- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему
Урок литературы на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузекенова А.А. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема:
Страницы Первой мировой войны в романе М Шолохова « Тихий Дон»
Цели урока:
1.Развитие логического мышления (анализ и синтез), навыков сравнительной характеристики образов героев и анализа эпизодов романа.
2.Воспитание уважения к истории своего народа, гуманизма, любви к слову.
3.Обучение работе по логико-смысловой модели.
Оборудование: презентация, высказывания писателей.
Для оформления доски используются 2 высказывания.
-
Казак (в переводе с тюркского) «удалец, вольный человек».
-
«В войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. Трагическая катастрофа рождает только потери…» (Б. Васильев, современный писатель.)
Ход урока
Вступительное слово учителя
(Объявляются тема и цели урока.)
- Ребята! Сегодня мы вместе поразмышляем над страницами романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», подготовимся к итоговой письменной работе.
Учитель:Тихий Дон» - яркий пример романа-эпопеи, он посвящен крупным историческим событиям (первой мировой и гражданской войны в России), в нем действует более 700 персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиций. Общенациональный масштаб изображения, судьбоносность описываемых событий и народная точка зрения на логику жизни - вот основные признаки эпопеи. Основное действие романа длится девять лет - с весны 1912 по весну 1921г. События исторического плана становятся неотъемлемой частью жизни шолоховских героев, а частные интересы и судьбы персонажей вливаются в общую социально-историческую картину. Многочисленные массовые сцены придают роману эпическую объемность.
Проверка домашнего задания.
Учитель:Вспомним характеристику романа.
-Время действия
Начало - март 1912 года, мирная жизнь.
Конец - май 1922 года, гражданская война.
Центр - 1917 год, революция.
-Место действия - хутор - Дон - Россия.
Географические рамки:
Донщина,Галиция.Восточная Пруссия,Белоруссия,Нарва.Могилёв, Москва,Петроград,Новороссийск
-Особенности казацкого сословия.
(Взаимоопрос в парах.)
Один ученик отвечает у доски на оценку.
Вывод делается исходя из вопросов:
Почему именно судьба казачества в центре внимания автора романа?
Как связано время природное и время историческое в романе?
Итог
Все события и все герои романа даются автором в отношении к войне. Григорий Мелехов призван воевать по своему историческому долгу перед родиной.
Работа по логико-смысловой модели к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».
(Проводится под руководством учителя. Учащиеся на доске с изображением координатных прямых отмечают необходимые точки согласно названиям координат.)
-
Построение координат «время», «главные герои», «семья», «ключевые образы».
-
Устное рассказывание с использованием логико-смысловой модели.
-
Координата «время».
(Логико-смысловая модель помогает ориентироваться при анализе произведения. Антитезой мирной жизни в романе станет война, сначала мировая, а потом и гражданская.)
Учитель: Итак, сконцентрируемся на координате «время». 1912 г. - это мирная жизнь казаков, которая отмечена радостным крестьянским трудом, а для главного героя Григория Мелехова - еще и любовью.
(Учитель обращается к презентации, проводит небольшую беседу, попутно повторяя понятия «образ», «антитеза».)
Викторина на знание текста (уровень А).
-
С какой даты начинается 2-ой том? (1916 год)
-
Кто говорит о войне русских с немцами: «Я - за поражение». (Офицер Бунчук)
-
Кому принадлежит фраза: «Я - рабочий. За что я тебя буду убивать?» (Валет немцу)
-
Кто спасает Степана от смерти? (Г. Мелехов)
-
Назовите имя красной пулеметчицы. (Анна Погудко)
Человек на войне
-Почему весь первый том Шолохов говорит о мирной жизни героев, хотя вся книга о войне?
-Сохраняет ли герой себя как человек на войне?
-Что он чувствует при физическом истреблении людей?
Учитель: Григорий прошёл мировую войну, видел и знает такое, после чего «огрубело сердце, очерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывает жалости»
-Так ли это?
-Докажите своё мнение?
В подтверждение ответа - анализ эпизода:
Выбор эпизодов для анализа
1. Убийство австрийского солдата (кн.1, ч.3, гл.5)
2. Признание в убийстве брату Петру (кн.1, ч.3, гл.10)
3. Пленный гусар (кн.1, ч.3, гл.12)
4. Война (кн.2, ч.2, гл.3)
Анализ избранных эпизодов.
Учитель: Обратимся к 3-ей части романа. Здесь впервые появляется дата: «В марте 1914 года…». Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделяет мир от войны. Рассказ о войне зарождается в самой гуще народной жизни:
-
«Война пристигнет»
-
«Не бывать войне, по урожаю видать…»
-
«А ну как война? »
-
«Война, дядя»
Работа с координатой «Главные герои романа», «Ключевые образы романа».
Книга первая: Убийство австрийца. Потеря точки опоры.
Книга вторая, часть 3, гл.7: Почему в романе нет любования подвигом? Что в таком случае интересует писателя? Как через песню показано настроение казаков? В каких строчках передано отношение автора к войне?
Вывод: особенности шолоховского психологизма - в вычленении аспекта «Что делает с человеком война». Рисуя эпизоды боев, Шолохов передает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Симпатии автора на стороне Григория Мелехова, ищущего свою правду и находящего её в гармонии с природой, Землей-Матушкой, Доном-Батюшкой. Царские войска, белые, красные, банда Фомина, дезертиры - везде побывал Григорий, отовсюду уходил с окровавленной душой. Через батальные сцены, через острые переживания героев, через лирические отступления, пейзажные зарисовки ведет нас Шолохов к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».
Итог урока
Составьте синквейн по сегодняшней теме беседы, отразив ключевые моменты.
Домашнее задание.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Побединская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока литературы в 11 классе
по теме:
«Мировая война 1914 - 1918 г.г на страницах романа М .А. Шолохова «Тихий Дон»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Побединская СОШ»
Кузекенова Анна Александровна
2014 год
п.Победа