Научно-методическая разработка «Элементы лекции на уроках литературы в среднем звене» (при изучении темы «О литературных родах»)

Объектом исследования являются активные формы обучения литературе в старших классах среднего звена, а именно: использование элементов лекции на уроках литературы в 6 классе ( по программе Кутузова). Главная цель работы заключается в том, чтобы показать роль лекции на уроке, наметить методику проведения лекции, обосновать мысть, что лекция - активная форма обучения, занимающая достойное место в методике преподавания литературы, которая развивает самостоятельную деятельность учащихся, развивает их...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно - методическая разработка по литературе

« Элементы лекции на уроках литературы в среднем

звене» (при изучении темы «О

литературных родах»).







Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

Глава 1. Лекция как активная форма обучения.

Глава 2. Элементы лекции на уроке литературы в 6 классе (на примере

одной темы).

  1. Заключение

  2. Библиография






Введение

Объектом нашего исследования являются активные формы обучения литературе в классах среднего звена, а именно: использование элементов лекции на уроках литературы в 6 классе.

Главная цель работы заключается в том, чтобы показать роль лекции на уроке, наметить методику проведения лекции, обосновать мысль, что лекция-это активная форма обучения, занимающая достойное место в методике преподавания литературы, которая развивает самостоятельную деятельность учащихся, развивает их читательские качества.

При всех спорах о типах и формах уроков сегодня он остаётся основным видом организации учебной деятельности, но добавим: не единственной. В современной школе утвердились самые разные формы занятий. В старших классах - это лекции, семинары, практикумы, зачёты, коллоквиумы и т. д. И не удивительно, что в старших классах используются эти формы занятий, так как мы должны осуществлять непрерывность образования и развития, когда читатель-школьник продолжит обучение дальше, в высшем или средне-специальном учебном заведении.

Необходимо приобщить ученика к серьёзной самостоятельной и творческой деятельности через форму урока, организацией его работы в рамках отдельного урока.[1]

Начинать работу по активизации деятельности ученика следует со среднего звена обучения.

Проблема школьной лекции привлекала внимание методики давно, не обошли методисты её и в последние годы. Так Р.И.Альбеткова в своей книге «Активные формы преподавания литературы» рассматривает такие формы обучения, как лекция, семинар. Особо она обращает внимание на формирование умения слушать лекцию, пишет о самостоятельной работе учащихся на уроках-лекциях. [6]

Учитель М.Я.Мишлимович в статье журнала «Литература в школе» «Урок- лекция в 8-10 классах» особое внимание уделяет усвоению лекций.

С.А.Акиев в статье «Самостоятельная работа учащихся на уроках литературы» говорит об активизации деятельности ребят на уроке. К проблеме лекции обращаются также О.Ю.Богданова, В.Г.Маранцман, З.Я.Рез и т. д.

На такие преимущества лекции, как глубина, убедительность изложения учебного материала, указывает В.А. Никольский: «Лекция представляет собой развёрнутое рассуждение о литературе», в процессе которого «учитель может вслух размышлять о писателе и его книге, обнажал сам процесс мышления, убеждал себя в чём-то. И слушающие невольно втягиваются, вовлекаются в поиски истины, хотя и не произносят ни слова». [4]

И самое важное: лекция - один из ведущих факторов воспитания интереса к литературе, формирования личностной оценки произведений художественного слова, личностного отношения к писателю, литературным героям.

Итак, проблема проведения лекции в школе интересует не только современных учителей и методистов, этой проблеме уделяли внимание и раньше, в начале века, в 19 столетии.

Глава 1.Лекция как активная форма обучения

В последние десятилетия всё больше говорится о лекции как активной форме. Какие же формы занятий являются активными? Это такие формы обучения, где увеличивается удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

Активными формами обучения являются лекции, семинары, практикумы. С семинарами и практикумыми всё ясно, но можно ли в один ряд с ними ставить и лекцию? Ведь нередко слова лектора входят в одно ухо слушателя и выходят из другого, так и не затронув ни единой струны в его душе.

