Конспект урока Система языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Система языка»

Цели уроков для учащихся: знать закономерности построения системы языка, языковые термины, обозначающие единицы языка и разделы науки о языке; орфографические и пунктуационные правила. Уметь объяснять блоки орфограмм и пунктограмм, соотносить единицы языка с разделами науки о языке и конкретными правилами орфографии и пунктуации.

Цели для учителя: развитие у учащихся умения обобщать изученный ранее материал, сопоставлять теорию и практику, видеть языковые явления во взаимосвязи.

Оборудование урока: учебник-практикум, таблицы, составленные Т.Я.Фроловой на повторение орфографических и пунктуационных блоков; отпечатанные бланки с таблицами на тему: «Система языка».

Ход урока.

I. Доска.

Орфография

Пунктуация

Не с различными частями речи; н и нн в суффиксах прилагательных и причастий; дефисное написание наречий и прилагательных; о-ё после шипящих; отличие наречий от существительных с предлогом; личные окончания глаголов

Обособление определений и обстоятельств, выраженных причастным и деепричастными оборотами; запятая перед союзом и; обособление приложений; запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; запятая перед как ; тире в неполном предложении.

II.

Учитель раздает учащимся проверенные работы (срез, который они выполняли на прошлом уроке в течение 10 минут). Полосы пшеницы, ещё не кошенные, колышутся в дали чернеющих полей. Глаженное бельё, по-хозяйски завернутое в полную холщовую ткань, лежало на полке. Они по-прежнему пили утренний чай вдвоём, споря кое о чем. Мой спутник сильно голодал и прямо-таки щелкал зубами, видя, как кто-нибудь ест. Вдали показалась пристань - небольшой красно-белый домик, выстроенный на барке. Налево едва-едва колышется синяя ель, направо - плакучая ива. По-бабьи нараспев, как деревенский дьячок, он рассказывал о сыне - бывшем красногвардейце.

II.Слово учителя.

Отложите в сторону проверенные работы. Они нам понадобятся в процессе урока. Сегодня мы начинаем изучать новую, необычную для нас тему. Она написана на доске, перепишите её в тетрадь.

Вопрос: встречались ли вы в 5-9 классах с такой темой? Как вы думаете, почему она стала возможной именно в 10 классе? (изучены все разделы языка, можем взглянуть на язык как феномен в целом)

Как по-вашему, что такое система? Какие системы вы знаете? (звучат ответы учащихся)

Давайте напишем в тетрадь определение, которое дает нам словарь Ожигова: «Система - нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей». Это определение в полной мере относится и к системе русского языка. Вам было задано опережающее объяснение новой темы задание: упр.98, стр.92. Это несколько тезисов из работ выдающегося русского лингвиста М.В.Панова. Вам нужно было изучить, проанализировать данные высказывания и порассуждать по некоторым вопросам.

К какому функциональному стилю речи могут быть отнесены данные высказывания и почему?

Тезисы ответа учащегося.

Перед нами научные стили речи. Это можно доказать рядом аргументов:

  • определим науку - это лингвистика;

  • автор использует ряд научных терминов («фонема», «морфема») и другую лексику, свойственную научному стилю («универсален», «единицы», «функции», «назначение», «понятие», «восприятие»);

  • специфика научного стиля речи видна и на уровне синтаксиса (очень многие предложения построены по типу «даваемого определения», т.е. подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже). Возможно это научно-популярный подстиль, т.к. автор пытается «оживить» «сухие» научные фразы, придав им некоторую образность («язык подобен многоэтажному зданию»), эффектность («язык необыкновенно прост», «язык необыкновенно сложен»; «и вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком»).

Проанализируйте лексические и грамматические средства связи в каждом из текстов. Какие из них преобладают в данных отрывках? В какой мере их выбор связан со стилем и типом речи?

Тезисы ответа учащегося.

  • основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические) перечислены в учебнике на стр.46;

  • в данных отрывках преобладают лексические средства связи: первый текст (личное местоимение, повтор ключевых слов), второй текст (личные местоимения), третий текст (все предложения связаны параллельной связью с помощью однотематической лексики), четвертый текст (личное местоимение, лексический повтор).

  • выбор лексических средств связи между предложениями обусловлен требованиями научного стиля, типа речи - рассуждения.

Укажите ключевые слова в каждом из суждений, как они «работают» на основную мысль текста?

Тезисы ответа учащегося.

  • ключевые слова в текстах: 1 текст (универсальная система); 2 текст (этажи - единицы языка); 3 текст (функции языковых единиц); 4 текст (язык прост, язык сложен и неисчерпаем).

