- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка по литературе «Путешествие в мир биографии С. Есенина» в форме виртуальной экскурсии
Методическая разработка по литературе «Путешествие в мир биографии С. Есенина» в форме виртуальной экскурсии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буралова З.Г. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Курумканский район»
Районное Управление образования
МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1
Районный фестиваль «Есенинские чтения»,
посвященный 120-летию со дня рождения, 90-летию со дня смерти
русского поэта С.А.Есенина и Году литературы в Российской Федерации
Методическая разработка по литературе
«Путешествие в мир биографии С.Есенина»
Разработал: Буралова З.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Курумканская СОШ №1»
с.Курумкан, 2015 г.
Цель виртуальной экскурсии:
-
образовательные - познакомить с основными вехами жизни С.А.Есенина, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни;
-
развивающие - развить чувство прекрасного, умение читать стихи;
-
воспитательные - пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
Задачи:
-
развивать у учащихся познавательную активность,
-
развивать умение ориентироваться в информационном пространстве, навыки работы с различными источниками информации, умение интерпретировать полученную информацию
-
совершенствовать навыки коммуникативного общения, навыки сотрудничества, творческие способности.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: виртуальная экскурсия
Оборудование:
• компьютер, подключенный к сети Интернет;
• мультимедийный проектор;
• экран;
• презентация Microsoft Office PowerPoint-2010
-
Ресурсы Единой коллекции ЦОР и ФЦИОР
-
диски с записью музыкальных произведений Р. Шумана, Л.Бетховена, В. Моцарта, П. Чайковского.
-
Выставка книг С.Есенина
Эпиграфы:
-
«Я сердцем никогда не лгу»
-
«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»
Ход виртуальной экскурсии:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века Сергеем Александровичем Есениным, которому нынче исполнилось 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
Сегодня мы имеем возможность перенестись назад, в прошлое, и увидеть некоторые моменты из жизни Сергея Есенина. Мы совершим виртуальную экскурсию в мир биографии С.А.Есенина. Но необычность нашей экскурсии в том, что вы познакомитесь с жизнью поэта в его фотографиях, с его письмами и стихотворениями, с людьми, с его любимыми женщинами, чьи судьбы близко соприкасались с судьбою Есенина.
I. Групповая работа. Вам предстоит работать в команде. Каждая группа получает листы-путеводители, в которых вы можете во время нашего виртуальной экскурсии (при просмотре видеороликов, видеофильмов, презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия, даты, основные моменты. После нашего возвращения из виртуальной экскурсии вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые вы сделаете во время экскурсии, рассказать о поэте.
- Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
Таблица 1. Путеводители
Этапы жизни
Отчий дом,
семья, родной край (1 гр.)
Литературное творчество
(2 гр.)
Любовь, семья в жизни поэта (3 гр.)
Основные темы творчества
(4 гр.)
II. Знакомство учащихся с материалами на сайтах.
1. Сбор информации. Обмен информацией.
2. Создание практической работы.
Рассказ учителя: Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие. Богатейший материал по есенинским местам представлен на сайте poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "poznamka.com.tw/?p=14354"14354.
Откроем этот сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
Просмотр видеоролика
И мы с вами оказались в с.Константиново, где родился великий поэт Сергей Есенин. Мы видим усадьбу Есениных, Земскую школу, церковь Казанской иконы Божией Матери, музей-поэмы «Анна Снегина», дом священника Смирнова да и просто полюбуемся фантастическими видами на Оку, которые вдохновляли поэта на написание удивительных стихов.
Группа чтецов читает стихотворения:
«В хате», «Сестре Шуре», «Письмо матери»
Далее мы отправляемся в виртуальную экскурсию в Московский государственный музей С.А.Есенина (esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "esenin-museum.ru/virtual_tour4"4) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея.
Откроем это сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
Просмотр фрагмент видеофильма
Группа чтецов читает стихотворения:
«Гой ты Русь, моя родная..», «Тебе одной плету венок», «Запели тёсаные дроги», «Я последний поэт деревни»
Рассказ учителя: В вестибюле музея нас встречает обилие цветов и зелени константиновского разнотравья. Мы видим рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница» (Петроград, 1916 г.), первые положительные отклики критики, публикации С.А. Есенина в детских журналах - "Мирок", "Проталинка", "Млечный путь", скульптурный бюст А.С.Пушкина. "Пушкин - самый любимый мною поэт..." - признавался С.Есенин. Заканчивается экспозиция в Белом зале, где собраны скульптуры, рукописи, портреты, партитура и мн.др. человека, чьё творчество не перестаёт волновать человечество.
Всем известно, что фотография порой может рассказать намного больше, чем тысячи простых слов или какие-то сухие факты биографии.. Случайные снимки всегда наиболее важны, а кажущиеся на первый взгляд незначительными моменты всегда самые драгоценные.
Предлагаю вашему вниманию подборку редких фотографий С.Есенина, на которых он запечатлен в довольно интересных и непривычных образах.
Просмотр мультимедийной презентации «Жизнь С.Есенина в фотографиях»
А сейчас, ребята, мы услышим голос великого поэта и прослушаем стихотворение «Край ты мой заброшенный». Для этого откройте Единую Коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). Откроем это сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
Аудиофрагмент: С. Есенин читает свои стихи «Несказанное, синее, нежное….», «Спит ковыль, равнина дорогая…» , «Отговорила роща золотая»
Аудиоматериал к теме "Культура и искусство после октября 1917 г.". Изучение нового материала. Индивидуальная работа. Анализ аудиообраза.
III. Работа в группах (10 минут)
- Мы вернулись из нашей виртуальной экскурсии и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии. Посмотрим, как вы справились с заданием.
Выступление учащихся (групповая поисковая работа)
Рассказ учителя: Спасибо за ваши рассказы.
Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы. Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Погиб Есенин - человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».
Началось бессмертие Поэта…
Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой - в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай Кутов)
IV. Рефлексия.
Учитель: Одно дело просто слушать и рассуждать, и совсем другое - видеть, слушать и представлять. Картины, портреты, рисунки, фотографии являются важным дополнением к нашему уроку. Видеть о ком говорит учитель, заглядывать в личное пространство поэта через его мебель и предметы быта, через его фотографии помогает вам понять душу и мысли С.Есенина.
На этом, ребята, наша экскурсия подошла к концу.
• Какое чувство вы испытали на сегодняшнем уроке?
• Можно ли виртуальную экскурсию на уроке считать продуктивным методом работы?
V. Домашнее задание:
Написать сочинение-эссе: «Моё открытие Есенина»
Список литературы и интернет-ресурсов.
1.Википедия. Свободная энциклопедия.
2.Электронные ресурсы: esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "esenin-museum.ru/virtual_tour4"4;
poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "poznamka.com.tw/?p=14354"14354; turgenev.org.ru/gallery.htm ;
chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный ;
school-collection.edu.ru ;
school.edu.ru : Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=12739
museum-esenin.ru/
Музей-заповедник С.А. Есенина
-
Сборники стихов Есенина
2. Занковская Л.В. Новый Есенин. - М., "Флинта", 1997 г.
3. Е. Гусляров и О. Карпухин. Есенин в жизни. - Калининград, 2000 г.
4. Ю. Прокушев. Воспоминания о смерти С. Есенина. - М., 1965 г.
5. Гулин А.В. "В сердце светит Русь…" (Духовный путь Сергея Есенина). Литература в школе №4, 2001 г.
6. Есенин С.А. Материалы к биографии. - М., "Историческое наследие", 1993
7. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М., "Советская Россия", 1978 г.
Приложение 1