Проект Этнографические экспедиции как форма внеурочной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя инициатива в образовании.

Проект «Фольклорно - этнографические экспедиции - форма внеурочной деятельности обучающихся»

Аннотация проекта

Проект «Фольклорно-этнографические экспедиции - форма внеурочной деятельности обучающихся» призван объединить и сохранить фольклорные и литературные традиции донского края. Во время осуществления проекта будут собраны ценные и, возможно, ранее неизвестные широкой читательской аудитории, легенды и сказки, пословицы и поговорки, песни и частушки жителей донского края.

Проект «Фольклорно-этнографические - форма внеурочной деятельности обучающихся» - это комплекс мероприятий, направленных на выработку и формирование устойчивого интереса к культурному наследию донских казаков у школьников средней ступени обучения.

Задумывая этот проект, мы гипотетически предположили, что если педагоги при поддержке родительского сообщества, с помощью специалистов, работников музеев смогут создать условия для научно-поисковой работы в период лета, то это будет качественно новый шаг в дополнительном образовании обучающихся. Это поставит учителя и учеников в позицию исследователей. Учитель будет создавать новые программы, методики расширения образования, а ученик получит возможность приобрести новые знания и новый опыт креативной деятельности.



Паспорт проекта

О проекте

Содержание

Наименование проекта

«Фольклорно-этнографические экспедиции - форма внеурочной деятельности обучающихся»

Цель проекта

1.Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством.

2.Формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества,

2. Интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

Задачи проекта

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, культурными памятниками и традициями родного края;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности казаков;

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать, как можно больше о казачестве,

  • развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;

  • развитие творческих способностей детей.

Образовательные задачи

  • практическое ознакомление с живым бытованием донского традиционного фольклора в его современном состоянии;

  • расширение и углубление теоретических знаний, полученных при изучении курса "Устное народное творчество".


Участники проекта

Педагоги, дети, родители.

Сроки реализации проекта

Апрель 2016 года - Сентябрь 2016 года

Реализация проекта:

I этап - аналитический


Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к формированию патриотических чувств к своей малой родине. Изучение возможных вариантов (мест) для проведения экскурсий.


II этап Организационный





Изучение объектов экспедиции, места ее проведения. Определение цели, задач и содержание экспедиции, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экспедиции, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов.

II этап Практический






Реализация проекта. Проведение экскурсий. Расширение знаний о донских говорах, легендах, сказах, пословицах, поговорках, характерных для жителей определенной местности, с целью формирования интереса и расширения знаний этнографической культуры, формирования у детей патриотических чувств.

IV этап. Итоговый, диагностический

Подготовка мероприятий с использованием поисково-этнографического материала.

Анализ достигнутых результатов. Определение перспектив дальнейшей работы.

Ожидаемые результаты

  1. Привлечение к поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Издание материалов экспедиции, их популяризация.

  2. Тесное взаимодействие со школами исследуемых территорий.

  3. Организация тьюторской группы по этнографии Ростовской области с целью координации этнографической поисково-исследовательской деятельности учителей русского языка и литературы.

  4. Формирование у обучающихся ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

  5. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

Сроки проведения проекта. Урочное и внеурочное время. Летние каникулы - это время для реализации этнографическо-поисковой деятельности, формирования духовно-нравственного воспитания у школьников, развитию их интереса к истории своего родного края, т.е. проведению этнографических экскурсий.

Актуальность и обоснованность данного проекта обусловлены несколькими проблемами.

  • Во-первых, интерес среднестатистического школьника любого возраста к поисково-исследовательской деятельности и учебе с каждым годом по многим причинам снижается. В частности, это вызвано развитием сети Интернет, которая принесла с собой не только легкую доступность полезной информации, но и множество отвлекающих развлекательных факторов.

  • Во-вторых, все больше появляется представителей молодого поколения, не желающих знать своей истории, культуры своих предков.

  • В-третьих, этот конкретный период времени - переход из начальной школы в среднюю - является переломным периодом в ученической жизни. Задачей каждого педагога является психологическая поддержка ребенка, а также привлечение внимания школьника к своему предмету, нужно заинтересовать учащегося, а потом поддерживать этот интерес. Говоря коммерческим языком, дать рекламу, привлечь потребителя и поддерживать стойкий спрос производимого продукта.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и физических, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Сегодня дети воспитываются в достаточно агрессивной социальной среде, где цинизм, насилие, безверие приводят к духовному обнищанию.

На мой взгляд, моя инициатива в образовании - проект «Фольклорно - этнографические экспедиции - как форма внеурочной деятельности обучающихся, с учетом требования ФГОС» сможет помочь привить ребенку понимание ценностей культурного развития общества донского края, России, всего мира. Приоритетом ФГОС становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога (ученик - субъект). Этнографическая исследовательская работа, творческие контакты с народными исполнителями, поиск материалов и подготовка на собранном материале фольклорных электронных журналов, концертных программ и спектаклей являются насущными задачами этнографических экспедиций. Общение с носителями традиционного фольклорного искусства, опыт записи произведений устной традиции создают необходимый контекст для воспитания и развития современной молодежи.

Согласно ФГОС, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Мой проект поможет создать взаимосвязь практической и теоретической деятельности в течение учебного года: от экспедиции к внеурочным курсам «Фольклор донских казаков», «Лингвистическая топонимика», «Песни и частушки донского края».

