Урок – практикум по культуре речи. Сочинение – рассуждение (в публицистическом стиле) на Патриотическую тему. «Крым источник вдохновения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №2 с крымскотатарским языком обучения»
Симферопольского района Республики КрымНовоселов, 13 А, Симферопольский район, РК, 297551 Тел./факс (0652)315 351,e-mail: [email protected]







Урок - практикум по культуре речи.

Сочинение - рассуждение

(в публицистическом стиле) на

Патриотическую тему.

«Крым источник вдохновения»








Учитель русского языка и литературы: Гафаров Ш.Ш.

Планирование, организация работы по обучению культуры и развитие речи на уроках русского языка.

Тема: Сочинение рассуждение (в публицистическом стиле) на

патриотическую тему.

Цель:

(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;

(развивающая) развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

(воспитательная) воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.

повторить сведения о сочинении-рассуждении, об особенностях данного типа речи, подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему"Крым-источник вдохновения".

-игра приучает внимательно относиться к тексту, восстанавливать с его помощью недостающие элементы фраз, требует умения анализировать

языковый материал и тщательно его отбирать, оценивая с точки зрения информативности.

Оборудование: учебник, запись на доске, картины, эпиграф.

Ход урока

1.Объявляется тема и цель урока.

2.Освоение на практике понятия точности речи.

. Ученикам предлагается перечислить критерии точной речи.

1ученик записывает на доске ответы:

- точность словоупотребления;

- точность в использовании фразеологизмов;

- соблюдение лексической сочетаемости;

- точность интонации;

- точность формулировки.

3.Беседа по вопросам:

- Какие типы речи вам известны ? (описание, повествование, рассуждение) -Назовите признаки рассуждения (в рассуждении различаться следующие части: тезис- мысль, которая доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы; вывод).

  1. Работа по таблице речи -Прочитать сведенья о тезисах.

Тезисы означают основное положение лекции, доклада, какого-либо сообщения вообще. Они шире плана. По степени распространенности, полноте передаваемой информации можно составить такой ряд: план, тезисы, конспект, текст.

-Что мы называем тезисами?(3апись на доске или плакат)

-Назвать требования к тезисам( каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей).

-Что это значит?(тезисы должны последовательно раскрывать тему и основную мысль)

-Для чего нужно подбирать к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы?(получим текст сочинения или ответ на тему)

  1. Словарная работа. Запись на доске (или плакат)

Слово

Лексическое значение

Публицист

-литература по общественно-политическим вопросам.

Публицистика

-литература по общественно-политическим вопросам





современности.

Статья

1 .Научное,публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете .Газетная статья. Критическая статья.

2.Глава,раздел в каком-либо документе, перечне и т.п. Статья закона. Словарная статья.





  1. Игра на уроке. Рассказ по опорным.словам .

Ход игры. Игра начинается с того, ведущий выбирает опорные слова. Можно наугад ткнуть в книгу, можно обойти игроков, чтобы каждый из них шепнул ведущему первое пришедшее в голову слово. Когда список (7-10 опорных слов)готов, ведущий диктует его игрокам или записывает на доске.

Теперь за отведённое время (примерно 10 минут ) играющие должны сочинить связный рассказ, обязательно используя все слова из списка. При этом можно повторять слова и изменять их грамматические формы.

Когда время истекает, все желающие могут прочитать получившиеся рассказы вслух .Все вместе выбирают самые лучшие рассказы.

  1. Работа с учебником

  2. Составить план текста. Записать в тетрадь.

  1. Жизнь и судьба человека зависят от судьбы Родины.

  2. Родина-это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек.

  3. Отношение к Родине сложно, как и сама Родина.

Нравственный человек любит Родину даже если он видит её несовершенство.

-Как вы понимаете последнее утверждение? Дайте ему своё толкование.

6.Подготвка к сочинению на тему "Крым- источник вдохновения".

7.1. Подбор эпиграфа.

На доске записано несколько цитат, предлагается выбрать из них эпиграф к сочинению. Можно предложить свой эпиграф.

  1. "Земли улыбка, радость неба,

Рай черноморских берегов"

(А.Муравьёв)

  1. "''Крым- изумительная сокровищница,

Естественный музей, хранящий тайны тысячелетий".

(А.С.Грибоедов)

  1. "Волшебный край, очей очарованье"

(А.С.Пушкин)

  1. "Крым произвёл на меня такое сильное впечатление, что я ходил здесь как во сне"

(М.Коцюбинский)

  1. "Прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара"

(К.Паустовский)

7.2.Определение главной мысли, его стиля, темы.

Главная мысль-любовь к родному краю.

Тема-рассказ о влиянии Крыма на творчество классиков.

Стиль речи публицистический.

7.3.Коллективное составление плана.

Примерный план.

  1. Крым- источник вдохновения для поэтов и писателей.

1 .Пушкин о красоте ханского дворца в Бахчисарае.

  1. Гурзуф- "колыбель Онегина".

  2. Евпатория в творчестве Адама Мицкевича.

  3. Дневники В.Я. Брюсова - лирическое описание красоты Крыма. П.Крым в творчестве И.Репина, В.Серова, И.Айвазовского, М.Мусоргского.

III.Гордость Крымчан за свой родной край.

7.4.Самостоятельная работа учащихся.

1. Составление рассказа по пунктам плана.

2.Домашнее задание: написать сочинение.


© 2010-2022