ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нурсеитова Баглан Кумаркызы

Учитель русского языка и литературы в казахской школе

Восточно-Казахстанская область Уланский район с. Асубулак

КГУ «Средняя школа Асубулак»

Приемы (стратегии) критического мышления на уроках русского языка и литературы

( из своего опыта)

Критическое мышление -есть мышление самостоятельное, когда каждый ученик высказывает свое мнение, формирует свои идеи, свои убеждения независимо от других. Мыслить критически можно в любом возрасте, даже у малышей накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Следовательно, мыслительные способности учащихся будут совершенствоваться при обучении к какому-то предмету. Для развития критического мышления на уроках и добиться успеха надо целесообразно подобрать приемы или стратегии. Планируя структуру своего урока, я часто использую нижеперечисленные приемы, апробиробанных мною и результатом которых являются умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять. После каждого урока делаю для себя много выводов, о том, на что способны ученики, на сколько эффективны применяемые стратегии на том или ином этапе урока.

1.Мозговая атака - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени

2. Чтение с пометками- при чтении текста на полях расставлять пометки v -если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
- -если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ -если то, что вы читаете, является для вас новым;
? -если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

3. Заполнение таблицу ИНСЕРТ-маркировка текста значками по мере его чтения. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы учителям понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и четким. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала

4. Вопросы низкого порядка направлены только на запоминание и ответы на них оцениваются как «правильные» или «неправильные»

Вопросы высокого порядка направлены - на воспитания умения ученика применять, реорганизовывать, пополнять, оценивать и анализировать информацию.

5. Прием «Составление кластера»
Кластер - прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Система кластеров охватывает большое количество информации. Прием "Кластеры" -форма систематизирования информации при подведении итогов.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.

6. Приём «Синквейн» или пятистишие

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний". Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка - тема или предмет (одно существительное);
2 строка - описание предмета (два прилагательных);
3 строка - описание действия (три глагола);
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Какие из них взять - профессиональных мастерств каждгого педагога.
Только удачно подобранный метод поможет реализовать практически все намеченные цели и задачи учебного процесса. И только удачная стратегия, которая обладает научностью, способствует развитию критического мышления учащихся.



© 2010-2022