Разработка урока по литературе в 8 классе по творчеству А. Блока

Родился в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец - профессор, мать - писательница). В биографии Александра Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. Блок получил образование в Петербургском университете, где учился на историко-филологическом факультете. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов. Летом 1898 г. только что окончивший гимназию и готовящийся к поступлению в университет А. Блок влюбляется в шестнадцатилетнюю Любу Менделееву, дочь всемирно извес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МКОУ Новомеловатская СОШ



Разработка урока по литературе в 8 классе

А.А. Блок как выдающийся русский поэт-символист.
«Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.
Стихотворный цикл «На поле Куликовом».



Учитель русского языка и литературы

Войтов Евгений Михайлов



I. А.А. Блок как выдающийся русский поэт-символист.

Слово учителя1.

Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница XX и XXI веков, такой более ста лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, перед началом XX века, Александру Блоку двадцать лет.

С пяти лет он начал "сочинять", позже - "издавал" в одном экземпляре рукописные журналы, пробуя свои силы в разных жанрах литературы и журналистики - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Близкие, особенно мать, поддерживали его в литературных начинаниях.

После окончания гимназии, в течение последних лет девятнадцатого столетия, Блок вновь проживает русскую поэзию - от Жуковского до Фета. Ему дороги Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Полонский. Он проникается романтическими мотивами, образами русской поэзии. Эти годы он ощущает как время «Перед рассветом»; поэта волнуют смутные надежды, поиски Идеала, "неведомого Бога". В "предрассветных сумерках" Блок пытается ощутить духовные основы жизни, предчувствует преображение мира. Но своё творчество Блок хранит в глубокой тайне, как нечто сокровенное.

В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность таинствам мира. Он изучает философию Платона и проникается идеей "двоемирия", сосуществования двух миров - реального и идеального.

В 1901 году Блок знакомится с творчеством выдающегося философа и поэта Владимира Соловьёва. Идеи Соловьёва имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьёва Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причём то, что происходит здесь, на земле, - только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть земными глазами человека: их возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.

Поэт связывает земное преображение с явлением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы, которая воплощает в себе идеал:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Она, Прекрасная Дама - главный символ его ранней лирики.

Нарастание событий первой русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, непреображённым, чуждым Идеалу. Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики. Самое знаменитое стихотворение этого периода - «Незнакомка». Блок становится одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выразили неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.

Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи. Символизм в российской живописи - это работы М.К. Чюрлёниса, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова.

(Покажем ученикам репродукции работ этих художников.)

Годы после революции 1905-1907 годов Блок ощущает как годы безвременья. Поэт переживает тяжёлый душевный кризис. Постепенно из-под спуда сомнений и горького переживания несбывшихся надежд на преображение мира пробивается та живительная струя, которая станет главной в творчестве Блока: выход из тупика безвременья связывается в сознании Блока с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, суждённого ему и его Родине. Образ России становится символом веры в будущее. Личная судьба поэта тесно связана с судьбой страны. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России. В октябре 1908 года Блок пишет стихотворение «Россия».

II. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.

Учитель читает стихотворение «Россия». Будем очень внимательны к восприятию учеников. Возможно, потребуется прочитать стихотворение ещё раз. Важно, чтобы школьники ощутили завораживающую мелодию стиха, необычную образность. Предложим ученикам пять минут подумать над содержанием стихотворения: как вы поняли его смысл? Слушаем ответы.

Работаем с текстом стихотворения очень бережно, чтобы резким анализом не разрушить ощущения причастности к тайне.

Отмечаем слово "опять": "Опять, как в годы золотые…" Что оно означает? Всё это уже было давно - и вновь повторяется.

Шлея - 1. Часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади. 2. В парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.

- Почему шлеи стёртые?

- Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: "…Три стёртых треплются шлеи…"?

- Что противопоставляет Блок словосочетаниями "спицы расписные" - "расхлябанные колеи"?

- Найдите эпитеты во второй строфе. С какими известными вам стихотворениями Есенина перекликается эта строфа?

- Как вы понимаете выражение "песни ветровые"? Вспомните стихотворение А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край…».

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Вспомним стихотворение С.Есенина «Топи да болота…».

Слухают ракиты
Посвист ветряной…

Образ Руси в стихотворениях русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим (архетип - первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики).

- Как вы понимаете фразу: "И крест свой бережно несу"?

Крест - символ страдания одного человека за всех.

- Какой образ России рисует автор в 3-5-й строфах?

Блок создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить "разбойную красу" России. Выражение "прекрасные черты" напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.

- Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

- Какие антитезы вы видите в последней строфе?

"Даль дорожная" - нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется "мгновенному взору". "Глухая песня ямщика" - "звенит"! "Звенит тоской острожной": за этой строкой - образ цепей, которыми скованы узники острога.

- Какие ещё образы вы могли бы назвать архетипическими?

Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.

- Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приёма?

- Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово?

"Песни ветровые" - "глухая песня ямщика".

Обратим внимание на размер и рифмы. Четырёхстопный ямб не производит впечатления жёсткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.

- Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Просим одного-двух учеников прочитать это стихотворение, передавая интонациями свои ощущения. Дома ученики выучат его наизусть.

III. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».

- Как вы понимаете слово "цикл"? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл?

Стихотворный цикл - несколько стихотворений, объединённых одной темой. Ему присуща определённая смысловая завершённость.

Читаем стихотворный цикл «На поле Куликовом». Варианты работы: ученики читают цикл самостоятельно; цикл читает вслух учитель или заранее подготовленный ученик. Предложим ученикам дома подумать над смыслом этого цикла.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. Блока «Россия».

Индивидуальное задание. Нарисовать или подобрать иллюстрации (как живописные, так и музыкальные) к стихотворению «Россия».


© 2010-2022