Рабочая программа по литературе для 8 класса

Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса  составлена на основании  Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, на основе проекта Федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. руководителя по УВР Руководитель МБОУ «СБСОШ»

_Минеева Т.М.__________ Данилина Л.Н. _____ Герасимова Р.В. ________

Протокол № __1 от Приказ № 9

«___20_»_августа_2013 г. «___3_»_сентября__ 2013 г «_3_»___сентября_2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету русская литература


__8_ класс

на 2013-2014 учебный год



Учитель: Минеева.Т.М.

Категория: I




Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №8

« 26 » __августа_ 2013г.





2013 год

Учебно - тематическое планирование по русской литературе

класс: 8

учитель: Минеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Кол-во часов:

Всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 2 , развитие речи 4,

тестов 2 ;

Планирование составлено на основе:

• федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования. Утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года ( mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483//)

• примерной программы (основного) общего образования по __русскому языку_____ базовый уровень, (mon.gov.ru/work/obr/dok/)

• учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сарсаз-Багряжская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год

Учебник:

Русская литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса татарских средних общеобразовательных школ: В двух частях. Под ред. М.Г.Ахметзянова..-Казань: Магариф, 2007 г.

Дополнительная литература:

Русская литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я.Коровиной и других. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011.



Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, на основе проекта Федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения, базисного учебного плана РФ (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2012-2013 учебный год/

Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным (нерусским) языком обучения, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.

Структура документа

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Исходя из этого, рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

 пояснительную записку;

 содержание тем учебного курса;

 требования к уровню подготовки учащихся;

 произведения для заучивания наизусть;

 перечень учебно-методического обеспечения.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 595 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в школе с родным (нерусским) языком обучения на этапе основного общего образования. В V-VI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю; в VII, VIIIи IX классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 500 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 95 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий; для включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не приведет к перегрузке учащихся.

На изучение курса отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель преподавания русской литературы в татарской школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета русская литература на этапе основного общего образования являются:

- выявление характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, аудиовизуальных рядов и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Раздел II. Содержание тем учебного курса

8 класс (70ч)

Художественная литература и действительность (1ч)

Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.

Русская литература XIX века (34ч , 2ч .к.р.,3ч.р.р.)

А.С.Пушкин. (9ч)

Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар». Пушкин в Казани. «Капитанская дочка».

Образ «маленького человека» в «Станционном смотрителе»

Теория литературы: Стихотворная строфа. Повесть как жанр литературы.

Развитие речи: Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов. (5ч)

Лермонтов на Кавказе. «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор...», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»

Поэма «Мцыри».

Теория литературы: Поэма как литературный жанр.

Н.В.Гоголь. (6ч)

Гоголь в Петербурге. «Шинель». Тема «маленького человека».

Комедия «Ревизор».

Теория литературы: Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.

Развитие речи: Подготовка к сочинению на тему: «Хлестаков - типичный герой николаевской России».

И.С.Тургенев. (2ч)

Биография. Рассказы «Певцы».

Стихи о любви к природе. (2ч)

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас - и всё былое...»

А.А.Фет «На заре ты её не буди...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...»

Н.А.Некрасов. (2ч)

Биография. Поэма «Мороз, Красный нос».

Печальная доля русской крестьянки в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская». «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..»

Н.С.Лесков. (1ч)

«Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа.

Л.Н.Толстой. (1ч)

«После бала». Обличительный характер рассказа.

Теория литературы: Сюжет и композиция произведения. Антитеза как
способ построения произведения.

Внеклассное чтение: Л.Н.Толстой. «Юность» (главы)

В.М.Гаршин. (2ч)

«Красный цветок»-произведение о непримиримой борьбе со злом.

А.П.Чехов. (3ч)

Изображение духовного оскудения личности в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Русская литература ХХ века (29ч, 1ч .к.р.,3ч.р.р.,2ч.вн.чт.)

И.А.Бунин. (1ч)

Грустные размышления автора о дворянской усадьбе в рассказе «Тёмные аллеи»

А.И.Куприн. (1ч)

Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени»

Максим Горький. (2ч)

«Мои университеты». Автобиографическая основа повести.

Внеклассное чтение: М.Горький. «Сказки об Италии»

В.В.Маяковский. (3ч)

«Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»

М.И.Цветаева. (1ч)

«Моим стихам, написанным так рано...», «Красною кистью рябина зажглась», «Тоска по родине!..»

