Уникальная единица ономастики - никнейм

"Описание материала: Никнейм - новая единица ономастики, науки, которая изучает имена собственные. Наша задача - разграничить понятия «никнейм», «псевдоним» и «прозвище». Найти в них черты, роднящие и отделяющие их друг от друга. Оригинальность единицы «никнейм», на наш взгляд, в первую очередь, в уникальном предназначении: самостоятельно выбранный визуальный код, способствующий отражению индивидуальности на просторах Интернета. Также самобытным является и форма написание ника: используются не ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УНИКАЛЬНАЯ ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА - НИКНЕЙМ



Наш век - это время компьютерных технологий и глобальных сетей. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, огромной популярностью пользуются различные сайты, созданные для коммуникации людей. Глобальная сеть является необъятным простором для новых знакомств, общения, где каждый человек может найти для себя что-то интересное. Для пользования различными возможностями Интернета необходимо придумать себе виртуальное имя - ник, который может или полностью совпадать с официальным именем, переданным в русской сети кириллическим или латинским шрифтом, или же содержать «вкрапления» в официальное имя, а также полностью заменять имя, создавая тем самым интернет-псевдоним. Невероятная популярность icq обусловлена огромным количеством пользователей, которых к 2007 году насчитывалось порядка 85 млн. человек. При виртуальном общении в рамках этой программы каждый сталкивался с выбором ника.
Мы все привыкли к тому, что многим людям дают прозвища, которые часто сопровождают их потом всю жизнь - в школе, в семье, среди друзей. Их дают окружающие люди, стараясь как-то определить для себя - кто же ты есть на самом деле. Интернет дал возможность каждому выбрать себе новое имя или прозвище, которое ему самому кажется наиболее подходящим. Предоставлена еще одна возможность занять своё собственное место в мире с помощью имени. Кроме того, выбор виртуального имени определяет склонности человека, иногда даже некоторые черты его характера. Недаром известную всем пословицу в виртуальном мире перефразировали: «Скажи мне, какой твой ник, и скажу, кто ты».
В ходе работы я обратил внимание, что некоторые выбирают ник - новое имя, раз и навсегда, другие меняют его время от времени (видимо, с изменением своего позиционирования в окружающем мире), одни придумывают его себе самостоятельно, а другие просят друзей придумать.

Актуальность исследования определяется интересом к никнейму как перспективному объекту многоаспектного анализа, потребностью описания сетевого имени как новой ономастической единицы в виртуальной реальности (в чате, блоге, форуме, игре), недостаточной обоснованностью номенклатур разновидностей никнейма, также необходимостью изучения функциональных особенностей сетевого имени как малоизученного явления в виртуальной коммуникативной среде.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлен новый взгляд на статус никнейма как особой группы имен собственных. В нашей работе никнейм представлен как уникальная единица ономастики, самобытность который заключается в необходимой графической и смысловой уникальности.

В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза: глобальное распространение Интернет-коммуникации привело к популяризации особой интерактивной среды общения (Интернет-чатов) в режиме онлайн, где основным условием пользовательской идентификации является сетевое имя, которое выступает как языковой код, вербализующий образы, создаваемые в процессе кодирования и декодирования информации о виртуальной личности.

Объектом исследования является сетевое имя (синонимы: «никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе виртуальной коммуникации.

Предметом исследования послужили обусловленные спецификой Интернет-коммуникации лингвистические особенности никнеймов и их функциональные свойства, выявляемые в условиях свободного ассоциативного эксперимента.

Специфика никнеймов определяется, в первую очередь, сферой их использования - интернет-пространством, что находит отражение в их характеристиках. Так, А.Кушнир рассматривает ник с текстом (фразы в чате) как равносильные, неотделимые понятия, поскольку это важнейшие элементы чатового общения. А создание никнейма он определяет как творческий акт, и его появление вызывает определенный горизонт ожидания всех чаттеров. Е.А.Белоусова под виртуальным именем подразумевает имя, которое пишется, а не слышится. Это так называемый визуальный сигнал, а не акустический. Хотя, в случае с прозвищем мы имеем обратное - акцент на аккустическом знаке.

Свое видение понятия «никнейм» выражают и сами пользователи Интернета. Так, О.А.Харитонова (ник Джессика), автор статьи «Ники как псевдонимы в виртуальном общении», дает следующее определение: «ник - это имя, под которым человека знают в чате», это нечто иное, как роль, образ, взятый напрокат, своеобразная самопрезентация, визитная карточка, предъявленная для идентификации и привлечения внимания. Участник интернет-форума под странным ником Выхода нет написал, что «ник - один из основных способов самопрезентации в Сети. Ники могут много сказать о человеке, зачастую люди выражают ником свои интересы, увлечения. Иногда по нику, как по первому впечатлению, я могу сказать: интересен мне этот человек для беседы или нет». Продавец счастья уверен, что «многие пользователи Всемирной паутины используют ее, в частности чаты и форумы, для создания какого-то собственного иллюзорного виртуального мира, они создают себе новый образ, новую манеру поведения, новую биографию и, конечно, новое имя как главную деталь нового имиджа. Ники придумываются тщательно, как костюм, предназначенный для маскарада, и часто имеют самый замысловатый вид».

