Конспект урока по литературе «Учитель и ученик. Понять и принять» (10 класс)

Аннотация к урокуДанный интегрированный урок проведен в 10 классе в форме урока творческого мастерства и нравственной ориентации. В ходе урока учащимся было предложено найти нужную им информацию, используя различные поисковые системы сети интернет.Урок составлен по притче Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к уроку

Данный интегрированный урок проведен в 10 классе в форме урока творческого мастерства и нравственной ориентации. В ходе урока учащимся было предложено найти нужную им информацию, используя различные поисковые системы сети интернет.

Тема урока: «Учитель и ученик. Понять и принять»

Вид урока: урок-мастерская творческого письма и нравственной ориентации.

Оборудование: компьютеры, интернет, radmin, интерактивная доска.

Использованы поисковые системы google и yandex

Цель урока: задуматься об истинных нравственных ценностях, взаимоотношениях людей.

Задачи:

  1. Должны уметь работать с текстом, извлекать из него нужную информацию; формирование навыков работы с поисковыми системами сети интернет.

  2. Развитие навыков составления текста, высказывания своего мнения

Ход урока

Слово учителя: Добрый день, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. У нас урок-мастерская. Значит, как и в любой мастерской вы будете творить, создавать…. С вами рядом будем, Людмила Иннокентьевна и Татьяна Георгиевна.

Тема нашего урока тоже необычная: «Учитель и ученик. Понять и принять»

- Подумайте и скажите, были ли в вашей жизни такие моменты, когда вам казалось, что взрослые вас не понимают?

А сами всегда ли понимаете взрослых: учителей, родителей?

-Выходит, что существует проблема взаимопонимания, взаимоотношений между учителем и учеником? Кто скажет, почему?

-Как вы думаете, ребята, что необходимо для того, чтобы учитель и ученик смогли принять друг друга?

-Запомните эти самые важные моменты.

Эта проблема издревле волновала людей, что отразилось в УНТ, библейских сюжетах, литературе разных времен и народов и притчах.



  1. А что такое притча?

В притче Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса», с которой вы уже знакомы, наиболее интересно показаны проблемы взаимоотношения учителя и ученика.

-давайте с вами попробуем проанализировать эту ситуацию. Прошу вас сесть за рабочие места по двое. Найдите в интернете притчу Борхеса «Роза Парацельса». Давайте понаблюдаем за поведением героев.

4. Работа по притче.

(таблица с наводящими вопросами)

Вывод: Вот готова и таблица. Что интересного вы заметили? Действительно, именно глаголы как нельзя лучше отражают суть происходящего в этой притче. Легко заметить, что учитель с появлением гостя, посмотрел на него с недоверием, сел и закрылся от него, сложив кончики пальцев. Понаблюдайте за поведением ученика: холодно ответил, глядел недоверчиво, холодно ответил, хочу доказательств, хочу сам увидеть, упрямился. О чем свидетельствуют эти слова? (Ученик пришел не за верой. не за истиной, лишь для того, чтобы увидеть зрелище) а что в это время делает учитель: засмеялся, требую веры,

  1. Как учитель принял гостя?

  2. Как ведет себя ученик?

  3. О чем свидетельствуют эти слова?

4 С какого момента меняется отношение учителя к ученику ( «учитель встал») -

5.Давайте проследим теперь, как заговорил учитель и так ли уже требователен и настойчив ученик.

6. Почему учитель не захотел принять ученика? (потому что ученик не поверил ему, Парацельс хотел ученика, который верит в то, во что верит сам Парацельс). И по этой причине не оживил розу при ученике.

(Учитель понял, что ученик не ищет истины, веры от, он ждет от учителя лишь чуда: сотвори его - и я твой. Ученик не смог сразу понять и увидеть в учителе великого человека и мудреца. Он не смог понять, что тому, кто не верит в силу слова и мысли, не дано увидеть и сотворить чуда. Именно поэтому, Парацельс оживил Розу, оставшись в мастерской один).

7.Что нужно было понять ученику, чтобы стать истинным учеником учителя?

(Нужна была вера, не хватало истинного уважения, преданности тому делу, которому посвятил всю свою жизнь учитель)

- Подумайте, ведь в начале урока мы тоже рассуждали о том, что учителю и ученику, чтобы понять друг друга нужно….. (уважение, преданности….)

-Выходит, что и в далекие времена и в нашем современном мире жизненные важные ценности, такие как: доверие, уважение не утрачиваются, не теряют своей силы. Но в притче учитель не принял ученика, а ученик верил лишь иллюзиям

-Теперь, когда мы поняли суть притчи, приступаем к творческим работам:

1 команда: Напишите свои размышления на тему: «Что такое взаимопонимание?»

2 команда: ищете интересные факты из жизни автора притчи Хорхе Луиса Борхеса.

3 команда: Выразите в нескольких предложениях свое понимание притчи.

4 команда: Придумайте и запишите еще один финал рассказа. Как бы он мог закончиться, на ваш взгляд?

5 команда: в тексте найти слова, которые, на ваш взгляд, кажутся многозначными, символическими. К этим словам вам надо подобрать ассоциативные рисунки или слова-ассоциации. Подберите наиболее подходящую цитату. ( Можно из самой притчи)

6 команда: работает над непонятными словами в тексте, составляете небольшой словарик.

7 команда: создать свое видение притчи в рисунке.

Желаю удачи! Приступайте!

(сбор информации в единое целое. Показ результата работы через проектор)

(Защита проектов)

Вывод по уроку: (Рефлексия)

Вот и подошел к концу наш урок - мастерская.

Скажите, ребята, понравился ли вам такой вид работы?

-Что было для вас сложным?

-Что показалось вам наиболее интересным?

-Открыли ли вы для себя что-то новое?

Результат вашей работы представлен в виде журнала.

Приложение (электронный журнал)

© 2010-2022