О.Э.Мандельштам. (1ч)

Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны...»

К.Г.Паустовский. (2ч)

Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма»

Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга»

А.Т.Твардовский. (3ч)

«Василий Тёркин». Народно-поэтическая основа поэмы

Развитие речи: Сочинение по картине художника Ю.Неприянцева «Отдых после боя»

Стихотворения о Великой Отечественной войне. (1ч)

А.А.Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...»; М.В.Исаковский «До свиданья, города и хаты...», «В лесу прифронтовом»

А.П.Платонов. (1ч)

Тема войны и семьи в рассказе «Возвращение»

А.А.Ахматова. (1ч)

Лирика. «Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Читатель», «Мужество», «Лотова жена».

А.И.Солженицын. (2ч)

Идея национального характера в рассказе «Как жаль».

В.П.Астафьев. (1ч)

«Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа.

А.А.Вознесенский.(1ч)

«Тбилисские базары», «Ров».

Б.Ш.Окуджава.(1ч)

«Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель».

Ч.Т.Айтматов. (2ч)

«Белый пароход» («После сказки»)

Зарубежная литература (4ч)

Катулл.(1ч)

Гораций. (1ч)

Ода «К Мельпомене».

О.Хайам.(1ч)

Данте. «Божественная комедия». (1ч)















Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся

по русской литературе за курс 8 класса

Учащиеся должны знать:

- Тексты художественного произведения.

- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

- Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

- Различать эпические, лирические и драматические произведения.

- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

- Давать анализ отдельного эпизода.

Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть

А.С.Пушкин. «К Чаадаеву»

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас - и всё былое...»

А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад...»

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно...»

И.Ф.Анненский. «Снег»

М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...»

О.Э.Мандельштам. «Мы живём, под собою не чуя страны...»

А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»

А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

Б.Л.Пастернак. «Снег идёт»

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения



  1. «Русская литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 частях для татарских средних общеобразовательных школ (авторы - М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова и др. - Казань, «Магариф», 2007 г.).

  2. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с учётом национально-регионального компонента. Казань, «Школа», 2008 г.

  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова. 8 класс. М., «ВАКО», 2007 г.

  4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной, Г.И.Беленького, Т.Ф.Курдюмовой. Универсальное пособие. 8 класс. М., «ВАКО», 2008 г.

  5. О.М.Реут. Литература 5-11 классы. Нестандартные уроки. Волгоград, «Учитель», 2006 г.

  6. О.В.Волкова. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе. Казань, «Школа», 2007 г.

  7. М.Е.Кривоплясова. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы. Тренинговые задания на уроках. Волгоград, «Учитель», 2006 г.

  8. Ермакова Г.А. От микро ... к макро... Постижение тайны слова. Чебоксары, 2002 г.

  9. Ермакова Г.А. Постижение тайны слова. Уроки литературы и русского языка в русле новых технологий. Чебоксары, 2001 г.

  10. Н.Д.Ильина. Предметная неделя литературы в школы. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г.

  11. Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова Краеведение на уроках развития речи, Казань, 2007г.

  12. ИРО РТ «Год учителя в преподавании русского языка и литературы», 2010 г














Тематические планы по русской литературе в 8классе.(70 часов)

п/п

Тема уроков

кол. час.

Требования к уровню подготовки учеников.

Основные виды деятельности

Тип урока

Дата

проведения

Примечание

Введение. (1ч.)

1

Художественная литература и действительность.

1

Знать образную природу словесного искусства. Выявить уровень литературного развития учащихся. Уметь конспектировать.

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Урок-введение.

6.09

Русская литература 19 века. (34ч, 3ч р.р, 2ч.к.р.)

2

Русская литература 19в. А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Арион».

1

Уметь раскрывать образ автора, его гуманность, независимость оптимизм. Дать представление о стихотворной строфе.

Слово учителя, комментированное чтение, обучение выразительному чтению

Изучение нового материала

7.09

3

Русская литература 19в. Особенности стихотворений А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд», «Анчар».

1

Уметь раскрывать образ автора, его гуманность, независимость оптимизм. Дать представление о стихотворной строфе. Чтение наизусть

Слово учителя, комментированное чтение, обучение выразительному чтению

Изучение нового материала

13.09

4

А. С. Пушкин в Казани. Повесть «Капитанская дочка».