Дело в том, что активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысли, увлекать чувством, побуждать к действию.

Активность не возникает сама по себе при обращении к той или иной форме, а создаётся творческим трудом учителя и учащихся. Лекция способна не только сообщить информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально- эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения. [6]

Активный характер лекции заключается в развитии мыслительной способности ученика.

Психологи отмечают, что активность достигается за счёт усвоения готового знания, обусловленного логикой изложения добытого наукой знания.

Таким образом, лекция не только даёт готовые знания, она показывает пути достижения этих знаний, раскрывая логику науки.

Лекция даёт возможность представить материал более полно, широко; она может включать в себя новый материал, материал ряда уроков, она может давать общие понятия.

На уроке-лекции учитель имеет возможность осуществить обратную связь в различных формах. И выражено это будет не только в вопросах учеников, но и в глазах. Опытный, внимательный учитель всегда поймет и прочтет в глазах ребёнка, идет ли работа мысли или нет. Желательно по теме давать опережающие задания: ученик сам знакомится с текстом, привлекает интересный материал, отсюда создаётся иной психологический настрой: я уже кое-что знаю, понимаю, интересно, как учитель это объяснит? И то новое, о чём ученик узнаёт на уроке, «падает» на благодатную почву.[1]

Таким образом, лекция в арсенале педагога может стать активной формой обучения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразными видами самостоятельной работы, причём не отдельных учащихся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в беседу и даже в диспут.

Готовясь к лекции, учитель, прежде всего, ищет проблему, которую надо решить, но поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Слово учителя тогда ребята воспримут полноценно, тогда оно будет ответом на возникшее в сознании детей стремление решить проблему. [6]

Таким образом, лекция- это активная форма обучения, и учитель должен стремиться сделать её такой.

Путей активизации учащихся на уроке-лекции немало. Кроме названных, можно выделить (в старших классах и частично в средних классах). Это запись тезисов лекции, составление плана лекции или запись готового плана под диктовку учителя, чтение учащимися отрывков из произведений, мемуаров, дневниковых записей, и как продолжение -самостоятельная работа с учебником.


Глава 2. Элементы лекции на уроке литературы в 6 классе (на примере одной темы)

Мы подробно остановимся на том, как можно использовать элементы лекции уже в 6 классе. Методика лекции в среднем звене отличается от лекций в ВУЗе и в старших классах объёмом информации, методикой изложения. Объём лекции в 5-7 классах - 15-20 минут, а если лекция с беседой, то время увеличивается.

У информационной лекции 2 серьёзных недостатка:

  1. непрерывность изложения;

  2. отсутствие обратной связи;

Это нежелательно в ВУЗе, и тем более в школе. Может быть, поэтому долгое время лекционный метод относился к пассивным. Проблема активизации учеников при этом методе стала серьёзно разрабатываться в 50-е годы 20 века. В целях активизации были предложены различные формы записи лекций, ответы на вопросы по ходу её и т. д.. Отсюда появились лекции с элементами беседы, лекции с сообщениями учащихся. [5]

Чтобы раскрыть возможности лекции, ее элементов для среднего звена, нужно исходить из возможностей ученика среднего звена как читателя.

Что же представляет собой шестиклассник как читатель? Это читатель ещё не утративший наивнореалистического восприятия литературы, но уже имеющий в арсенале читательский опыт 4-5 классов. За плечами у него и работа по теории литературы. Соединение различных начал- стремление более серьёзно, по-взрослому взглянуть на мир, борется с детскостью. Однако обучение, система отношений, которые складываются в среднем звене обучения, накладывает печать на личность ученика. Он ответственнее относится к делу. Вот почему и предлагаются различные варианты программ.

Мы работаем по программе под редакцией Кутузова.

