Тема: выборочное изложение по литературному произведению. (6 класс)

Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность. ход урока.  1. Сообщение темы урока, запись в тетрадях. 2. Работа с текстом сказки – были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши .... Работа по содержанию отрывка: ·        Только ли о Митраше идет речь в тексте? ·        Как...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7.03. Русский язык 6 класс

Тема: выборочное изложение по литературному произведению.

Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.

1. Сообщение темы урока, запись в тетрадях.

2. Работа с текстом сказки - были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши.

Примерные отрывки для изложения:

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.

После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами. При корове двум детям не было такой нужды, чтобы продавать на рынок деревянную посуду, но добрые люди просят. Сделает (Митраша), и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит задрав нос: «Вот ещё!»

Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

3. Работа по содержанию отрывка:

  • Только ли о Митраше идет речь в тексте?

  • Какие части прочитанного текста не надо использовать в нашей работе?

  • Что нужно оставить?

  • Что мы узнаем из отрывка о детях - Насте и Митраше?

  • Опишите Митрашу (возраст, внешний вид, прозвище).

  • Что умел делать мальчик? На кого равнялся в своей работе? Кому подражал?

  • Только ли в работе он старается походить на отца? Как он относится к Насте?

  • Почему Настя посмеивается над братом? Как может помириться с ним?

4. Составление плана текста:

1). В одном селе осиротели двое детей.

2). Внешность Митраши.

3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.

4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.

5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.

5. Словарная работа.

  • Какие сравнения и эпитеты использует автор, описывая внешность мальчика?

  • Что умел делать мальчик? Какие предметы домашнего обихода он делал из дерева? Каким инструментами пользовался?

  • Как вы понимаете выражение «старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.»

  • Какие синонимы к этому глаголу вы можете подобрать? (см. учебник, стр.154)

  • Какие черты характера Митраши отмечает Пришвин? Что значит «хорохорится»? Подберите синонимы к этому глаголу.

  • Запись слов и словосочетаний : ладило, обдерживает, бондарство, шайки, лохани, наставлять, задрав нос.

Толкование слов (работа с презентацией):

ШАЙКА 1, -и, ж. Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная ш.

ЛОХАНКА, -и и ЛОХАНЬ, -и, ж. Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная л.

БОНДАРЬ, -я и БОНДАРЬ, -я, м. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

НАСТАВИТЬ 2, -влю, -вишь; -вленный; сов., кого (что) на что. Научить кого-н. чему-н. хорошему. Н. на ум (вразумить; разг.). Н. на путь истинный.

ЛАДИЛО -инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.

ОБДЕРЖАТЬ - огладить, приноровить перед употреблением.

ЗАДИРАТЬ НОС - упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.

  • Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?

6. Повторение литературоведческих терминов, нахождение этих терминов в отрывках из сказки-были. Запись необходимых для передачи текста - описания Митраши - средств художественной выразительности в тетрадь по развитию речи. Работа с презентацией.

7. Повторное чтение текста.

  • Перескажите текст по плану. Используйте в рассказе записанные эпитеты, метафоры, гиперболу.

  • Какие числительные встретились вам в тексте?

8. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения.


Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
"Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. "Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки,лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться.




© 2010-2022