1

Раскрыть тему пугачевского восстания в повести; образ Гринева, Маши Мироновой, Историческую правду и вымысла в повести, точность и лаконизм Пушкинской прозы. Владеть различными видами пересказа ,выделять смысловые части текста

Работа с текстом, аналитическая беседа.

Изучение нового

14.09

5


Формирование личности П. Гринева. «Я рос недорослем»

1

Владеть основными видами публичных выступлений, сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев

Аналитическая беседа, работа с книгой

Урок- анализ

20.09

6

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Гринев и Маша Миронова.

Раскрыть смысл названия повести ;отметить душевное богатство нравственную чистоту ,народную основу образа.

Аналитическая беседа, словарная работа, работа над литературоведческим термином (повесть)

Урок-собеседование

21.09

7

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева

Уметь понимать и раскрывать образа главного героя-Пугачева; формировать представления уч-ся о народной войне; проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева .Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательство

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Урок-анализ

27.09

8

Взаимоотношения народа и дворянства.

Уметь участвовать в диалоге. Умение написать отзыв о прочитанном

Беседа

Творческая работа

28.09

9

Проблема чести и долга в жизни представителей разных сословий русского общества.

знать содержание повести, умение высказывать свою мысль по поводу прочитанного

Проблемные вопросы

Изучение новой темы

4.10


10

Подготовка к сочинению по произведению А. С. Пушкина.

Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему. Выражать свое отношение к предложенным темам Умение выражать свое отношение к героям романа письменно

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Урок развития речи

5.10

11

Лирические взгляды М. Ю. Лермонтова. «Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа», «Три пальмы»

Знать основные факты биографии поэта, познакомить с лирикой, символическими образами. Уметь осознанно и бегло прочитать тексты различных стилей и жанров ,анализировать текст

Лекция, беседа,

работа с книгой.

Изучение новой темы

11.10

12

Художественные особенности поэмы М .Ю. Лермонтова «Мцыри»

Создать условия для понимания поэтического сюжета. Сосредоточенного на передаче переживаний человека, его чувств и настроения; познакомить с историей создания, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы. Уметь определять род и жанр произведения ;выразительно читать выученные отрывки; соблюдать нормы произношения

Работа с книгой ,проблемные задания

Изучение новой темы

12.10

13

Обращение поэта к кавказскому колориту.

1

Уметь выявлять авторскую позицию.

Аналитическая беседа, работа с книгой

Творческая работа

18.10

14

Исповедь Мцыри.

1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Дать характеристику Мцыри, определить особенности поэм. Делать выводы в результате анализа текста, находить изобразительно-выразительные средства ,читать выразительно

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Беседа.

19.10

15

Поэтическая лексика в поэме «Мцыри»

1

Раскрыть свободолюбивость и стремление к независимости героя, дать характеристику Мцыри, определить особенности поэмы. Уметь анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета.

Словарная работа над термином «поэма»

закрепление

25.10

16

Н. В. Гоголь в Петербурге. Комедия «Ревизор»

Знать понятие жанра комедия, показать разоблачение писателем соц-х и нравственных пороков чиновников царской России ,их страх перед ревизором-основа драматического действия. Составлять тезисы к лекции, определять роль и жанр произведения, выразительно читать по ролям фрагменты

Лекция, беседа ,работа с книгой

изучение нового материала

26.10

17

Образ Хлестакова как художественное открытие Гоголя.

Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение, сопоставлять факты с действительностью, исследовать факты превращения Хлестакова в государственного чиновника. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Проблемные задания

чтение по ролям

Урок-анализ

1.11

18

«Хлестаков и хлестаковщина».

Раскрыть в комедии роль смеха как единственного» честного и благородного лица комедии» ,систематизация и обобщение изученного материала в форме теста

Проблемные задания

тестирование

Урок-анализ

15.11

19

Нравственные пороки русского чиновничества в комедии «Ревизор».

знать содержание повести, умение высказывать свою мысль по поводу прочитанного

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Практика.

16.11

20

Развитие речи. «Хлестаков - типичный герой николаевской России».

Продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему. Выражать свое отношение к предложенным темам Умение выражать свое отношение к героям романа письменно

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Урок развития речи

22.11

21

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Проверка знаний

Самостоятельная работа.

