Путешествие на космическом корабле «Пятерка»

Путешествие на космическом корабле «Пятерка» (урок в 5-м классе «Б» ) «Обобщение изученного по теме «Орфография» Задачи: § повторить и систематизировать изученный материал по орфографии; § подготовить учеников к контрольному диктанту; § побудить пользоваться орфографическими словарями. Форма: игра-путешествие. Учитель: - Ребята, наш корабль оторвался от земли и летит в открытое пространство Орфографии. А знаете ли вы что такое орфография? Обратите внимание на маршрутные листы нашего путешествия и ответьте на вопрос: с какими разделами орфографии мы познакомились с вами на предыдущих уроках? - Ребята, планета Орфография – это дивное место, здесь обитает огромное множество орфограмм. Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы что такое орфограмма? Как и в любом государстве на планете орфографии имеются орг... Учитель: Побываем в роли учителей.Найдите ошибки и объясните их причины: • каснуться, косание, прикасновение, касаться • полажение, слагать, сложить, пологаться, положиться • загар, загарелый, загорать, сгареть, сгорать • рости, растение, зарости, прорастать, рост, подросток, порасль; но – Растов, Растиславль, растовщик, росток, отрасль Ребята, скажите, пожалуйста, какую же орфограмму не усвоил Петя Двойкин. Я надеюсь мы не будем допускать таких ошибок, и чтобы запомнить правописание корней с чередованием давайте познакомимся со «сказкой о том, как суффикс -а- стал vip-персоной». Посмотрите, пожалуйста, на наш космический экран. Слайд Учитель: Корни с чередованием очень дружелюбны, но нам с вами нужно отправляться в полет. Впереди — планета Мягкая. Как вы думаете, почему такое название у этой планеты? Какие 2 буквы называют мягкими? - Ребята, вспомните, пожалуйста, для чего служат Ъ и ь знаки? Ребята, я была так увлечена путешествием, что забыла вам сообщить что на планете Мягкая, поднялся ураган и во всех словах перепутались буквы, а мягкий и твердый потерялись. Помогите, пожалуйста, жителям этой планеты, и восстановите... Учитель: Ъ и ь благодарят вас за помощь. Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких формах пишется ь после шипящих. Чтобы запомнить правило давайте выучим рифмованное стихотворение. Слайд Самостоятельная работа. Мгновенная проверка. Ну а сейчас испытание для самых выносливых. На нашем экране сейчас появятся слова, ваша задача- по горизонтали проставить цифры от 1 до 10. Я называю слова под соответствующим номером. Если нужен мягкий знак — пишите, нет — ставьте прочерк. Итог урока. Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на землю. Понравилось ли вам путешествовать по пространству Орфография. Какие испытания показались вам сложными. Выставление оценок.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие на космическом корабле «Пятерка» (урок в 5-м классе «Б» )

«Обобщение изученного по теме «Орфография»

Задачи:

  • повторить и систематизировать изученный материал по орфографии;

  • подготовить учеников к контрольному диктанту;

  • побудить пользоваться орфографическими словарями.

Форма: игра-путешествие.

Подготовка к уроку

Перед началом урока дети, заходя в класс, опускают в «аквариум настроения» рыбок определенного цвета в зависимости от своего настроения и состояния, что позволяет учителю построить шкалу настроения, подобрать методы и приемы для положительного настроя и создания комфортной атмосферы.

Ход урока

1. Организационный момент. Положительный настрой на урок. Демонстрация слайда №1

Объявление темы и целей урока.

Учитель: Мы будем учиться видеть орфограмму, ту часть слова, в которой она находится, различать орфограммы, применять правила, используя разные способы проверки, алгоритмы, в том числе и рифмованные. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие на корабле «Пятерка» в космическое пространство Орфография.

Старт.

Учитель: Вы готовы отправиться в путь? В дороге нам понадобятся авторучка, карандаш, маршрутный лист (у каждого из вас он лежит на столе), ну и конечно же, багаж ваших знаний по теме «Орфография». Зайдите на борт корабля. Надеть шлемы, пристегнуть ремни. Сейчас мы вместе с вами дадим старт кораблю. Хором: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!

2. Актуализация знаний. Пока наш корабль набирает высоту, я предлагаю вам сыграть в игру «Хлопни в ладоши».

Цель: выделить на слух слова с нулевым окончанием. Я буду сейчас быстро читать слова, а вы должны на слух отличить слова с нулевым окончанием и хлопнуть в ладоши. Задача не простая, поэтому будьте внимательны.

Космос, Вселенная, космонавт, планета, Земля, астероид, комета, звезды, сплошь, галактика, вскачь, созвездие, вверх, солнце, облака, ураган, ветерок, корабль, повел.

6. Фонетическая зарядка.

Учитель: Ребята, пока мы с вами играли, нам пришло сообщение из Центра управления полетом:

Уважаемые пассажиры, Центр управления полетом просит вас пристегнуть ремни и профонетироваться (индивидуальные задания, 5 человек по карточкам, 2 человека у доски).

