- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок – практикум по культуре речи. Сочинение – рассуждение (в публицистическом стиле) на Патриотическую тему. «Крым источник вдохновения»
Урок – практикум по культуре речи. Сочинение – рассуждение (в публицистическом стиле) на Патриотическую тему. «Крым источник вдохновения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гафаров Ш.Ш. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №2 с крымскотатарским языком обучения»
Симферопольского района Республики КрымНовоселов, 13 А, Симферопольский район, РК, 297551 Тел./факс (0652)315 351,e-mail: [email protected]
Урок - практикум по культуре речи.
Сочинение - рассуждение
(в публицистическом стиле) на
Патриотическую тему.
«Крым источник вдохновения»
Учитель русского языка и литературы: Гафаров Ш.Ш.
Планирование, организация работы по обучению культуры и развитие речи на уроках русского языка.
Тема: Сочинение рассуждение (в публицистическом стиле) на
патриотическую тему.
Цель:
(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;
(развивающая) развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
(воспитательная) воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.
повторить сведения о сочинении-рассуждении, об особенностях данного типа речи, подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему"Крым-источник вдохновения".
-игра приучает внимательно относиться к тексту, восстанавливать с его помощью недостающие элементы фраз, требует умения анализировать
языковый материал и тщательно его отбирать, оценивая с точки зрения информативности.
Оборудование: учебник, запись на доске, картины, эпиграф.
Ход урока
1.Объявляется тема и цель урока.
2.Освоение на практике понятия точности речи.
. Ученикам предлагается перечислить критерии точной речи.
1ученик записывает на доске ответы:
- точность словоупотребления;
- точность в использовании фразеологизмов;
- соблюдение лексической сочетаемости;
- точность интонации;
- точность формулировки.
3.Беседа по вопросам:
- Какие типы речи вам известны ? (описание, повествование, рассуждение) -Назовите признаки рассуждения (в рассуждении различаться следующие части: тезис- мысль, которая доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы; вывод).
-
Работа по таблице речи -Прочитать сведенья о тезисах.
Тезисы означают основное положение лекции, доклада, какого-либо сообщения вообще. Они шире плана. По степени распространенности, полноте передаваемой информации можно составить такой ряд: план, тезисы, конспект, текст.
-Что мы называем тезисами?(3апись на доске или плакат)
-Назвать требования к тезисам( каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей).
-Что это значит?(тезисы должны последовательно раскрывать тему и основную мысль)
-Для чего нужно подбирать к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы?(получим текст сочинения или ответ на тему)
-
Словарная работа. Запись на доске (или плакат)
Слово
Лексическое значение
Публицист
-литература по общественно-политическим вопросам.
Публицистика
-литература по общественно-политическим вопросам
современности.
Статья
1 .Научное,публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете .Газетная статья. Критическая статья.
2.Глава,раздел в каком-либо документе, перечне и т.п. Статья закона. Словарная статья.
-
Игра на уроке. Рассказ по опорным.словам .
Ход игры. Игра начинается с того, ведущий выбирает опорные слова. Можно наугад ткнуть в книгу, можно обойти игроков, чтобы каждый из них шепнул ведущему первое пришедшее в голову слово. Когда список (7-10 опорных слов)готов, ведущий диктует его игрокам или записывает на доске.
Теперь за отведённое время (примерно 10 минут ) играющие должны сочинить связный рассказ, обязательно используя все слова из списка. При этом можно повторять слова и изменять их грамматические формы.
Когда время истекает, все желающие могут прочитать получившиеся рассказы вслух .Все вместе выбирают самые лучшие рассказы.
-
Работа с учебником
-
Составить план текста. Записать в тетрадь.
-
Жизнь и судьба человека зависят от судьбы Родины.
-
Родина-это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек.
-
Отношение к Родине сложно, как и сама Родина.
Нравственный человек любит Родину даже если он видит её несовершенство.
-Как вы понимаете последнее утверждение? Дайте ему своё толкование.
6.Подготвка к сочинению на тему "Крым- источник вдохновения".
7.1. Подбор эпиграфа.
На доске записано несколько цитат, предлагается выбрать из них эпиграф к сочинению. Можно предложить свой эпиграф.
-
"Земли улыбка, радость неба,
Рай черноморских берегов"
(А.Муравьёв)
-
"''Крым- изумительная сокровищница,
Естественный музей, хранящий тайны тысячелетий".
(А.С.Грибоедов)
-
"Волшебный край, очей очарованье"
(А.С.Пушкин)
-
"Крым произвёл на меня такое сильное впечатление, что я ходил здесь как во сне"
(М.Коцюбинский)
-
"Прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара"
(К.Паустовский)
7.2.Определение главной мысли, его стиля, темы.
Главная мысль-любовь к родному краю.
Тема-рассказ о влиянии Крыма на творчество классиков.
Стиль речи публицистический.
7.3.Коллективное составление плана.
Примерный план.
-
Крым- источник вдохновения для поэтов и писателей.
1 .Пушкин о красоте ханского дворца в Бахчисарае.
-
Гурзуф- "колыбель Онегина".
-
Евпатория в творчестве Адама Мицкевича.
-
Дневники В.Я. Брюсова - лирическое описание красоты Крыма. П.Крым в творчестве И.Репина, В.Серова, И.Айвазовского, М.Мусоргского.
III.Гордость Крымчан за свой родной край.
7.4.Самостоятельная работа учащихся.
1. Составление рассказа по пунктам плана.
2.Домашнее задание: написать сочинение.