Механизм реализации проекта

В течение учебного года:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи г. Ростова-на-Дону и других городов Ростовской области, пешие экскурсии по городу;

  • посещение концертов фольклорных коллективов;

  • создание и оформление этнографического уголка в школе;

В летний (каникулярный) период:

  • организация этнографических экспедиций по станицам Ростовской области;

  • сбор материалов;

  • оформление материалов экспедиции;

  • участие в городской краеведческой конференции, российских и республиканских краеведческих конкурсах.

Методика работы:

Запись текстов фольклорных произведений производится в ходе опроса исполнителей - носителей местных традиций в рукописной форме или с использованием аудио- или видеоаппаратуры. Оптимальным вариантом является запись в естественной исполнительской ситуации.

Отчётные документы:

Основным отчетным документом является полевой дневник. В нём фиксируются все действия, связанные с этногрфический работой, тексты записей, полученных в ходе опроса, ход опроса. Кроме того, школьники сдают расписанные для включения в картотеку текстов записи фольклорных произведений с полными паспортными данными.

Содержание работы по реализации проекта

Этнографическая экспедиция должна пройти ряд ключевых этапов:

I. Теоретическая подготовка обучающихся: учебно-методическая подготовка к экспедициям начинается с ознакомления по печатным (а также, если есть таковые, по музейным и архивным) материалам с историей мест, где проводится экспедиция, с картиной его современного хозяйственно-экономического и культурного состояния.

С помощью учителей русского языка и литературы, учителей истории, обучающиеся должны получить ясное представление об основных лексико-грамматических и фонетических особенностях диалекта, на котором им придется слушать и записывать фольклорные произведения, о быте и традициях донских казаков.

II. Собственно экспедиционная исследовательская работа включает следующие основные моменты:

1. Подготовительно - ознакомительная работа

а) Ознакомление с историей, говором, экономикой и культурой населённого пункта.

б) Выявление условий бытования фольклора, знакомство с лучшими исполнителями сказок, песен, частушек, и др. жанров. В первые же дни экспедиции необходимо вступить в контакт с местными учителями, библиотекарями, клубными работниками, руководителями художественной самодеятельности, которые могут оказать большую помощь в выявлении лучших песенников, сказочников, а также в организации всей работы.

в) Составление карты-схемы населённого пункта, на которой указываются интересные объекты: рудники, холмы, овраги, рощи, кладбища, заброшенные постройки, объекты сакральной топографии (церкви, часовни, кресты, источники, камни и т.п.) и т.д.

2. Проведение записей фольклорных произведений

  • знакомство с исполнителями;

  • запись сведений о них;

  • аудио и видеозапись фольклорных произведений.

3. Расшифровка полевых записей.

Записанный материал должен быть расшифрован (перенесён с магнитофона на бумагу) и переписан набело в день встречи с исполнителем. Главное требование при этом - абсолютная точность записи: не допускаются пропуски, изменения, дополнения текста; должны быть отражены все особенности диалекта.

III. Систематизация материала:

обучающиеся под руководством учителей оформляют соответствующим образом записи фольклора; готовят краткий отчёт о своей работе, в котором должна быть представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов; заполняют учётные карточки; создают словесные портреты исполнителей; прилагают фото- и видеоматериалы.

Мой проект - представляет научно-познавательное направление в ФГОС. Которое связано с развитием познавательных способностей, навыков, расширением и углублением предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экспедициях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных этнографических групп.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В качестве ожидаемых результатов по итогам проекта «Этнографические экспедиции - как форма внеурочной деятельности обучающихся», можно выделить следующие:

  1. Проведение этнографических экспедиций, в которых школьники смогут поучаствовать в сборе материалов для журнала.

  2. Популяризация фольклора, народных традиций донского края через проведение силами участников экспедиций концертов и мастер - классов для представителей педагогического сообщества.

  3. Проект призван привлечь школьников к процессу создания электронного журнала «Как у нас на Дону», материалы для которого будут собраны в процессе этнографических экспедиций. Во время создания электронного журнала дети вместе с учителями смогут поучаствовать в работе над теоретическим и иллюстративным материалом к журналу.

Кроме этого работа над проектом вовлечет школьников в издательский, иллюстраторский процесс, который может послужить профориентацией для возможного выбора будущей профессии.

Файл электронного журнала станет доступным для любого желающего познакомиться с результатами работы этнографической экспедиции.

  1. Важным этапом экспедиции является конференция по итогам летней работы.

Она проводится в школе в последнюю субботу сентября. В период летних каникул и в сентябре месяце приводятся в порядок все материалы, коллекции, печатается и оформляется фотоматериал, выпускаются газеты, оформляются выставки интересных находок, готовятся краткие научные сообщения. Это мероприятие проводится торжественно, приглашаются гости, СМИ, представители других школ, родители - участники экспедиции. Во время подготовки конференции и во время её проведения решаются важные образовательные задачи:

- ученики учатся обобщать материал, делать научный отчет;

- учатся выделять в содержании отчета главные, наиболее существенные идеи и концентрировать на них своё внимание;

- ученики учатся работать в группе, правильно распределять время, объем работы, высказывать предположения, проявлять оригинальность и изобретательность.

Решаются многие воспитательные задачи:

- создаётся "ситуация успеха" для многих ребят;

- присутствие в зале педагогов, родителей, именитых гостей повышает статус старшеклассника;


© 2010-2022