Фонетический разбор слов:

1) звездная 2) комета

[звоз - наiа] [кам'эта]

Учитель: - Ребята, наш корабль оторвался от земли и летит в открытое пространство Орфографии. А знаете ли вы что такое орфография? Обратите внимание на маршрутные листы нашего путешествия и ответьте на вопрос: с какими разделами орфографии мы познакомились с вами на предыдущих уроках?

- Ребята, планета Орфография - это дивное место, здесь обитает огромное множество орфограмм. Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы что такое орфограмма? Как и в любом государстве на планете орфографии имеются органы управления - правила. Они определяют законы жизни обитателей этой удивительной планеты. Как вы думаете, какой главный закон был принят на этой планете? Сформулируйте, пожалуйста, основной закон орфографии.

- Ребята, давайте проверим, удалось ли нашим ребятам профонетироваться. Проверка фонетического разбора.

(Звучит музыка).

- Ребята, у нас возникли проблемы, нужен срочно доктор: у нас заболели слова. Кто поможет им?

8. Работа с текстом.

Учитель раздает листы с заданием.

- Ребята! Сейчас мы с вами в роли докторов. Лечить мы будем слова. Как у людей есть голова, руки, ноги, так и у слов есть части: приставка, корень, суффикс, окончание. Диагноз - правило. А что будет рецептом?

Дети: Проверочное слово.

а) Игра «Третий лишний». Вставь пропущенные буквы. Найди «Третий лишний».

Учитель: Как проверить безударную гласную? - Какие способы проверки вы знаете? Демонстрация слайда №

а) к_рмить, н_чной, зап_х;

б) пос_дел с горя, зас_делся, заб_жал;

Учитель: Впереди звезда Узелки на память. Кто жители этой планеты?

Дети: Слова с непроверяемыми гласными и согласными.

Учитель: Что делать в случае встречи с ними?

Дети: Запомнить или обратиться к орфографическому словарю. Работа по вариантам.

1.К...рабль, с...рень, к...ртофель, б...лезнь, м...тель, кр...вать, сл...варь, б...нокль, меб...ль, леб...дь, б...гатырь, м...даль, рад...сть, учит...ль, гость, чел...сть, ...гонь, соль, р...яль

2. Пом...щь, к...ртофель, б...лезнь, ф...нарь, м...даль, ...лень, к...сель, меб...ль, сл....варь, авт...м...биль, с...рень, м...тель, к...лендарь.

13. Футбол.

Учитель: Продолжаем наше путешествие. Мы на планете Согласных. Жители этой планеты любят играть в футбол, но делают они это руками. Посмотрите на свои листы с заданием.

Ваша задача поймать руками шар, назвать корень, слово, букву, которые вы вставляете, и проверочное слово.

а) (д/т) ло__ка, кла__, чу_кий, жи__кий, ре__кий;

б) (з/с) ре__кий, ни__кий, про__ьба, ука__ка, ре__ьба.

Учитель: Ну а теперь мы отправляемся к непроизносимым согласным. Что вы знаете о правописании их? Слайд 15

Задание: выбрать слова с непроизносимыми согласными. Выписать эти слова.

Прелес__ный, ус__ный;

напра__ный, дворня__ка;

здра__ствуй, ло__кий, чес__ный, мес__ный.слайд 16

Учитель: Говорит радиоузел корабля «Пятерка». Отстегнуть ремни, всем встать.

15. Космическая физминутка. Гимнастика для глаз и шейного отдела. Слайд

У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед)

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук) .

Посредине глубина (наклоны вперёд, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (присидания).

Эта рыба - рыбий царь (прыжки на месте).

Называется пескарь (ходьба на месте).

16. Задание «В тетради Пети Двойкина».

Учитель: Впереди «звезда двоечников». Сделаем остановку?

На доске слова с ошибками.

Учитель: Побываем в роли учителей. Найдите ошибки и объясните их причины:

  • каснуться, косание, прикасновение, касаться

  • полажение, слагать, сложить, пологаться, положиться

  • загар, загарелый, загорать, сгареть, сгорать

  • рости, растение, зарости, прорастать, рост, подросток, порасль; но - Растов, Растиславль, растовщик, росток, отрасль

Ребята, скажите, пожалуйста, какую же орфограмму не усвоил Петя Двойкин. Я надеюсь мы не будем допускать таких ошибок, и чтобы запомнить правописание корней с чередованием давайте познакомимся со «сказкой о том, как суффикс -а- стал vip-персоной». Посмотрите, пожалуйста, на наш космический экран. Слайд

Учитель: Корни с чередованием очень дружелюбны, но нам с вами нужно отправляться в полет. Впереди - планета Мягкая. Как вы думаете, почему такое название у этой планеты? Какие 2 буквы называют мягкими?

- Ребята, вспомните, пожалуйста, для чего служат Ъ и ь знаки?