контроль

23.11

22

И. С. Тургенев - «певец народной жизни». «Певцы»


Познакомить с содержанием рассказа, с нравственной проблематикой рассказов, отражение существенных черт русского национального характера Самостоятельно делать выводы ,выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа

Лекция ,беседа ,демонстрация, работа с книгой

Изучение новой темы.

29.11

23

«Сила русской степной жизни» в рассказе И. С. Тургенева «Певцы»

Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа

Лекция, беседа, демонстрация, работа с книгой

урок систематизации знаний

30.11

24

Ф. И. Тютчев «Я встретил вас», «С поляны коршун поднялся».

2

Уметь выразительно читать стихотворение, видеть роль изобразительно-выразительных средств, строить анализ поэтического текста Уметь выразительно читать стихотворение, вступать в речевое общение

Проблемные задания

Изучение новой темы.

6.12

25

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Стихотворения «Средь шумного бала, случайно», «Не ветер вея с высоты».

Уметь выразительно читать стихотворение, видеть роль изобразительно-выразительных средств, строить анализ поэтического текста Уметь выразительно читать стихотворение, вступать в речевое общение

Творческие задания

Изучение новой темы.

7.12

26

Гуманистические идеи Н. А. Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос»

1

Познакомить с творчеством поэта ,особенностями языка и стиля ,совершенствовать навыки выразительного чтения Объяснить смысл названия поэмы , его символическое значение

Рассказ, связь с уроками истории .проблемные задания

Изучение нового.

8.12

27

Н. А. Некрасов. Изображение крестьянской жизни.

Учить анализировать стихотворения.

Лекция беседа, проблемные задания

Урок-анализ

13.12

28

Н.С.Лесков как мастер «интриги» в рассказе «Тупейный художник»


Знать биографию писателя, познакомить с историей создания р-зов, дать определение, выявить позицию автора. Подбор аргументов ,формулирование собственных выводов ,умение вступать в речевое общение

Лекция, беседа, портрет, иллюстрации

Изучение нового.

14.12

29

Л. Н. Толстой - «великий писатель земли русской». «После бала».

Дать представление о личности и биографии писателя, совершенствовать навык анализа прозаических произведений; создать условия для понимания главной мысли рас-за о моральной ответственности человека за его поступки. Знать содержание рассказа; сопоставлять эпизоды р-за, выявлять авторскую позицию ,высказать свое мнение о прочитанном

Лекция, беседа, проблемные вопросы.

Изучение нового.

20.12

30

Жизнь и судьба В. М. Гаршина. Рассказ «Красный цветок».

1

Познакомить с содержанием повести ,с нравственной проблематикой Владеть различными видами пересказа, самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога

Лекция, беседа, работа с книгой

Урок -обсуждение

21.12

31

«Красный цветок»- произведение о непримиримой борьбе человека со злом.

знать содержание повести, умение высказывать свою мысль по поводу прочитанного

Аналитическое чтение, сопоставление с стихотворением Пушкина

урок систематизации знаний

27.12

32

Годы жизни А.П.Чехова. «Человек в футляре»



1

Познакомить с особенностями художественного мира писателя ,раскрыть идейное содержание трилогии, учить умению понимать подтекст чеховской прозы. Знать основные события жизни писателя, находить художественную деталь и объяснить ее значение, указывать главную проблему

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой

Изучение нового

10.01

33

А. П. Чехов «Человек в футляре»

,раскрыть идейное содержание трилогии ,учить умению понимать подтекст чеховской прозы. Выбор и использование выразительных средств языка, поиск нужной информации по заданной теме

Работа с книгой

Урок-анализ

11.01

34

А. П. Чехов «Крыжовник», «О любви»

Выявить мысль Чехова о необходимости сохранить в себе человека .раскрыть своеобразие композиции рассказов писателя. Знать особенности худ.мира Чехова, аргументированно защищать свою позицию

Рассказы и информации учащихся

Чтение и обсуждение

17.01

35

Контрольная работа по творчеству Некрасова, Толстого, Чехова.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

Самостоятельная работа

Урок контроля

18.01

Русская литература 20 века. (29 ч.,3ч р.р.,2ч. вн.чт.,1ч. к.р.)