Главным признаком никнеймов является самономинация: они выдумываются самими номинаторами, то есть человек сам называет себя. Такой тип имен собственных определяется как псевдоним (греч. рвеиёоБ - ложь, onyma - имя): «вид антропонима, т.е. вид любого собственного имени, которое может иметь человек; это вымышленное имя, существующее в общественной жизни человека наряду с настоящим именем или вместо него». В связи с этим никнеймы часто относят к псевдонимам. Так, в Википедии (интернет-энциклопедии) никнейм или ник (от англ. nickname/nikneim) определяется как сетевое имя или псевдоним, используемый пользователем в Интернете при общении в чате, форуме или блоге. Во французском языковом сообществе, где предписано избегать англицизмов, используется термин «le pseudonyme sur Internet».

По мнению Б.Башаевой, никнейм - это тот же псевдоним, прозвище или импровизация собственного имени. А.В.Жичкина полагает, что в Интернете коммуниканты, описывая себя определенным образом, создают так называемые «виртуальные личности», которые наделяются именем, часто псевдонимом, называемым nick (от nickname - псевдоним) или label - лейбл, ярлык. По словам К.С.Цибизова, ник (кличка, псевдоним) - это имя, выбираемое коммуникантом, в котором раскрывается желание автора, «надев на себя маску героя своего прозвища», побыть тем, кем хочется быть. Он создается с помощью лексических и паравербальных языковых средств.

В лингвистике псевдоним определяют как вымышленное или условное имя. Причинами появления псевдонима бывали также неблагозвучие фамилии, боязнь провала на литературном поприще, сословные предрассудки, наличие однофамильцев. От других ономастических единиц псевдоним отличается не только свойствами искусственного целенаправленного самонаречения, ограниченного характера употребления в нескольких или одной сфере, вторичной номинации. Отмечается двуплановый характер его семантики - способность выполнять функцию имени собственного, сохраняя доономастическое значение основы, а также специфика функций - с одной стороны, маскировочная (сокрытие настоящего имени), с другой - рекламная.

Как имена собственные никнеймы обладают признаком единичности обозначения отдельных индивидов. Выбор виртуального имени осуществляется носителем произвольно, а личностные свойства, имплицитно заложенные в слове-знаке, субъективны и не могут в полной мере отражать реальные характеристики человека. Что касается перевода на другой язык, то никнеймы, как имена собственные, не могут быть формально переведены, но возможны в некоторых случаях их интерпретация или комментарии. Например, никнейму «Киска» можно подобрать английский эквивалент «Pussy», а «про100ОЛЯ» - нет. Никнеймы обладают грамматической однозначностью и спецификой формы, поскольку в состав имен могут быть инкорпорированы графические обозначения: Sl@va, Prince$$ka, -=Volk-D=- и т.п.

Обладая основными признаками имен собственных, никнеймы составляют, тем не менее, особую группу благодаря отдельным особенностям.

Существенным для решения статуса никнейма является вопрос о двойственном характере антропономической лексики. Идеи об общих и единичных именах Т.Гоббса, развоплощенных и воплощенных именах А.Гардинера, нашедшие развитие в отечественной лингвистике, сводятся в целом к тому, что одни имена являются принадлежностью языка, потенциальным ресурсом для именования вне связи с конкретным лицом, другие закрепляются за конкретными индивидами, актуализируясь при определенных условиях. Исходя из этих особенностей, никнеймы входят в сферу «актуальной антропонимии», представляющей собой, по словам С.Н. Смольникова, «систему конкретно-референтных собственных именований, актуальных для носителей языка и употребляемых в речи для обозначения и индивидуальных объектов». Это означает, прежде всего, что никнеймы, в отличие от потенциальных имен, имеют закрепленность в языке и способность к устойчивой воспроизводимости, они являются результатом речевой номинации. Среди основных характеристик никнеймов - единичность и определенность номинации, наличие референции, а также семантическая и структурная специфика.

Прозвища и клички, которые с первого взгляда кажутся близкими к понятию «никнейм», объединяются и с точки зрения их категориальных признаков, среди которых отмечают неофициальность, факультативность (по сравнению с обязательными личными именами и фамилиями), «личностную конкретность», неисчерпаемость материала для их образования (открытый ряд), «индивидуальную анонимность», эмоциональную окрашенность, наличие типичных структурно-образовательных моделей, сохранение исходной языковой мотивации . Что касается сферы употребления прозвищ и кличек, то исследователи указывают на ограниченность их использования принадлежностью к отдельному социуму или локальностью и окказиональностью.