Ребята, я была так увлечена путешествием, что забыла вам сообщить что на планете Мягкая, поднялся ураган и во всех словах перепутались буквы, а мягкий и твердый потерялись. Помогите, пожалуйста, жителям этой планеты, и восстановите на ней равновесии. Распределите эти слова на 2 столбика: 1) с ъ; 2) с ь.

Под..езд, в..юга. разоб..ёшь, вз..ерошенный, солов..и, плач..те, с..есть.

Учитель: Ъ и ь благодарят вас за помощь. Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких формах пишется ь после шипящих. Чтобы запомнить правило давайте выучим рифмованное стихотворение. Слайд

Самостоятельная работа. Мгновенная проверка. Ну а сейчас испытание для самых выносливых. На нашем экране сейчас появятся слова, ваша задача- по горизонтали проставить цифры от 1 до 10. Я называю слова под соответствующим номером. Если нужен мягкий знак - пишите, нет - ставьте прочерк.

  1. Помощ…

  2. вскач..

  3. замуж..

  4. малыш..

  5. нареж..те

  6. мыш..

  7. туч..

  8. роскош..

  9. пахуч..

  10. удивляеш..ся

Взаимопроверка.

Учитель: Поменяйтесь листочками. Проверьте. Правильные ответы я продиктую. Выставьте оценки по системе оценивания.

Впереди - комета Окончаний.

Орфографическая дуэль.

К доске приглашаются два человека, им по очереди дают право «сделать выстрел» - объяснить написание Е в окончаниях глагола.

Борется, ходит, сеет, видит,

лепить, бреет.

Подводятся результаты дуэли.

Итог урока. Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на землю.

Понравилось ли вам путешествовать по пространству Орфография.

Какие испытания показались вам сложными.

Выставление оценок. Дифференцированное домашнее задание.

Учитель: Вы замечательный экипаж. Я ценю ваши усилия.

Маршрутный лист к планете Орфография Маршрутный лист к планете Орфография

Учении____ 5 «б» класса Учении____ 5 «б» класса

________________________________ _________________________________

1. «Третий лишний» 1. «Третий лишний»

а) к_рмить, н_чной, зап_х; а) к_рмить, н_чной, зап_х;

_________________________________________________ ____________________________________________

б) пос_дел с горя, зас_делся, заб_жал; б) пос_дел с горя, зас_делся, заб_жал;

__________________________________________________ ________________________________________________

2. Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения 2. Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения

обратитесь к словарю. 1 вариант обратитесь к словарю. 2 вариант

К...рабль, с...рень, к...ртофель, б...лезнь, м...тель, кр...вать, Пом...щь, к...ртофель, б...лезнь, ф...нарь, м...даль, ...лень,

сл...варь, б...нокль, меб...ль, леб...дь, б...гатырь, м...даль, к...сель, меб...ль, сл....варь, криста(л,лл), гра(м,мм)аттика,

рад...сть, учит...ль, гость, чел...сть, ...гонь, соль, р...яль авт...м...биль, с...рень, м...тель, к...лендарь. хр..зантема,

ко(л, лл)екция. б..гатырь

3. Выделите корень слова, вставьте пропущенную букву, 3. Выделите корень слова, вставьте пропущенную букву,

выделите графические и подберите проверочное слово. выделите графические и подберите проверочное слово.

а) (д/т) ло__ка, кла__, чу_кий, жи__кий, ре__кий; а) (д/т) ло__ка, кла__, чу_кий, жи__кий, ре__кий;

б) (з/с) ре__кий, ни__кий, про__ьба, ука__ка, ре__ьба. б) (з/с) ре__кий, ни__кий, про__ьба, ука__ка, ре__ьба.

4. Выберите слова с непроизносимыми согласными. Выписать эти слова. 4. Выберите слова с непроизносимыми согласными. Выписать эти слова.

Прелес__ный, ус__ный; Прелес__ный, ус__ный;

напра__ный, дворня__ка; напра__ный, дворня__ка;

здра__ствуй, ло__кий, чес__ный, мес__ный. здра__ствуй, ло__кий, чес__ный, мес__ный.

_______________________________________________________ ____________________________________________________

___________________________________________________________ ______________________________________________________

5. Распределите эти слова на 2 столбика: 1) с ъ; 2) с ь. 5. Распределите эти слова на 2 столбика: 1) с ъ; 2) с ь.

Под..езд, в..юга. разоб..ёшь, вз..ерошенный, солов..и, плач..те, с..есть. Под..езд, в..юга. разоб..ёшь, вз..ерошенный, солов..и, плач..те, с..есть

____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________ ___________________________________________________________________

_______________________________________________________ ___________________________________________________________________

6. _____________________________________________________ 6. _________________________________________________________________

_______________________________________________________ __________________________________________________________________

_______________________________________________________ __________________________________________________________________

________________________________________________________ _________________________________________________________________





© 2010-2022