36

Русская литература 20 века. И.А.Бунин - последний представитель классической литературы. «Темные аллеи»

1

Познакомить с творчеством поэта-писателя ,совершенствовать умение анализировать. Произведение. Воспринять и осмыслить мир произведения Бунина

Проведение анализа произведения

Изучение нового

24.01

37

Своеобразность творчества А.И.Куприна. «Куст сирени».

1

Познакомить уч-ся с фактами жизни писателя, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы р-за «Куст сирени» Знать содержание рассказа, анализировать художественное произведение. выделять смысловые части

Лекция рассказ ,беседа ,работа с книгой

Чтение и обсуждение

25.01

38

Казань и М.Горький «Мои университеты»


Объяснить автобиографическую основу повести, изображение «свинцовой мерзости «жизни ,веру писателя в творческие силы народа. Знать содержание, самостоятельно делать выводы, владеть различными видами пересказа.

Лекция, беседа, рассказ

Изучение нового

31.01

39

«Мои университеты»

1

Самостоятельно делать выводы об активной авторской позиции

Лекция беседа, рассказ

Урок-анализ

1.02

40

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество.

Знать основные факты жизни писателя.

Лекция беседа, рассказ

Урок изучения

7.02

41

Особенности творчества В.В.Маяковского. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям».

1

Уметь выразительно читать и осмыслить стихи ,объяснить особенность стихотворной речи Маяковского. Строить рассуждения о реальном и фантастическом в произведении,о роли рифмы в творчестве поэта

Рассказ, аналитическая беседа, проблемные вопросы

Урок выразительного чтения.

8.02

42

Художественные приёмы в стихотворении «Прозаседавшиеся»

1

Познакомить с биографией поэта, научить выразительно читать и осмыслить стихи .,объяснить особенность стихотворной речи Маяковского Строить рассуждения о реальном и фантастическом в произведении, о роли рифмы в творчестве поэта

Рассказ, аналитическая беседа. ,проблемные вопросы

чтение

14.02

43

М.И.Цветаева. «Моим стихам», «Красною кистью рябина», «Тоска по Родине!»


1

Познакомить с биографией поэта, лирикой которая наполнена любовью к родине к земной жизни, философская глубина мысли поэта неожиданные созвучия .музыкальная атмосфера Анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихи

Рассказ, аналитическая беседа, комментарий

Урок выразительного чтения

15.02

44

Особенности творчества О.Э.Мандельштама.

«Раковина», «Автопортрет», «Мы живем»

1

Познакомить с биографией поэта, сего лирикой, объяснить усложненную ассоциацию поэтической речи ,разлад поэта с советской действительностью, отрицание насилия и крови Уметь анализировать поэтический текст, читать выразительно

Рассказ, аналитическая беседа, работа с книгой

чтение

21.02

45

Обучению анализу стихотворения.

1

Обучить анализу стихотворения, сочинение -анализ любимого стихотворения поэта20 века. Уметь анализировать текст.

Лекция, беседа. Проблемные вопросы

Развитие речи.

22.02

46

К.Г.Паустовский- страстный любитель литературы.

«Телеграмма»


Познакомить с творчеством писателя, раскрыть нравственное содержание произведения, душевные качества героя Уметь определять тему произведения, выделять проблемы, находить черты художественного мира Паустовского в его произведениях

Лекция, беседа, работа по книге

чтение

28.02

47

Сюжетная линия рассказа «Телеграмма»

1

Познакомить с творчеством писателя, раскрыть нравственное содержание произведения ,душевные качества героя Уметь определять тему произведения ,выделять проблемы, находить черты худож.мира Паустовского в его произведениях

Лекция, беседа, работа по книге

Чтение-обсуждение

1.03

48

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество.

3

Дать представление о фактах биографии Твардовского об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы. Определять жанр, формулировать тему идею, проблематику изучаемого, дать характеристику герою.

Лекция ,беседа,

ознакомление

7.03

49

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

1

Уметь анализировать текст

Чтение, работа по вопросам

Урок- анализ

14.03

50

Воплощение в Теркине лучших черт национального характера.

1

Уметь выражать свое отношение главному герою

Проблемные задания

Чтение-обсуждение

15.03

51

Стихотворения о Великой Отечественной войне.

