Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (урок русского языка в 5 классе)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые

(урок русского языка в 5 классе)

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению одушевленных и неодушевленных имен существительных;

создать условия для развития умений самостоятельно применять полученные знания, для развития орфографических и пунктуационных навыков;

способствовать воспитанию у учащихся любви к Родине, родному краю.

Оборудование: учебники, ручки, карандаши, тетради; распечатанные тексты, тесты.

Тип урока: комбинированный


Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

II. Орфоэпическая разминка.

- Прочитайте слова с правильной постановкой ударения

Выздороветь, звонить, досуг, свёкла, свитер, торты.

-Знакомства с новыми словами (чтение вслух, хором)

Кашне /нэ/, фарфор, цемент, шоссе /сэ/

Какие значения слов вы не знаете?

Кашне - узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

-Составим с этими словами словосочетания или предложения.

III. Формирование цели и задач урока

-Какая тема нашего урока?

-Определим цели урока по опорным словам

Повторить - (об имени существительном, орфограммы)

Изучить - (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Научиться - (различать одушевленные и неодушевленные имена существительные)

-Чтобы реализовать поставленные цели, необходимо вспомнить, что такое имя существительное.

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что еще мы знаем об имени существительном?

- Чем чаще всего бывают в предложениях имена существительные?

IY. Орфографическая разминка (слова написаны на доске)

Пол..жение , изл..жение, сл..гаемое,р..стение, р..сток;

- Какое слово лишнее?

Ж..лудь, ш..пот, крыж..вник, пч..лы;

- Какое слово лишнее?

Ц..рк, ц..гане, с улиц.., панц..рь.

- Какое слово лишнее?

V. Мотивация учебной деятельности

- Запишем предложение

На полянах росли необычные цветы, и в садах пели птицы.

- Подчеркните грамматическую основу предложения. Какое это предложение? Составьте схему этого предложения.

VI.Изучение нового материала

- Найдите в предложении имена существительные, определите род, число, падеж.

- Назовите существительное, которое отвечает на вопрос кто? - одушевленное.

- Назовите существительное, которое отвечает на вопрос что? - неодушевленное.

- Откроем учебники на с____ и прочитаем правило.

VII.Закрепление нового материала

1.(Устно) Определяем одушевленность и неодушевленность имен существительных.

Молот, колос, дерево, сторож, парашютист, деревня, февраль, орел, окунь, тигр, друг, окно.

Физкультминутка

2.Работа с текстом (упр. 480)

-Прочитайте текст.

-О чем говорится в тексте?

-Что же такое Родина?

-Подберите синонимы к слову Родина.

-В каком случае будут синонимами Родина-Россия?

-А что значит Родина для вас, ребята?

- Что значит любить и беречь свою Родину?

(Поговорить о животных и растениях, занесенных в Красную книгу)

-Выпишите из текста в два столбика имена существительные

одушевленные неодушевленные

-Проверка

3.Работа с текстом (читает учитель)

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко зам..чаешь след санной дороги. Д..леко уходит у(з,с)кая тр..пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее с..неющей снежной б..лизне отражается м..рцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

-О чем говорится в тексте?

-Определите стиль и тип текста.

(Художественный, описание)

-Какое выразительное средство во втором абзаце использовал автор, чтобы показать красоту февральской ночи? (сравнение)

Учащиеся списывают текст, графически объясняют орфограммы, указывают на одушевленные и неодушевленные имена существительные, определяют их род, число, падеж.

4. Тест

I.Укажите неодушевленные имена существительные:

1) Товарищ, 2) книга, 3) молодежь, 4) студент, 5) море

II.Укажите одушевленные имена существительные:

1) Телевизор, 2)сапоги, 3) подруга, 4) обезьяна, 5)аист

VIII. Итоги урока:

-Цели, которые мы поставили в начале урока, мы достигли?

С какими существительными мы познакомились?

(оценки)

IХ.Сообщение домашнего задания: Упр. 479(1-2)

Х. Рефлексия

1.(Устно) Определяем одушевленность и неодушевленность имен существительных.

Молот, колос, дерево, сторож, парашютист, деревня, февраль, орел, окунь, тигр, друг, окно.

2.Работа с текстом

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко зам..чаешь след санной дороги. Д..леко уходит у(з,с)кая тр..пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее с..неющей снежной б..лизне отражается м..рцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

3. Тест

I.Укажите неодушевленные имена существительные:

1) Товарищ, 2) книга, 3) молодежь, 4) студент, 5) море

II.Укажите одушевленные имена существительные:

1) Телевизор, 2)сапоги, 3) подруга, 4) обезьяна, 5)аист

© 2010-2022