Одной из особенностей кличек и прозвищ является их связь с явлением вторичной номинации, в результате которой выявляется соотнесенность существующего в языке словесного знака с новым окказиональным референтом. М.А.Арутюнян, обращаясь к данной проблеме, уделяет внимание использованию во вторичной номинации имен нарицательных - «говорящих имен», например: Лиходеев, Босой и т.д. (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»). Типичным говорящим именем является конкретное имя, созданное автором в конкретном произведении. В отличие от клички или прозвища оно является первичным, основным и используется только в данном авторском произведении.

При обращении к источникам именования среди никнеймов заметны аналогичные процессы. Прежде всего, можно говорить о вторичной номинации, причем в образовании никнеймов участвуют как имена собственные, так и имена нарицательные. Имена собственные могут быть представлены прецедентными именами, позволяющими обозначить определенный признак (Дракула, Амазонка901, хБагирах), или являться модифицированным личным именем или фамилией, идентифицирующими личность (Володя, Натали, Sergio, scoriak), при этом чаще всего добавляется коннотативный компонент (Катечкин, Т@нюшк@). Нередки и аналоги «говорящих имен», используемых для подчеркивания собственных качеств: Beauty (красота), pchelka, Зеленоглазая.

Прозвище и кличка квалифицируются, таким образом, как такой вид антропонима, который характеризует и индивидуализирует объект (лицо) по определенному, чаще всего оценочному, признаку, сохраняя прозрачность номинации. По общим параметрам налицо определенное сходство никнейма с прозвищем и кличкой. Однако функциональная специфика никнеймов, заключающаяся в самонаименовании, позволяет считать их специфическим явлением, лишь в некоторой мере пограничным процессу именования посредством прозвищного лексикона.

На наш взгляд, по своей характеристике вымышленного имени, заменяющего настоящее имя и придуманного его носителем, никнейм может быть отнесен к псевдонимам, но с определенной оговоркой. С точки зрения формальных особенностей создания имен псевдонимы и никнеймы имеют некоторые сходные признаки. Прежде всего, это индивидуальная принадлежность (связь с автором): Анжелика Варум - псевдоним популярной певицы Марии Варум, ники Stepashka (Дмитрий Степанов), samolya (костян самойлов).

Еще один признак, объединяющий псевдоним и никнейм, - самоназывание, самоидентификация. Понятие псевдонима как средства самоименования автора оспаривается некоторыми исследователями, поскольку псевдоним может быть результатом творчества не только его носителя, но и других людей. Очевидно, что данное утверждение применимо к литературным или иным произведениям, где роль именователя может выполнять издатель или продюсер.

Когда человек придумывает себе псевдоним или никнейм, он идентифицирует, называет себя, рисует определенный образ. Так, например, при восприятии ника ...Одинока... (Ксения Тихонова) всплывает образ одинокой девушки, которая, придумав себе такое виртуальное имя, рассчитывает познакомиться, найти подходящих собеседников в чате. Считается, что в процессе придумывания образа (личности) в псевдониме присутствует больше официальности, чем в нике, к примеру, Марина Влади - Мария-Луиза Полякова-Байдарова (жена В.Высоцкого), Мэрилин Монро - Норма Бейкер (американская киноактриса).

Следует отметить, что рассматриваемые ономастические единицы индивидуальны и специфичны по своему строению и смыслу. Они могут состоять как из одного, так и из нескольких слов, употребляться как в прямом, так и в переносном смысле: Карандаш - псевдоним М.Н.Румянцева, ники: ГлАмУр ЛеДи, ильмирочка илькабаева, зимародок - гала зарослова.

При создании псевдонима и никнейма важна мотивированность. Псевдонимы придумывали не только для того, чтобы скрыться, но и чтобы выделиться среди других (Саша Черный - Александр Михайлович Гликберг, Мадонна - Мадонна Луиза Чикконе). Что касается никнеймов, рассматриваемый признак чаще всего строится на ассоциативных связях, которые являются внутренней реакцией на слово-стимул (Fire - Илья, m@lina - Мария Князева). Когда коммуникант в чате ищет себе собеседников, то в первую очередь он обращает внимание на первичную информацию будущего собеседника, т.е. на никнейм, и лишь затем обращается к вторичной информации - фамилия, имя, отчество, пол, возраст, город и другие данные. Стоит учитывать фонетико-графические особенности, которые придают виртуальному имени эмоциональность, забавность, карнавальность, кокетство, например, @@-(Kr@s@vCHiK)-@@ (без имени), анюта:-*(анюта+смайл «поцелуй»), «@леськ@!» (алеся).