Из пояснительной записки программы под редакцией А.Г.Кутузова: в основе концепции литературного образования лежит творческая активность, деятельность учащихся. Здесь выделены 2 концентра:

  1. 5-9 классы;

  2. 10-11 классы; [9]

Больших отличий между программой Курдюмовой и Кутузова нет. Основные отличия в содержании.

Этой программой пользуются многие школы, поэтому она уже перешла в традиционную.

По программе Кутузова по литературе 6 класса есть тема «О литературных родах». Это одна из самых ответственных тем, закладывающих основу дальнейшего изучения теории литературы в школе.

На примере этой темы проследим, как можно использовать элементы лекции уже в 6 классе.

В учебнике эта тема начинается со встречи с помощниками ребят: Машей и Сережей ( их диалог можно прочитать по ролям, можно сделать инсценировку). Учитель делает вывод, что Маша и Сережа уже знают, что такое литературные роды, а мы узнаем сейчас.

На доске записана тема урока, ребята переписывают её в свои тетради.

Затем учитель напоминает, что в 5 классе мы уже были знакомы с таким понятием, как жанры, виды литературы.

Учитель просит вспомнить известные ребятам виды литературы ( рассказ, сказка, повесть, лирическое стихотворение и т. д.). Учащиеся вспоминают произведения, которые уже изучили, и определяют жанры.

Учитель задаёт вопрос: где больше различий: между рассказом и повестью или между рассказом и лирическим стихотворением? Ребята размышляют, дают ответы, если сразу трудно, то можно дать минуты 3 посовещаться друг с другом (для наглядности можно прочитать отрывки из рассказа, повести, лирического стихотворения).

Затем учитель делает вывод о том, что рассказ и повесть - произведения разных жанров, но одного рода. Это эпические произведения, которые относятся к эпосу.

Итак, появляется новый термин. Его мы записываем под диктовку в тетради.

Учитель спрашивает у ребят, как они понимают слова «развернутое изображение человеческих характеров»?

Затем продолжаются элементы лекции.

(После записи ребята вслух прочитывают определения, для проверки и для закрепления). Подчёркивают важные центры.

Т. о. учитель делает общий вывод из ответов учеников, если ответы ясные, чёткие, правильные, то и сами учащиеся могут сделать вывод и самостоятельно или под диктовку записать его.

Затем в тетради уже начинается составление таблицы: называем произведения, известные ребятам, которые можно отнести к эпосу (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» и т. д.)

литературные роды и жанры

ЭПОС (род)

ЛИРИКА (род)

ДРАМА (род)

Рассказ

Стихотворение

Трагедия

Повесть

Песня

жанр

Драма

жанр

Роман

жанр

Поэма

Комедия

Эпопея


Поэма


Басня

Первую колонку записывает на доске сам учитель, поясняя термины род

и жанр.

Для закрепления учитель задаёт вопрос: почему рассказ, повесть относятся к эпосу (два этих жанра они знают). Ребята дают определение эпосу.

Подобная работа проводится с термином «лирика», но теперь часть работы делают сами ребята.

Учитель задаёт вопрос: в чём различия рассказа и лирического стихотворения?

Делаем вывод: рассказ и лирическое стихотворение относятся к разным литературным родам. Стихотворение потому и называется лирическим, что его литературный род-лирика.

Учащиеся вспоминают, что они знают о лирике, т.к. в 5 классе об этом говорили. Делаются выводы. Определение «лирики» записываем в тетрадь.

Затем заполняется таблица с графой «лирика» (это может дать сам учитель; могут сами ребята поработать с учебником). Назовём примеры лирических произведений (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).

Далее учащиеся сами красной пастой определяют род и жанр литературы. Затем учитель даёт 2-3 минуты прочитать записи, обязательно красной пастой делаются пометки ( самое важное подчеркивается ); после учитель задаёт несколько вопросов для закрепления. Затем заполняем графу «драма». Записываем определение драмы и ее признаки.

Вот таблица и закончена.

Учитель задаёт вопросы по таблице, спрашивает у ребят, всё ли им понятно.

