Статья по литературе. Проблемы воспитания в русской лиературе

В деле воспитания нельзя делать различий между людьми. (Кон­фуций) Воспитание — великое дело: им решается участь человека. (В. Г. Бе­линский) Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. (А. С. Макаренко) Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере ваше­го успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. (Л. Н. Толстой) Как сделать себя челове...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема воспитания в художественной литературе.

. Проблема воспитания рассматривалась писателями по-разному , но всех очень волновала в контексте своего времени. Произведения художественной литературы бережно сохраняют для нас основы народного , духовного , нравственного и эстетического образования.

Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделяется огромное внимание. Прожив славную жизнь ,Владимир Мономах пишет поучение для своих сыновей , в котором перечисляет примеры из собственной жизни . Он проповедует идею деятельной жизни , в которой главное - благо родины. Наставляет сыновей в том ,что необходимо оказывать уважение старшим , не преклоняться перед знатностью и богатством.

В комедии ДИ Фонвизина «Недоросль» , написанной в 1782г выходит на сцену представители дворянства ,развращенного помещичьей властью, и показывает , каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде .Тема воспитания всегда занимала Фонвизина . Он ратовал за расцвет просвещения в России и считал , что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны. А воспитанием молодых дворян никто серьезно не занимался .Дворянин , будущий гражданин страны , который должен творить дела но благо отечества , с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности ,самодовольства .Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него (Митрофана ) цель и смысл жизни. И учителя не смогут ему помочь ( это дань моде со стороны госпожи Простаковой ); у Митрофана и не возникало иных желаний ,кроме как поесть ,побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором , где люди воспринимаются как свиньи , а свиньи - как часть некоего культа ,которому поклоняются хозяева.

АС Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» показал , в то время ( 19в) в России было неважно ,каково качество образования ,в моде было все иностранное, люди же из «высшего общества «чуждались национальной культуры»( «нам без немцев нет спасенья», «мы все учились понемногу , чему-нибудь и как-нибудь»)Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни ,привычки трудиться формируют «лишнего человека»,»эгоиста поневоле.».Воспитание ,полученное Онегиным ,было самое губительное. Он рос без матери ; отец легкомысленный петербургский барин-чиновник, видимо, не обращал на него никакого внимания, поручив его наемным «убогим» гувернерам .Они почти ничему не учили мальчика ,никак не воспитывали его и только слегка побранивали за шалости. НЕ мудрено , что из Онегина вышел настоящий эгоист. Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под пудом ,не получали развития. Но герой на протяжении романа дважды старается его расширить и пополнить .Из 1 главы мы узнаем , что он много читал. Второй раз он снова принимается за чтение в последней главе романа .Здесь Пушкин перечисляет и некоторые из книг, прочитанных Онегиным. Мы узнаем ,что это книги не только художественные и полухудожественные ,но и философские ,исторические ,медицинские. Встретившись с Ленским , получившим образование в лучшем тогдашнем университете в Германии, Онегин мог с ним спорить по серьезным политическим ,историческим и философским вопросам как равный с равным .Такие как Онегин чувствовали себя неуютно в тогдашней общественной обстановке ,тосковали ,хандрили, поэтому стояли значительно выше общего уровня тогдашней дворянской молодежи. Неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина - Татьяна Ларина ,в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу ,а потому в нем ,вероятно заложена идея возрождения.

Роман ИА Гончарова «Обломов»был напечатан в 1847г ,а полностью опубликован в 1859 .Появление его совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного ,неспособного к деятельности помещика ,выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы ,где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных крестьян, был актуален для современников .В лице Ильи Ильича Обломова показано ,как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень , апатию , безволие. «Ум и воля давно парализованы , и, кажется , безвозвратно…». Ответ дан в главе «Сон Обломова».В ней рассказывается о семье Обломова , об их поместье ,обычаях и воспитании : «…забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке…». Труд воспринимался как наказание , посланное за грехи .У Обломова не было необходимости трудиться , т к все делали крепостные крестьяне, слуги. Годы учения тоже не воспитали в Обломове дисциплины ума. Родители всячески спасали любимое дитя от мук учения.

Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного товарища Андрея Штольца ,сына управляющего имением. Отец Штольца с немецкой педантичностью и последовательностью приучал его к труду ,умственному и физическому ,к ответственности за выполненный урок или поручение .И Обломов , и Штольц окончили Московский университет , оба направились в Петербург на службу. Но через год Илья Ильич вышел в отставку :служба тяготила его , требовала внимания ,усидчивости. Деятельный Штольц заставляет « беспокоиться» русского барина Обломова , навязывает ему свои идеи .Штольц хочет пробудить его от спячки, но усилия оказались тщетны .Воспитание сыграло свою отрицательную роль.

В автобиографической трилогии ЛН Толстого «Детство», «Отрочество» , «Юность»автор показывает , как Николенька Иртеньев постигает мир взрослых , пытается анализировать свои и чужие поступки. Написав первую часть трилогии « Детство» о становлении человеческой жизни ,об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи ,наряду с различными темами раскрыл в повести и проблему воспитания Она рассматривается в совокупности с основными темами произведения :темой детства ,формирования личности .Главный герой повести _ автобиографический образ, Маленький мальчик Николенька Иртеньев ,сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее образование и воспитание. Воспитательные функции в доме даны не только родителям , но и учителям, специально нанятым для получения детьми начального образования : Мими , Карлу Ивановичу .Весь облик матушки, говорящий о ее подлинной доброте и любви к людям, свидетельствуют о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме.Эта атмосфера создана заботливой хозяйкой ,которая одинакова со всеми ласкова и приветлива. Особую прелесть женскому лицу матушки придает улыбка ,которая согревает всех в доме теплотой.»Когда матушка улыбалась ,как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше ,и кругом все как будто веселело.» Отец ,типичный представитель дворянства 19 века ,в воспитании детей был по необходимости строг ,уравновешен ,заботился об их образовании. Обладая гордостью ,оригинальностью ,светскостью ,он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях. Другие люди ,С которыми жили и общались дети ,также способствовали формированию личностей ребят. Требовательность ,умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличали Карла Ивановича ,домашнего учителя. Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод ,связанный с одним из уроков чистописания ,когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том ,что самый тяжкий из пороков - неблагодарность. Своим отношением к людям ,бескорыстной любовью и самопожертвованием воспитывала детей ключница Наталья Савишна. Она излучала добро ,теплоту.

Таким образом, поставленная в повести Л.Н.Толстого «Детство»проблема воспитания решалась писателем по-разному: через характеристику героев ,их поступки ,анализ взаимоотошений между людьми в доме ,где росли дети ,через описание каких-либо бытовых ситуаций.

М. Булгаков «Собачье сердце»

Революция с ее направленностью на воспитание человека коммунистической формации и Гражданская война как решающая фаза революционного обновления страны , у Булгакова ,имевшего медицинское образование и достаточную практику лечащего врача , могли предстать в образе глобальной хирургической операции по искусственному преобразованию человечества ,плоды которой он волен принимать , или не принимать .Так проблема воспитания нового человека встает в повести « Собачье сердце».Шарикова воспитывают Преображенский и Швондер. В процессе воспитания возникает конфликт высокообразованного интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни Швондером Абсурдность убогих взглядов новой власти ярко сформулирована в монологе Преображенского ,который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу… в смотровой читать , в приемной одеваться…» Швондер норовит немедленно превратить Шарикова с его еще собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Лозунгами его напичкивает , Энгельса дает почитать. И это все вчерашнему Шарику. И воспитание Швондера оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище .Мы понимаем ,что симпатии Булгакова на стороне Преображенского, но веры в то , что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки , то ли с помощью всеобщего усилия коллектива , - веры этой у писателя нет.

ВП Астафьев «Конь с розовой гривой». В трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

ВГ Распутин «Уроки французского».Формирование личности в трудные военные годы . Роль учительницы , ее душевной щедрости в жизни мальчика .Жажда знаний ,нравственная стойкость ,чувство собственного достоинства.

Фазиль Искандер « 13 подвиг Геракла» .Влияние учителя на формирование детского характера.



© 2010-2022