Урок литературы на тему

Урок  проводится в системе изучения творчества Михаила Шолохова в 11 классе. Он знакомит с тем,как автор и его герой относятся к теме войны вообще и к первой мировой в частности.Развивает логического мышления (анализ и синтез), навыки сравнительной характеристики образов героев и анализа эпизодов романа.Воспитывает уважение к истории своего народа, гуманизм, любовь к слову.Учит работать по логико-смысловой модели.            Тихий Дон» — яркий пример романа-эпопеи, он посвящен крупным историческ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

Страницы Первой мировой войны в романе М Шолохова « Тихий Дон»

Цели урока:

1.Развитие логического мышления (анализ и синтез), навыков сравнительной характеристики образов героев и анализа эпизодов романа.

2.Воспитание уважения к истории своего народа, гуманизма, любви к слову.

3.Обучение работе по логико-смысловой модели.

Оборудование: презентация, высказывания писателей.

Для оформления доски используются 2 высказывания.

  1. Казак (в переводе с тюркского) «удалец, вольный человек».

  2. «В войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. Трагическая катастрофа рождает только потери…» (Б. Васильев, современный писатель.)

Ход урока

Вступительное слово учителя

(Объявляются тема и цели урока.)

- Ребята! Сегодня мы вместе поразмышляем над страницами романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», подготовимся к итоговой письменной работе.

Учитель:Тихий Дон» - яркий пример романа-эпопеи, он посвящен крупным историческим событиям (первой мировой и гражданской войны в России), в нем действует более 700 персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиций. Общенациональный масштаб изображения, судьбоносность описываемых событий и народная точка зрения на логику жизни - вот основные признаки эпопеи. Основное действие романа длится девять лет - с весны 1912 по весну 1921г. События исторического плана становятся неотъемлемой частью жизни шолоховских героев, а частные интересы и судьбы персонажей вливаются в общую социально-историческую картину. Многочисленные массовые сцены придают роману эпическую объемность.

Проверка домашнего задания.

Учитель:Вспомним характеристику романа.

-Время действия

Начало - март 1912 года, мирная жизнь.

Конец - май 1922 года, гражданская война.

Центр - 1917 год, революция.

-Место действия - хутор - Дон - Россия.

Географические рамки:

Донщина,Галиция.Восточная Пруссия,Белоруссия,Нарва.Могилёв, Москва,Петроград,Новороссийск

-Особенности казацкого сословия.

(Взаимоопрос в парах.)

Один ученик отвечает у доски на оценку.

Вывод делается исходя из вопросов:

Почему именно судьба казачества в центре внимания автора романа?

Как связано время природное и время историческое в романе?

Итог

Все события и все герои романа даются автором в отношении к войне. Григорий Мелехов призван воевать по своему историческому долгу перед родиной.

Работа по логико-смысловой модели к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

(Проводится под руководством учителя. Учащиеся на доске с изображением координатных прямых отмечают необходимые точки согласно названиям координат.)

  1. Построение координат «время», «главные герои», «семья», «ключевые образы».

  2. Устное рассказывание с использованием логико-смысловой модели.

  3. Координата «время».

(Логико-смысловая модель помогает ориентироваться при анализе произведения. Антитезой мирной жизни в романе станет война, сначала мировая, а потом и гражданская.)

Учитель: Итак, сконцентрируемся на координате «время». 1912 г. - это мирная жизнь казаков, которая отмечена радостным крестьянским трудом, а для главного героя Григория Мелехова - еще и любовью.

(Учитель обращается к презентации, проводит небольшую беседу, попутно повторяя понятия «образ», «антитеза».)

Викторина на знание текста (уровень А).

  1. С какой даты начинается 2-ой том? (1916 год)

  2. Кто говорит о войне русских с немцами: «Я - за поражение». (Офицер Бунчук)

  3. Кому принадлежит фраза: «Я - рабочий. За что я тебя буду убивать?» (Валет немцу)

  4. Кто спасает Степана от смерти? (Г. Мелехов)

  5. Назовите имя красной пулеметчицы. (Анна Погудко)

Человек на войне
-Почему весь первый том Шолохов говорит о мирной жизни героев, хотя вся книга о войне?
-Сохраняет ли герой себя как человек на войне?
-Что он чувствует при физическом истреблении людей?
Учитель: Григорий прошёл мировую войну, видел и знает такое, после чего «огрубело сердце, очерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывает жалости»
-Так ли это?
-Докажите своё мнение?
В подтверждение ответа - анализ эпизода:

Выбор эпизодов для анализа

1. Убийство австрийского солдата (кн.1, ч.3, гл.5)

2. Признание в убийстве брату Петру (кн.1, ч.3, гл.10)

3. Пленный гусар (кн.1, ч.3, гл.12)

4. Война (кн.2, ч.2, гл.3)

Анализ избранных эпизодов.

Учитель: Обратимся к 3-ей части романа. Здесь впервые появляется дата: «В марте 1914 года…». Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделяет мир от войны. Рассказ о войне зарождается в самой гуще народной жизни:

  • «Война пристигнет»

  • «Не бывать войне, по урожаю видать…»

  • «А ну как война? »

  • «Война, дядя»

Работа с координатой «Главные герои романа», «Ключевые образы романа».

Книга первая: Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

Книга вторая, часть 3, гл.7: Почему в романе нет любования подвигом? Что в таком случае интересует писателя? Как через песню показано настроение казаков? В каких строчках передано отношение автора к войне?

Вывод: особенности шолоховского психологизма - в вычленении аспекта «Что делает с человеком война». Рисуя эпизоды боев, Шолохов передает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Симпатии автора на стороне Григория Мелехова, ищущего свою правду и находящего её в гармонии с природой, Землей-Матушкой, Доном-Батюшкой. Царские войска, белые, красные, банда Фомина, дезертиры - везде побывал Григорий, отовсюду уходил с окровавленной душой. Через батальные сцены, через острые переживания героев, через лирические отступления, пейзажные зарисовки ведет нас Шолохов к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».

Итог урока

Составьте синквейн по сегодняшней теме беседы, отразив ключевые моменты.

Домашнее задание.













Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Побединская средняя общеобразовательная школа»





Методическая разработка

урока литературы в 11 классе

по теме:

«Мировая война 1914 - 1918 г.г на страницах романа М .А. Шолохова «Тихий Дон»





Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Побединская СОШ»

Кузекенова Анна Александровна



























2014 год

п.Победа



© 2010-2022