Урок русского языка понятие о сложноподчинённом предложении

Цели урока: провести сопоставительный анализ структуры предложений разных типов; познакомить учащихся со структурой сложноподчинённых предложений, средствами связи его частей; научить определять придаточное по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами сложноподчинёнными; формировать умение правильно ставить знаки препинания, составлять схемы СПП; продолжить словарную работу; повторить синтаксис простого предложения и ССП; работать над разви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53











Понятие о сложноподчинённом предложении.

Строение СПП, средства связи его частей












Конспект открытого урока

русского языка, 9 класс

Составитель: Конюхова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории










Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

-провести сопоставительный анализ структуры предложений разных типов;

-познакомить учащихся со структурой сложноподчинённых предложений, средствами связи его частей;

-научить определять придаточное по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами сложноподчинёнными;

-формировать умение правильно ставить знаки препинания, составлять схемы СПП;

-продолжить словарную работу;

-повторить синтаксис простого предложения и ССП;

-работать над развитием речи учащихся;

-вырабатывать орфографическую зоркость;

Формировать внимание, умение работать самостоятельно.

Наглядные пособия:

-использование ПК, проектора;

-карточки для индивидуальной работы;

-таблица «Сложноподчинённые предложения»;

-учебник «Русский язык. 9 класс», авт. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,

Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.

Технологии: технология критического мышления, технология личностно-ориентированного развивающего обучения, технология интегрированного обучения, технология ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), технология уровневой дифференциации.

Ход урока.

1.Организационный момент. Цели и задачи урока.

2. Повторение. Актуализация знаний на основе пройденного материала.

-Схема на проекторе: «Виды предложений».

-Рассказать о видах предложений с использованием схемы.

-Текст на проекторе.

-Записать предложения, расставить знаки препинания, определить тип предложения, произвести полный синтаксический разбор.

Подул северный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их в хороводе.

Учащиеся самостоятельно записывают предложение. У доски характеристика предложения, схема.

-Работа над орфограммами: правописание приставок.

Тучи закрыли солнце, и посыпал мелкий холодный дождь.

У доски работает ученик над характеристикой и схемой предложения.
-Работа над орфограммами: сомнительные и непроизносимые согласные в корне слова.

Всё стало унылым и печальным, потому что наступила поздняя осень.

-В данном предложении подчеркнуть грамматические основы.

3.Новая тема.

-Объяснение учителя:

Данное предложение является сложноподчинённым. Оно состоит из главного и придаточного предложений.
-Учащиеся подчёркивают грамматическую основу в главном предложении.

От главного мы задаём вопрос к придаточному, которое ему подчиняется и присоединяется при помощи подчинительного союза. Делаем вывод: сложноподчинённые предложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также интонации.

Союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

-Учащиеся вместе с учителем прописывают вопрос от придаточного к главному, подчёркивают основу в придаточном предложении.

-Таблицы на проекторе «Группы союзов: сочинительные и подчинительные»

Сочинительные союзы:

-Соединительные: и, да, ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и, да и

-Разделительные: или, иль, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли

-Противительные: а, но, да, зато, однако, же, а то, не то

-Пояснительный: то есть

Средства связи частей сложноподчинённого предложения

Подчинительные союзы:

временные - пока, пока не, с тех пор как;

целевые - чтобы, с тем чтобы;

условные - если, если бы;

уступительные - хотя; несмотря на то, что;

причинные - так как, потому что, оттого что, ибо;

сравнительные - будто, словно, как будто;

следствия - так что

Союзные слова (местоимения и наречия) : кто, какой, который, чей; где, куда, откуда; почему, зачем; сколько, насколько

Союзы и союзные слова: что, когда, как

-Работа с таблицей «Сложноподчинённые предложения». Придаточные предложения отделяются от главного запятой или выделяются запятыми с двух сторон, если находятся внутри главного.

-Даём характеристику предложению. Строим схему. Сравниваем схемы простого предложения, ССП, СПП.

-На проекторе
Указательные слова: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько, так и др.

-В главном предложении могут быть указательные слова, которые выделяют содержание придаточного. Запишем пример такого предложения.

Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.

-Учащиеся записывают предложение, производят разбор под руководством учителя.

4.Закркпление.

-Работа с учебником. Упр.85. Один ученик разбирает предложение у доски.

Пейзаж печален всегда, когда печален человек.

5.Повторение.

-Фонетический разбор слова «пейзаж»

6.Речевая пятиминутка.

-На проекторе слова с обозначенным ударением : жалюзи, гладильная (доска), забелённый, украинский, исчерпать, эксперт, забрана (кр. причастие), крепостей (от крепость), безудержный, кухонный.

-Записать слова, расставить ударения. Проговорить слова вслух. Придумать сложноподчинённое предложение, включив в него слово «жалюзи»

Мне нравятся жалюзи на окнах, потому что это современно и удобно.

-Записать предложение, построить схему.

7.Экспресс-опрос.

Орфоэпический диктант на карточках: расставить ударение в словах : договор, свекла, квартал, цемент, звонит, односоставное, досуг, диалог, красивее, щавель, иконопись, иначе, каталог, облегчить, торты.

8.Развитие речи. Конструирование предложений.

Густой туман, нависший над посёлком, быстро рассеялся.

-Какое это предложение? Чем оно осложнено? Подчеркните грамматическую основу и оборот. На основе данного предложения сконструируйте СПП.

Густой туман, который навис над посёлком, быстро рассеялся.

-Какое это предложение? Обратите внимание на таблицу «Средства связи частей сложноподчинённого предложения». С помощью чего придаточное присоединяется к главному? Подчеркните основы, постройте схему.

-Дополнительное задание. Работа по учебнику, стр.51

Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.

-Какое это предложение? Подчеркните основы, постройте схему.

Сконструируйте новое простое предложение с обособленными членами на основе данного.

Возьми книгу, лежащую на верхней полке.

-Какое это предложение? Подчеркните основу и оборот, постройте схему.

9.Итоги урока.

-Из каких частей состоит СПП?

-С помощью чего присоединяется придаточное к главному?

-В чём отличие СПП от ССП?

Выставление оценок.

10.Домашнее задание. Параграф 18. Упр.83 ( высокий уровень -найти и выписать СПП, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы, построить схемы; средний уровень - найти и выписать СПП, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы; начальный уровень- найти и выписать СПП, обозначить союзы).



© 2010-2022