Среди изучаемых единиц ономастики, кроме того, наблюдается некоторая аффектированность (искусственность). Способ создания бессмысленных слов в качестве никнеймов - Nikitaki (таня) - требует расшифровки. Среди посетителей чатов немало тех, кто не задумывается, что означает их сетевое имя, главное, что оно есть. Так называемые новые лексические единицы никогда не будут зафиксированы в словарях, поскольку их смысл знает (или не знает) только тот, кто придумал его, например, AmunRa (Александр), Грувибузик (нет имени), Keitaro (Михаил).

Необходимо отметить и такой признак, как экспрессивность, который придает выразительность и больше присутствует в никах, нежели в псевдонимах. Так, например: Демьян Бедный - псевдоним русского, советского писателя Ефима Алексеевича Придворова; ники ChudiC (Виталя), стерва (сниженный).

Таким образом, основное сходство никнеймов с псевдонимами основывается на признаках вымышленности имени, индивидуальной принадлежности, самоназывания и самоидентификации, мотивированности, искусственности, экспрессивности, а также ограниченности сферы употребления. Вместе с тем очевидны и определенные отличия никнеймов от собственно псевдонимов.

Возникновение ников связано с новым видом коммуникации (сети Интернет) и имеет целью не столько скрыть реальную информацию о себе, сколько позиционировать себя в виртуальном мире, подчеркнув личностные черты или создав определенный образ, чаще всего придуманный. Поэтому в никах необходимы замысловатость, вычурность, изюминка, а в псевдонимах - в большей степени анонимность, тайность настоящего имени. Специфика использования и, следовательно, создания никнеймов связана с тем, что интернет-коммуникация позволяет установить не односторонний, а взаимный контакт коммуникантов. В этой связи в никнейме как слове-знаке прагматический компонент более эксплицирован, чем в псевдониме. Он выражает информацию о коммуниканте, стремящемся в первую очередь обратить на себя внимание, создать благоприятные условия для восприятия смыслового оттенка ника (если он присутствует). Рассматривая никнеймы как явление, смежное понятию «псевдонимы», следует подчеркнуть их специфику, обусловленную сферой использования в сети Интернет, представляющей особый вид коммуникативного пространства.

Таким образом, никнейм - новое явление в ономастике, появившееся в результате развития интернет-коммуникации. Оно обнаруживает структурно-семантические и функциональные сходства прежде всего с псевдонимами, а также с кличками и прозвищами. Уникальность данной единицы ономастики к том, что никнейм выбирается самим пользователем, а не навязывается социальной средой (как в случае с прозвищем). Отличие от псевдонима, который также избирается человеком по желанию, в задаче средства и сфере употребления. Ник использует только Глобальная Сеть. Главной задачей псевдонима является сокрытие истинного лица, задачей никнейма - выражение индивидуальности. Хотя, мы не станем отрицать, что данные ономастические единицы тесно связаны друг с другом. Однако несомненным является и особый статус этих языковых единиц, выражающийся в специфике их образовательных моделей и в исключительности контекста использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян М. А. Антономасия как средство языковой номинации // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2010. № 2.

2. Башаева Б. Никнейм как явление ономастики: лексико-грамматическая характеристика. URL: http ://sugi-obninsk.ru/index.php? set=cont&id=60

3. Бедняков А.С., Матийченко А.С. Русский язык: учебное пособие для нерусских педучилищ. Ч. 1.: Лексика, фонетика и морфология. М., 1962.

4. Белоусова Е.А. Формирование айдентити современного пользователя Интернет: гендер, класс, раса. URL: http//vzar.net/forum/showthread.php?= 1241

5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.

6. Вальтер Х., Мокиенко В.М. Русские прозвища как объект лексикографии // Вопросы ономастики. 2005. № 2.

7. Вороничев О.Е. О взаимодействии собственных и нарицательных имен существительных // Русский язык в школе и дома. 2010. № 2.

8. Жичкина А.В. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. URL: flogiston.ru/ articles/netpsy/refinf.html

9. Кушнир А. Чат как драма. URL: сетевая-литература.рф/teoriya/kushmr.html

11. Матвеев А.К. Апология имени // Вопросы ономастики. 2004. № 1.

12. Мочалкина К.С. Псевдонимы в системе современной русской антропонимии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004.

13. Смольников С.Н. Актуальная и потенциальная русская антропонимия // Вопросы ономастики. 2005. № 2.

14. Харитонова О.А. Ники как псевдонимы в виртуальном общении. URL: forum.setko.ru/view-topic.php?f=28&t=712

15. Холодных Г.В. Псевдоиздания: понятие, сущность, виды (на примере изданий на французском языке XVIII - начала XIX вв.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

Научная библиотека КиберЛенинка: cyberleninka.ru/article/n/mesto-nikneymov-v-onomastike#ixzz2iNNgQIjs

8


© 2010-2022