Рабочая программа по элективному курсу 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Правописание и культура речи»

Класс 11

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основе Программы «Правописание и культура речи» под редакцией М.Т. Баранова -М.:Дрофа, 1999 г

Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с методическими рекомендациями автора . из расчёта 2 часа в неделю (64 часов в год).

Изменений нет. Работаю согласно программе.

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии куль­туры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.

Вот почему программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в пись­менной речи. Кроме того, свободное владение орфогра­фией и пунктуацией родного языка предполагает уме­ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска­зывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть ре­ализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправлен­ное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе стано­вятся, во-первых, усиленное внимание к семантиче­ской (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно при­менить то или иное правило, не искажая смысла вы­сказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основы­вается на языковом чутье и удовлетворяет потреб­ность человека разгадать тайну рождения слова, по­нять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.

И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об­ласти правописания и формирование умения ориен­тироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различны­ми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последова­тельность изучения правил избрать, чтобы в резуль­тате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на не­которые нарушения орфографических и пунктуаци­онных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выби­рать из десятков правил именно то, которое соответст­вует данной орфограмме и пунктограмме. Такое уме­ние значительно облегчает задачу усвоения самих пра­вил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличи­тельные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полу­ченные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективны­ми приемами, которые помогают реализовать указан­ные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимоло­гическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).

Кроме того, огромными обучающими возможностя­ми обладает такой прием, как орфографический ана­лиз структурно-семантических схем слова (или слово­образовательных моделей), который развивает языко­вую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответству­ет данное слово и десятки других слов этой группы Для того чтобы полностью воплотить идею систе­матизации знаний и совершенствования на этой ос­нове соответствующих умений, предлагается изоли­рованное изучение каждой части русского правопи­сания: орфографии (первый год обучения) и пункту­ации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное по­вторение важных пунктуационных правил при рас­смотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфо­графических умений.





Учебно-тематический план

№п\п

наименование разделов

всего

часов

1

Повторение пройденного в 5-9 классах

2

2

Яык и письмо

2

3

Разделы и принципы русской орфографии

2

4

Единица русской орфографии

1

5

Типы и виды орфограмм

2

6

Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки

1

7

Выбор орфограмм по сильной позиции гласных и согласных в приставках и корнях слов

1

8

Чередующие гласные в корнях слов

1

9

Орфограммы в приставках на -з(-с) и пре-при-

1

10

Орфограммы-гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц

3

11

Одна и две буквы н в корнях и суффиксах слов

2

12

Орфограммы-гласные буквы в окончаниях склоняемых слов

3

13

Орфограммы-гласные буквы в окончаниях глаголов

3

14

Буква о и а на конце наречий

2

15

Буквы ъ и ь (не после шипящих)

2

16

Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных

2

17

Дефисы в словах и между словами

1

18

Слитные и раздельные написания в словах и между ними

3

19

Употребление больших и маленьких букв

1

20

Повторение и систематизация пройденного

1

21

Пунктуация и речь

1

22

Единица русской пунктуации

2

23

Знаки препинания и их функции

1

24

Принципы русской пунктуации

1

25

Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания

2

26

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте

6

27

Знаки выделения в простом предложении

6

28

Знаки разделения в предложении и тексте

6

29

Культура речи

1

30

Правильность речи

3

31

Речевое мастерство

3

32

Повторение и систематизация пройденного

2

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, автобиография,заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание учебного курса

Повторение пройденного

Единицы языка, их взаимосвязи в языке, функционирование в речи Слово и предложение. Предложение, его строение.

Язык и письмо

Разделы и принципы русской орфографии

Назначение орфографии. Разделы русской орфографии.

Принципы русской орфографии.

Реформы русской орфографии. Своды орфографических правил

Единица русской орфографии

Типы и виды орфограмм

Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки

Выбор орфограмм по сильной позиции гласных и согласных в приставках и корнях

Чередующиеся гласные в корнях слов

Орфограммы в приставках на -з(-с)-и пре- при

Орфограммы-гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил

Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов

Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил

Орфограммы-гласные буквы в окончаниях глаголов

Трудные случаи в применении орфограммы - гласные буквы в окончаниях глаголов

Буква о и а на конце наречий

Буквы ь и ъ (не после шипящих)

Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных

Дефисы в словах и между словами

Слитные и раздельные написания в словах и между ними

Трудные случаи в орфограмме слитные и раздельные написания в словах и между ними

Употребление больших и маленьких букв

Повторение и систематизация пройденного

Пунктуация и речь

Единица русской пунктуации. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка

Знаки препинания и их функции

Принципы русской пунктуации

Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте

Опознавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков завершения

Виды пунктуационных правил, регулирующих в знаков завершения

Виды дополнительной информации в простом предложении

Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную информацию. Условия выбора знаков препинания

Названия (виды) пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения

Смысловые отрезки предложения и текста, требующие разделения их знаками препинания; их синтаксическое оформление

Знаки препинания, используемые для разделения смысловых отрезков в предложении и тексте. Условия выбора знаков разделения.

Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения

Культура речи. Литературный язык и его нормы

Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов (диалектные, просторечные, ненужные заимствования иностранных слов)

Речевое мастерство. Поэтическое мастерство.

Повторение и систематизация пройденного








Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Валгина Н.С. «Современный русский язык: Пунктуация.»-М., 1989

Голован Б.Н. «Основы культуры речи» -М., 1988

Шатова ЕГ «Методика формирования обобщений при изучении орфографии»-М., 1990г

Алгазина НН «Формирование орфографических навыков» М., 1987г

Савко ИЭ «Весь школьный курс русского языка»

Содержание учебного курса

Образовательные электронные ресурсы

repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов

lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.

СD диски:

Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия;

Сдаем единый экзамен.







Тематическое планирование по элективному курсу

«Правописание и культура речи» в 11 классе


Тема

занятия

Количество

часов

Дата

Проведения

план факт

1

Повторение пройденного

Единицы языка, их взаимосвязи в языке, функционирование в речи

(2ч)

02.09

2

Слово и предложение. Предложение, его строение.

06.09

3-4

Язык и письмо

(2ч)

09.09

13.09

5

Разделы и принципы русской орфографии

Назначение орфографии. Разделы русской орфографии.

Принципы русской орфографии.

(2ч)

16.09

6

Реформы русской орфографии. Своды орфографических правил.

20.09

7

Единица русской орфографии

23.09

8-9

Типы и виды орфограмм

(2ч)

27.10

30.09

10

Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки

04.10

11

Выбор орфограмм по сильной позиции гласных и согласных в приставках и корнях

14.10

12

Чередующиеся гласные в корнях слов

07.10

13

Орфограммы в приставках на -з(-с)-и пре- при-

11.10

14-15

Орфограммы-гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц.

14.10

18.10

16

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил

21.10

17-18

Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов

25.10.

28.10.

19-20

Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов

11.11

15.11

21

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил

18.11

22-23

Орфограммы-гласные буквы в окончаниях глаголов

22.11

25.11

24

Трудные случаи в применении орфограммы - гласные буквы в окончаниях глаголов

29.11

25-26

Буква о и а на конце наречий

02.12

06.12

27

Буквы ь и ъ (не после шипящих)

09.12

13.12

28-29

Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных.

16.12

20.12

30-31

Дефисы в словах и между словами

23.12

27.2

32-33

Слитные и раздельные написания в словах и между ними

13.01

17.01

34

Трудные случаи в орфограмме слитные и раздельные написания в словах и между ними

20.01

35

Употребление больших и маленьких букв

24.01

36

Повторение и систематизация пройденного

27.01

37

Пунктуация и речь

31.01

38-39

Единица русской пунктуации. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка

03.02

07.02

40

Знаки препинания и их функции

10.02

41

Принципы русской пунктуации

14.02

42-43

Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания

17.02

21.02

44-45

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте

24.02

28.02

46-47

Опознавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков завершения

02.03

06.03

48-49

Виды пунктуационных правил, регулирующих в знаков завершения

09.03

13.03

48

Виды дополнительной информации в простом предложении

16.03

49

Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную информацию. Условия выбора знаков препинания.

20.03

50-51

Названия (виды) пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения

23.03

03.04

52-53

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения.

06.04

10.04

54-55

Смысловые отрезки предложения и текста, требующие разделения их знаками препинания; их синтаксическое оформление

13.04

17.04

56-57

Знаки препинания, используемые для разделения смысловых отрезков в предложении и тексте. Условия выбора знаков разделения.

20.04

24.00

58-59

Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения

27.04

04.05

60

Культура речи

08.05

61

Литературный язык и его нормы

11.05

62

Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов (диалектные, просторечные, ненужные заимствования иностранных слов)

15.05

18.05

63-64

Речевое мастерство

22.05

65-66

Поэтическое мастерство

25.05

67

Повторение и систематизация пройденного

68

Заключительный урок



© 2010-2022