Конспект урока на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова, дать понятие о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Предполагаемые результаты:

1. Личностные: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я - мы - дело», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать и исследовать; формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

3. Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы, разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении; начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него; графически обозначать обобщающие слова.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, презентация.

ЭТАП УРОКА

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Здравствуйте, ребята!

Каждый день, приходя в школу, вы должны иметь хорошее настроение, чтобы получать от каждого урока удовольствие. А каким должен быть урок, чтобы получить от него удовольствие?

- Я надеюсь, что в конце этого урока вы не только получите удовольствие, но и в качестве подарка получите новые знания. А девизом нашего урока будет пословица: «Ученье - свет, а неученье - тьма». Запишем её.

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

- Оцените ответы своих товарищей.


Приветствие учащихся








Дети записывают пословицу и расставляют пропущенные знаки препинания.

Оценивают ответы одноклассников

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2

АКТУАЛИЗАЦИЯ - ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО

- Мы познакомились с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. А какие ещё правила постановки знаков препинания мы изучали?

- Действительно, мы изучили очень сложную тему «однородные члены предложения», и по этой теме я предлагаю решить вам несколько интересных грамматических задач. Вы не против?

Задача 1. Являются ли однородными членами подчерк­нутые слова в предложении

Шел дождь и отец домой.

Задача 2. Найдите ошибки в употреблении однородных членов:

Я люблю мороженое и плавать в реке.

Я люблю и ухаживаю за собакой.

- Исправьте ошибки в этом предложении.

Задача 3. - Найдите однородные члены предложения.

В лесу росли деревья, дубы, липа, берёзы.

- А есть ли здесь ошибка в употреблении ОЧП?

- Поработаем над другим предложением.

Я хочу научиться играть на флейте, скрипке, музыкальных инструментах.

- Найдите в этом предложении лишние слова, значение которых является общим для других слов.

- Вы наверное догадались, что речь на уроке пойдёт именно о таких словах. Кто знает, как называются эти слова?

- Запишем тему в тетрадь.

- Выделите корень в слове «обобщающие», подберите к нему однокоренные слова.



Решают грамматические задачи

(нарушена смысловая связь)



Слово «дерево» является общим по значению для всех остальных слов, его значение шире.



Предположения детей

Обобщающие слова при однородных членах.




Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)



3

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

- Осмыслите тему. Поставьте перед собой задачи. Озвучьте их.

-Что уже сейчас вы можете сказать по новой теме?

- Надеюсь, что сегодня на уроке вы пополните свои знания по этой теме. Для этого вы должны быть очень внимательными.

- А для чего важно изучать эту тему?

Целеполагание


УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4

ОСОЗНАННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ СПОСОБА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Попробуйте самостоятельно сформулировать, что же такое обобщающие слова.

- А где мы можем найти подтверждение нашим предположениям?

- Я предлагаю открыть учебники и самостоятельно прочитать правило.

- Расскажите друг другу правило.

- У кого появились затруднения? Прочитаем в учебнике ещё раз.

ФИЗМИНУТКА

- Подберите обобщающие слова к однородным членам:

В саду зацвели красивые …. хризантемы, астры, георгины.

- Найдите однородные члены предложения.

- Подберите к ОЧП обобщающие слова.

- Обобщающее слова отмечается знаком…(таблица) Над каким словом мы поставим такой знак?

В лесу растут …грузди, подосиновики, сыроежки.

И зверькам, и бабочкам, и жукам ….хорошо в летнем лесу!

- Интересный вопрос: а каким членом предложения будут являться обобщающие слова?

- Понаблюдайте за предложениями. Что вы заметили относительно местонахождения обобщающего слова?

- Возьмите карандаши и попробуйте расставить знаки препинания?

- Озвучьте, что у вас получилось?

-В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова.

- Задание было одно, а выполнили вы его по-разному.

- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

- Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

- Прочитайте п.29.

- Сможете вы сейчас выполнить поставленную задачу?

- Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

- От чего зависит выбор знака препинания?

- Проговорите правило ещё раз.

(вывешивается схема)

- Составьте предложения по первой схеме, второй.













Чтение параграфа учащимися самостоятельно


Познавательные (опираются на уже известное)

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)





Познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

5

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Чтобы нам легче было работать, составим алгоритм. Напомните мне, что такое алгоритм.

Совместная выработка и запись алгоритма.

  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли обобщающее слово.

  3. Выберу нужный знак препинания.

- У кого получился хороший алгоритм? Озвучьте результаты вашей работы.

-Чей алгоритм вам понравился больше?

- Выполним упр.150.

- Сравните предложения:

Мы собрали в букет васильки и ромашки.

Мы собрали в букет полевые цветы васильки и ромашки.

- Завтра мы продолжим работать над этой темой. А чтобы вам было легко и интересно, что вы должны дома сделать?

АЛГОРИТМ - совокупность действий, правил для решения данной задачи.

Работа в парах.


Познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

6

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

П. 29, упр. 151, словарный диктант

Осмысляют и записывают домашнее задание

7

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Итог урока.

- Вот мы и познакомились с обобщающими словами. Проверим свою эрудицию. Я называю ряд однородных членов, а вы обобщающее слово:

Шприц, скальпель, хирургические зажимы…..

Приставка, корень, окончание….

Самолёт, вертолёт, аэростат….

Имя существительное, прилагательное, глагол…

- Посмотрите, все ли поставленные задачи мы решили на уроке?

- Действительно, нерешённых задач у нас не осталось. Значит, мы можем считать наш урок успешным. А можно ли считать вашу работу на уроке успешной, мы сейчас проверим.

- Обычно на уроке ребятам выставляют оценки учителя. Какая оценка самая лучшая? А самая плохая? Наверное, было интересно, если б вас оценивали по 10-бальной шкале. Я предлагаю вам самим оценить себя, используя эту шкалу, ответьте на мои вопросы:

  1. Уровень моей активной работы на уроке я бы оценил(а) в … баллов.

  2. Уровень усвоения новых знаний я бы оценил(а) в … баллов.

  3. Степень удовлетворения своей работой на уроке я бы оценил(а) в … баллов.

Подсчитайте общее количество баллов.

- Если вы набрали 25-30 баллов, то заслуживаете похвалы, отлично справились с заданием.

- Если 20-24 баллов тоже молодцы, но по ходу работы, возможно, были затруднения.

- Если 15-19 баллов, вам необходимо быть более внимательными и вдумчивыми на уроке. Возможно, требовалось больше времени для выполнения задания.

- Если менее 15 баллов, помимо самостоятельной работы вам требуется помощь учителя.

Медицинские инструменты, морфемы, воздухоплавательные аппараты, части речи

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности



© 2010-2022