  • из них можно сложить основную мысль, которая объединяет все 4 отрывка: «Язык - это универсальная система единиц, каждая из которых функционирует по-своему и в согласии с другими единицами. Практически овладеть языком несложно, изучить все закономерности функционирования системы до конца невозможно.

Укажите ключевые слова в каждом из суждений, как они «работают» на основную мысль текста?

Тезисы ответа учащегося.

  • ключевые слова в текстах: 1 текст (универсальная система); 2 текст (этажи - единицы языка); 3 текст (функции языковых единиц); 4 текст (язык прост, язык сложен и неисчерпаем).

  • из них можно сложить основную мысль, которая объединяет все 4 отрывка: «Язык - это универсальная система единиц, каждая из которых функционирует по-своему и в согласии с другими единицами. Практически овладеть языком несложно, изучить все закономерности функционирования системы до конца невозможно.

На какую тему (широкую, узкую) подобраны высказывания ученого? Можно ли их объединить одним заголовком? Могут ли они составить единый текст? При каком условии отдельные высказывания могут стать одним текстом с одним общим заголовком?

Тезисы ответа учащегося.

  • система языка - это широкая тема. Она неисчерпаема, т.к. любая единица может стать основой следующей системы (например, односоставные предложения - единица системы «простое предложение» и , в свою очередь, основа системы.

    односоставные

    подлежащные

    сказуемные

    назывные

    опредличные

    неопредличные

    безличные

    обобщенно-личные

  • тезисы работ Панова могут составлять единый текст при условии, что у них будет достаточно аргументации и выводы в каждой структурной части урока.

Объяснение нового материала.

Проводится в форме фронтальной беседы.

Обратите внимание на ключевые понятия темы (стр.92). Давайте рассмотрим этот материал. Один из учащихся комментирует систему ключевых понятий (она дана в виде трех столбцов: единицы языка, разделы науки о языке и столбик без названия, в который входят «графика», «орфография» и «пунктуация». По строкам все термины расположены в строгом порядке: ключевые понятия напротив определенных единиц языка). В процессе беседы учащиеся с места отвечают на вопросы о том, что такое единицы языка, разделы науки о языке, как можно озаглавить третий столбик системы (например, функционирование единицы языка в письменной речи).Учащиеся приводят примеры ещё большего членения системы ( например, в таблице есть единица «звуки», она конечная. Но мы можем представить её как систему.

Ключевой вопрос урока.

Какими разделами можно дополнить всю систему в целом, для того чтобы конкретизировать её?

Ответ: нужны ещё 2 столбца (название орфограмм и пунктограмм и конкретные примеры слов и предложений).

Каждый ученик на листе получает пустую таблицу:

Единицы языка

Разделы науки о языке

Функционирование в письменной речи

Название орфографических и пунктуационных блоков

Ошибки

Задание учащимся:

Выписать в графу «ошибки» свои собственные ошибки из срезовой работы и графически обозначить правильное написание, остальные графы таблицы заполнить в соответствии с конкретными ошибками, пользуясь «ключевыми понятиями» на стр. 92.

Момент дифференциации в уроке:

Сильные учащиеся, у которых нет или мало ошибок и те, кто отсутствовал на предыдущем уроке и работу не выполнял, выписывают из работы все возможные орфограммы.

Слабые спустя 10 минут от начала этапа самостоятельного заполнения таблиц получают полностью заполненные отпечатанные таблицы с орфограммами и пунктограммами и проверяют себя, выписывают недостающие ошибки.

Учитель в это время выполняет роль консультанта.

Вполне вероятно, что учащиеся могут забыть объяснение роли орфограмм и пунктограмм. От них требуется правильно и грамотно сформулировать свой вопрос. Учитель отсылает к сборнику таблиц Фроловой, которые лежат на каждой парте, напоминает, как пользоваться ими. Раздел таблицы «Название орфографических и пунктуационных блоков» заполняется учащимися при помощи записи на доске. Напротив названий данных блоков нужно написать № страницы сборника таблиц Фроловой, где помещена соответствующая опорная схема.

Заполненные таблицы собираются для проверки.

Д/з: упр. 100. Подготовиться к уроку-семинару на тему: «Система русского языка: её единицы и их иерархия». Или: составить самостоятельно систему из любой интересующей области науки или культуры, представить её наглядно, прокомментировать, сравнить с системой русского языка. (можно составить систему иностранного (английского) языка и сравнить её с системой русского языка).


© 2010-2022