Технологическая карта урока по литературе в 5 классе на тему: Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет: литература

Класс: 5Г МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты

Тип урока: урок «открытия» нового знания, анализ лирического произведения

Тема: Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Технология: проектно-исследовательская технология, КСО

Планируемые результаты

Личностные: осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам, признание общепринятых морально-этических норм.

Метапредметные:

познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;

коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;

личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Предметные: знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям.

Основные понятия: лирика, лирическое произведение, ритм, звукопись, эпитет, метафора, заимствованные и устаревшие слова

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык.

Ресурсы: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г., фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе, различные словари, 3 ноутбука, мультимедийный проектор,

Электронные ресурсы: inofon.rusobr.ru/


Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Мотивирование к учебной деятельности

Проверка готовности учащихся к уроку, включение в деловой ритм, создание эмоциональной обстановки (предлагает послушать фрагмент Торжественной увертюры «1812 год» П.И.Чайковского, задаёт вопросы на выявление восприятия музыкального произведения.),просит подобрать ассоциации к слову Бородино, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Слушают музыку, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя,

интересуются, называют ассоциации, связанные со словом Бородино, выдвигают предположения о теме урока.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её

Взаимодействуют с учителем во время опроса, делятся впечатлениями, вступают в диалог

Слушать собеседника, строить понятные монологические высказывания

Осознают актуальность и тематику урока, контролируют правильность ответов учащихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Активизирует опорные исторические и литературные знания, полученные в начальной школе. Организует коллективный анализ учебной задачи; фиксирует гипотезы. Объясняет целеполагание урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности

Осуществлять актуализацию исторических и литературных знаний, выделять существенную информацию

Осознанно строят речевые высказывания

Регуляция речевого поведения, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы её решения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

3

Выявление места и причины затруднения

Организует учебное взаимодействие. Создаёт проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступления учащегося.

Подготовленный учащийся рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях; слушают, обсуждают,

фиксируют собственные затруднения

Устанавливать причинно-следственные связи

Выслушивают ответы одноклассников,

Делать выводы

Принимают учебную задачу

Планировать необходимые действия

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Подводит к теме, организует обсуждение темы, целей урока.

Отвечают на вопросы, составляют модели учебных действий

Выдвигать цели, делать умозаключения

Обсуждают и формулируют тему урока

Излагать своё мнение

Определяют цели урока

Планировать учебную деятельность

5

Реализация построенного проекта

Читает стихотворение «Бородино», организует работу по осмыслению содержания текста.

Слушают, участвуют в беседе по сюжету стихотворения

Анализировать содержание поэтического произведения

Участвуют в обсуждении учебного материала,

Формулировать суждения

Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль

Адекватно оценивать свои возможности

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу в группах (Приложение №1,) с материалами учебника и дополнительной литературой корректирует выполнение заданий. Организует презентацию и обсуждение выполненных заданий

Строить логическую цепь рассуждения,

анализировать,

устанавливать причинно-следственные связи, фиксировать

результаты

Согласовывать усилия по решению учебной задачи,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения

Осуществляют пошаговый контроль,

взаимоконтроль

процесса выполнения задания

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, оценивать объективные трудности, контролировать ответы одноклассников

Создание проекта

Консультирует учащихся по вопросам содержания, корректирует направление работы групп по созданию проекта.

Учащиеся определяют направления и этапы работы, распределяют обязанности по выполнению работы, выбирают источники получения информации: учебник, материалы, подготовленные учителем, интернет.

Создание мультимедийных презентаций по каждому образу помещиков

В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи,

учатся формулировать свою позицию

Содействовать развитию коммуникативных умений, способности к продуктивному сотрудничеству, умения планировать свою деятельность, следовать намеченному плану работы.

Осуществить работы по формированию навыков работы с текстом, выполнения анализа и обобщения, умение выделять главное.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует прослушивание стихотворения «Бородино» в актёрском исполнении (Фонохрестоматия) и самостоятельную работу по составлению партитурной разметки фрагмента текста расстановка логических ударений, ритмических пауз, интонационное повышение и понижение голоса), выразительное чтение отрывка учащимися, организует обсуждение степени выразительности чтения

Составляют партитурную разметку отрывка так, чтобы передать патриотический пафос стихотворения

Сравнивать, сопоставлять,

анализировать степень выразительности чтения одноклассников

Учатся использовать речь для регуляции своих действий, во фронтальном режиме слушают актёрское исполнение

Выразительно читать,

понимать на слух текст стихотворения

В ходе заслушивания текста поэтического произведения осуществляют самоконтроль и контроль выразительности чтения

Выявлять отклонения от эталона, осуществлять взаимопроверку

8

Включение в систему знаний и повторение

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения, выявляет осознанность восприятия текста (каждая группа получает пакет с вопросами по тексту стихотворения, приложение №2). Оценивает результаты обсуждения характеров героев поэтического произведения и выявления идейного смысла стихотворения

Анализируют поэтическое произведение с целью определения идеи стихотворения, характера героев, роли и значения лирического героя, делают обобщающий вывод о смысле поэтического произведения

Осуществлять анализ поэтического произведения с выделением существенных смысловых признаков, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение

Строят рассуждения на заданную тему, делают вывод о смысле поэтического произведения с обоснованием

Понимать на слух ответы учащихся, строить высказывания, понятные для партнёров

Самопроверка, самооценка

Уметь оценивать себя и других

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Организует фронтальную беседу, рефлексию (приложение №3),.предлагает выбрать домашнее задание.

Анализируют учебную деятельность

Соотносить цель и результаты, степень их соответствия

Подводят итоги, делятся впечатлениями

Рефлексия своих действий

(полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых

действий)

Контролируют и оценивают результаты работы

Осуществлять итоговый и пошаговый

контроль по результату,

адекватно воспринимать оценку учителя

Приложение 1

Работа в группах

- «Лингвисты»

Задание:

1.Пользуясь «Словарем устаревших слов русского языка» и «Словарем иностранных слов», дайте толкование лексического значение следующих слов:

Редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, бусурман, поле грозной сечи, постоять головою.

2.Как называются такие слова? Почему М.Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? Можно ли было их заменить другими?

Группа №2- «Историки»

Задание:

  1. Профессор Н.Л. Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова модно назвать поэтической летописью Бородинского сражения…» Какие реальные события лежат в основе слов старого солдата? Почему автор доверяет рассказ об исторических событиях старому солдату, а не сам в торжественном стиле восхваляет подвиг русских воинов? Каков исход сражения?

  2. Каков исход сражения. Приведите подтверждение из текста.

  3. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения возникает ощущение победы? Какую оценку вы дадите исторический битве?

Группа №3 - «Литературоведы»

Задание:

1.Как говорит рассказчик о начале сражения? Перечислите глаголы, передающие движение.

2. Приведите примеры из текста.

3. Каким вы видите бой? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

Приложение 2

Вопросы группам по тексту стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  1. Чем можно объяснить наличие в тексте стихотворение слов : «мы», «наш», «наш», «наши», «все»?

  2. Что заставило старого солдата с гордостью говорить о прошлом?

  3. Какое чувство объединяло участников Бородинского сражение и воодушевляла их на подвиги?

  4. Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

…Могучее, лихое племя…

Высказывает ли этим бывший воин недоверие к следующему поколению? Почему? …

Приложение 3

Рефлексия

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

- Шевелить мозгами

- Краем уха

- Хлопать ушами.

© 2010-2022