1

Развивать письменную и устную речь, учить логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов, совершенствовать навыки выразительного чтения Знать поэтов военного времени и выразительно читать их стихи

Самостоятельное проведение исследования

Урок выразительного чтения

21.03

52

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения «Я живу как кукушка в часах», «Мне голос был», «Мне не к чему», «Читатель», «Мужество»

1

Знать сведения о жизни и творчестве А.Ахматовой, ввести понятия «Псевдоним» и «ассоциация»;показать поэтический мир поэтессы и роль худ. детали в поэзии Выполнять частичный лингвистический анализ. подобрать аргументы, искать доказательства

Слово учителя, комментарий,

Урок выразительного чтения.

4.04


53

Внутренний мир женщины в стихотворении «Лотова жена».

1

Уметь воспринимать художественный текст

Комментированное чтение

Урок внеклассного чтения

5.04

54

А. И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Как жаль».

1

Познакомить с биографией писателя.

Рассказ, беседа работа по книге

Чтение-обсуждение.

11.04

55

Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима.

Учить умению воспринимать и анализировать худ.текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику герою Анализировать текст

Проблемные задания

Изучение нового.

12.04

56

Художественный образ. Отзыв о прочитанном произведении.

Уметь писать отзыв о прочитанном произведении

Составление плана и написание отзыва

Развитие речи.

18.04

57

Актуальные проблемы творчества В.П.Астафьева. «Фотография ,на которой меня нет»

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя вызвать интерес к теме детства в рассказе, совершенствовать навык анализа худ. произведения Знать содержание рассказа, осознание и беглое чтение разных текстов

Организация совместной учебной деятельности

Изучение новой темы.

19.04

58

А. А. Вознесенский. Слово о писателе. Стихотворения «Тбилисские базары», «Ров».

Познакомить уч.-ся с гражданской поэзией русских поэтов ,создать условия для осмысления этой темы Выразительно читать стихи

Проблемные задания

Чтение -обсуждение.

25.04

59

Б. Ш. Окуджава. Жизнь писателя.

Знать основные факты жизни писателя.

Слово учителя, аналитическая беседа, работа по книге.

Изучение новой темы.

26.04

60

Б. Ш. Окуджава как поэт и как бард. Песни «Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель…».

Уметь выражать свое отношение , выразительно читать.

Организация совместной учебной деятельности

Практикум

2.05

61

Современный всемирно известный Ч. Айтматов. «Белый пароход»

Познакомить с биографией писателя. Знать содержание повести, анализ произведения. Воспитание глубокой духовной нравственности

Рассказ. беседа, работа по книге

Изучение нового.

3.05

62

Гуманистический пафос повести.

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения

Чтение, анализ повести

Практикум

9.05

63

Р.р. Сочинение по теме: « Доброта и красота души».

Герои произведений Солженицына, Айтматова, Астафьева. Раскрыть душевную красоту героев произведений

Проблемные задания

Творческая работа.

10.05

64

Контрольная работа по творчеству М. Горького, А .Т. Твардовского, А. А. Ахматовой.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

Самостоятельная работа

Урок контроля

16.05

Зарубежная литература.(4 ч.).

65

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте.


Слово о писателе ,дать понятие о писателе как основоположнике жанра научно-фантастического романа; его гимн науке. Знать содержание, уметь дать характеристику героям произведения

Проблемные задания

Ознакомление

Чтение.

17.05

66

Гораций. Слово о поэте. Ода «К Мельпомене».

1

Познакомить содержанием произв.,героизмом гл. Действующих лиц,стремление героев к неизведанному, неизвестному Знать содержание пр.,дать хар-ку героям пр

Слово учителя, беседа, работа по книге

Урок внеклассного чтения

20.05

67

О. Хайам. Слово о поэте. Цикл «Рубаийат». Проблема жизни и смерти, любви и дружбы в рубаиях Хайяма.

1

Уметь искать нужную информацию о литературе, воспринимать художественный текст.

Слово учителя ,беседа ,работа по книге

Чтение-обсуждение.

23.05

68

Данте. Жизнь и творчество. «Божественная комедия» «Ад», 5-я песня. Гуманистическая основа произведения. Обобщающий заключительный урок.

1

Знать содержание литературного произведения .Уметь выражать свое мнение

Слово учителя, беседа, работа по книге. Список литературы для внеклассного чтения

Чтение обсуждение.

24.05

32


© 2010-2022