Домашнее задание можно дать следующее:

  1. составить развёрнутый рассказ по таблице;

  2. самостоятельно, по лекции составить сводную таблицу по следующей
    схеме:

Литературные роды

Эпос

Лирика

Какую роль играет худ. слово

Изображение событий и людей

Выражение чувств, переживаний, отношение автора к чему-нибудь, кому-нибудь.

Герой

Он, она, они

Я

Жанры

Рассказ, повесть, роман, эпопея, поэма, басня

Стихотворение, песня, лирическая поэма.

На следующий урок ребята представляют свои рассказы по таблице, кому сложно отвечать без таблицы можно её использовать.

Можно дать задание: по каждому роду литературы подобрать примеры произведений, известных им из самостоятельного чтения.

Итак, специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо руководить работой слушателей.

Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед

ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить. Словом, урок - лекция позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.

На лекции деятельность учащихся имеет 3 формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь. Это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение). Это самостоятельная работа во время слушания лекции и после.

На нашем уроке были использованы следующие приемы, которые активизируют работу школьников:

1. Самостоятельная работа учащихся

Практика подтвердила выводы науки: «... знание, которое включается в самостоятельную деятельность учащихся, усваивается значительно лучше по сравнению с тем, которое сообщается учителем как готовое знание».*

2. Чтение

3. Подчеркивание

4. Беседа

6. Работа с учебником.

Итак, лекцию нельзя проводить без помощи ученика, она должна сочетаться с самостоятельной работой учащихся, с работой по учебнику, и т. д. Нельзя в среднем звене читать лекцию как, например, в старших классах или ВУЗах, мы должны опираться на знания ребят, подробно все разъяснять.





Заключение

В этой работе мы рассмотрели вопрос об использовании элементов лекции на уроке литературы в 6 классе.

Цель работы, которая ставилась во введении, решена: мы рассмотрели специфику уроков- лекций, обосновали, что лекция должна быть активной формой обучения; показали способы и приёмы активизации деятельности учащихся на уроках - лекциях.

В работе были использованы материалы, статьи, работы учителей и методистов.

Урок - лекция - такой вид занятия, который редко используется в школе, поэтому ученики и не умеют писать лекции. Этой форме обучения нужно обучать и обучать последовательно, ступенчато, а не обращаться только в старших классах .Вводить элементы лекции нужно уже с 5 класса ( по несколько минут) и тогда в старших классах, когда лекция становится одной из главных форм обучения, ребята будут уже подготовлены к такому виду деятельности, и учителю не придется тратить время на обучение написанию лекции. Это умение - слушать и записывать лекцию, поможет ребятам и в будущем, когда они поступят в ВУЗы.

Итак, мы увидели, что эта проблема актуальна, актуальна не только для учителей и методистов, но и для самих учеников.



Библиография

  1. Урок в современной школе.- Стерлитамак., 1996г.

  2. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.-
    М, 1981, с.64-65.

  3. Мишлимович М.Я. Урок-лекция в 8-10 классах //ЛВШ.- 1987-№1.

  4. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе.-
    М., 1971 -с. 114-115.

  5. Ипполитова М.И. Лекция учителя и активность учащихся //ЛВШ.-
    1976.-№б.

  6. Активные формы преподавания литературы/Лекции и семинары на
    уроках в старших классах/. Составила Р.И. Альбеткова.-М., 1991.

  7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе.- М., 1959

  8. В мире литературы. 6 класс: Учебная хрестоматия для
    общеобразовательных учебных заведений / Автор - составитель А.Г.Кутузов,
    А.К.Киселёв и др. - 2-е изд. - М.:Дрофа, 1998.- 480 с.

  9. Кутузов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс:
    Методическое пособие /Под ред. А.Г.Кутузова. - М., 2000. - 64 с.

  10. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы - составители Л.И.
    Тимофеев и С.В.Тураев.


© 2010-2022