту.

Первые предложения несут наибольшую эстетическую нагрузку. Талантливая семья Туркиных - украшение города. Но так ли это? Чехов редко выражает свою точку зрения, он лишь дает намек, чтобы читатель домыслил. Так первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным. Такое построение акцентирует внимание читателя на то, что жизнь в городе С. скучна и однообразна.

(В литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиция главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений). Нам представлена обстановка, в которой оказался молодой врач Старцев.

- О чем заставляет задуматься фамилия героя?

-Каковы взгляды, характер этого человека?

I Глава. Итак, Старцев назначен земским врачом. Его считали интеллигентным (?!) и трудолюбивым человеком. (Чтение последнего предложения третьего абзаца - художественная деталь). Герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие, настроение жизнерадостное. Но автор акцентирует «своих лошадей у него не было» (вводное предложение выделено скобками).

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на события.

Чехов открывает рождение мысли Старцева - «Вера И. читала о том…, чего никогда не бывает в жизни».

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит, но после трудного дня можно слушать что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать)

-А как в рассказе подается игра Екатерины И. на рояле? Что особенного вы заметили? (чтение эпизода).

Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова голос автора: «Он, смеясь одними только глазами…)

-Какой вывод?

Чехов дает понять, что остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.

Вывод: Мы видим через основные художественные детали, что в городе С. однообразная жизнь. В самой приятной семье - люди бездарные, неталантливые.

Но Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

II Глава. Прошел год. Время - важная художественная деталь.

-Что изменилось за этот год?

(Старцев в трудах. Снова у Туркиных. Влюблен. Образ Е.И. - Старцев и автор.)

-Найдите, какой видели Е.И. Старцев и автор?

-Может быть, Котик - редкое исключение в городе С? Чтение - свидетельство ее духовности?

-Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.

Историю романтического свидания Чехов предваряет художественной. деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

На кладбище душа Старцева отозвалась красоте природы, перед ним как бы открылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

III Глава свидетельствует о неудачном предложении. Но не только читатель, но и герой внутренне готов к такому концу. «У Старцева перестало беспокойно биться сердце…».

IV Глава. Прошло 4 года.

-Какие изменения произошли в семье Туркиных? Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой: «У Котика во взгляде и манерах было что-то новое - несмелое и виноватое, точно здесь… она чувствовала себя дома».

Иван Петрович, Пава не изменили своему «репертуару». И вслед за автором мы делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков должен быть город?!)

-Изменилось ли отношение Д. Ионыча к ним? (Иное. Он проезжает мимо их дома и больше никогда не возвращается в дом Туркиных).

-Отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

V Глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Чтение I абзаца.

В конце Старцев такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором: «За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Поэтому глаголы употреблены в форме настоящего (а не прошедшего времени), так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

-Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

IV Рост материального преуспевания доктора Старцева. Моральное и духовное опустошение.

Вывод: Художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему; судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, нечуткость к людям, раздражительность, непоследовательность, лень, нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь исключила Старцева из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.

Если человек изменяется силой обстоятельств, в нем гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. В финале Старцев и Туркины уравнены: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

И все же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь.

Вопросы стр.356

Домашне задание: Сочинение - миниатюра «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?

- по учебнику стр.301-303.



© 2010-2022