Урок литературы на тему Фольклор

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 5 классе казахской школы

Тема: Обобщение по теме « Фольклор»

Цель урока: повторение знакомых жанров русского народного творчества.

Задачи урока: - создать условия для формирования представления у обучающихся о фольклоре как отражении народных представлений о жизни;

- Развивать творческие способности обучающихся;

- Пробудить желание обучающихся глубже познакомиться с произведениям устного народного творчества;

- Формировать положительные нравственные ориентации.

- Воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Оборудование: ПК, проектор, экран

Ход урока.

I. Орг. момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать только лишь оценку «5»

II. Слово учителя с элементами беседы.

Послушайте загадку и отгадайте, а отгадав, назовете тему нашего урока.

Он знаком вам с детских лет,

В нем есть чудо, есть и смех.

Он - смекалка, мудрость он.

В нем найдет себя любой,

Хоть певец он иль танцор,

Есть другие жанры в нем.

Или вами создан он,

Иль рукою дядь и теть.

Вы узнаете его

Очень быстро и легко.

Это же, конечно, он:

Детский, близкий вам …

(фольклор)/ слайд 1

Да, сегодня мы повторим тему «Фольклор». Будем работать в группах

III. КОНКУРСЫ Задания группам

1 конкурс Разминка/ слайд 2

1гр.- Что такое фольклор?

1гр. Один из видов фольклора. Меткое краткое выражение даёт оценку событиям, поступку, человеку - поговорка

2гр. Один из видов фольклора. Вошедшее в нашу речь образное краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл - пословица

2гр. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.

В фольклоре автор обычно сочиняет слова вместе с мелодией.(песня)

2 конкурс «Пословица народом молвится» / слайд3

а/ К концу пословицы начало подобрать.

Задание для групп: 1 группе

Кто хочет много знать,

стыдно не учиться

Не имей сто рублей,

люби и саночки возить

Не стыдно не знать,

тому надо мало спать

Любишь кататься,

а имей сто друзей

2 группе

Труд человека кормит,

что дерево без корней

Доброе братство

а лень портит

Для Родины своей ни сил,

милее богатства

Человек без друзей,

ни жизни не жалей

б/ - К данным иллюстрациям подобрать пословицы / слайд 4

1 группе - Друг познается в беде.

2 группе - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3 конкурс. Отгадайте жанры фольклора / слайд 5

1 группе - Не рой другому яму - сам упадешь./ пословица

- Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок

На крутой бережок-

Тебя мышки съедят / песенка

- Спят усталые игрушки, книжки спят../ колыбельная

2 группе - Как снег на голову/ поговорка

- На заборе чепуха

Жарила варенье.

Куры съели петуха

В одно воскресенье/ небылица

- Два конца, два кольца, посередине гвоздик/ загадка

4 конкурс. Конкурс загадок. « Думать хорошо, а отгадывать лучше» / слайд 6

Слово учителя. В загадках в образной форме отображаются различные явления природы, животные и предметы. В основе каждой из них образные сравнения , характеризующие главные или второстепенные признаки или явления. Отгадывание загадок требует внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости.

Загадки для 1 группы

1) Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет.(Солнце)

2) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, летом согревает.(Дерево)

3) Черный конь залез в огонь.(Уголь в печи)

Загадки для II команды.

1) Меня все просят, ждут, а только появлюсь, прятаться начнут. (Дождь)

2) Чей домишко из иголок

На земле у старых елок? ( ежик)

3) .Идут целые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте ( Часы)

5 конкурс. «Кто лучше знает сказки». Слайд 7

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Слово учителя: Как вы понимаете смысл эпиграфа?

( В сказках происходят всякие сказочные вещи, которых в жизни не бывает. Но каждая сказка что-то высмеивает, осуждает, чему-то учит нас).

Задание 1 гр.

1) Посмотрите на иллюстрации. Назовите сказки и главных героев сказки./ слайд

2) Какие виды сказок вам известны?/ устно

3) Назовите концовку сказки (Я там был, мед, пиво пил, по усам текло - а в рот не попало).

4) Ответьте, из какой сказки данный отрывок

Император взял мальчика за руку, вывел на середину площади и сказал: Вот этот мальчик будет моим сыном!/ Честный мальчик

Задание 2гр.

1) Посмотрите на иллюстрации. Назовите сказки и главных героев сказки / слайд

2) Назвать зачин сказки: (Жили-были…) устно

3) Какую песню пел колобок?/ устно Назовите концовку сказки (Я там был, мед, пиво пил, по усам текло - а в рот не попало).

4) Ответьте, из какой сказки данный отрывок

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком/ Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Учитель: В каждой сказке обязательно содержится глубокий смысл, который надо разгадать и понять, и он поможет нам стать добрее, благороднее, сильнее духом.

6 конкурс « Кто больше знает зачинов?» / 8 слайд

7 конкурс « Кто больше знает концовок?»

IV. Дом. задание написать эссе «Фольклор» / 9 слайд

V. Итог. Оценки

Всем спасибо , сегодня вы все хорошо поработали, вспомнили пройденный материал по теме « Фольклор». Молодцы! / слайд 10

© 2010-2022