Конспект урока литературы по творчеству И. Бродского 11 кл

Урок является обзорным по творчеству Бродского.Работа строится в группах с целью освоения большего объема информации. Урок начинается без какой-либо предварительной беседы. Это так называемый прием "С чистого листа".Используются нестандартные формы организации работы учащихся: составление "схемы мира стихотворения", центон, диалог в пространстве культур. Завершение урока - изображение "кардиограммы" жизни и творчества И. Бродского.Учитель на данном уроке выступает в роли "рулевого", советчика и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гудкова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 г.Карабаша» Челябинской области

Урок литературы 11 класс

«И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики»

«Переживи…»

Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством И.Бродского, основными проблемами и темами его лирики, отдельными стихотворениями, отражающими мироощущение поэта;

  2. Развитие умений анализа лирических произведений;

  3. Воспитание патриотизма, любви к лирике.

Задачи: 1. Развивать умение анализировать произведения, выявлять его не приходящий общечеловеческий и конкретно-исторический и актуальный взгляд данной эпохи,

2. продолжить работу по работу по развитию умения анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения,

3. сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах.

Учащиеся уже владеют навыками анализа лирического произведения, поэтому была выбрана оптимальная для данного урока форма: работа в группах.







Восприятие с чистого листа.

* * *

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гУмна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

1980





Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.



Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.

(1957)


- Какое впечатление на вас произвели эти стихи и чем они отличаются от слышанного вами ранее?
- Что бы вы могли сказать о человеке, написавшем эти стихи?
Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано в историю всемирной литературы - Иосифа Александровича Бродского.

(Слайд №1 - портрет Бродского)

Обратите внимание на годы жизни - это советский период.

Что характерно для этого времени?

Цель нашего урока - определение круга проблем, которые волновали поэта и нашли своё отражение в его лирике; попытаться понять неординарность личности Бродского.

Я предлагаю вам поработать в группах, а затем представить на обсуждение результаты ваших литературоведческих поисков.

Бродский.

Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия?

(возможный ряд:

Бродский→Бродить→Бродяга→Странник→Странный→Сторонний→Посторонний)

Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется,

что не приемлет. На эти вопросы мы постараемся ответить после работы со стихотворением «Пилигримы» (Значение слова)

1 группа - работает со стихотворением «Пилигримы» и составляет схему мира стихотворения и представляет её.

(Задание: 1.Внимательно прочитайте стихотворение.

2. Распределите слова-символы в 2 столбика

Духовный мир

Материальный мир


3. Подумайте, мимо какого мира идут пилигримы. Почему? Что оставляют они позади, и что ждёт их впереди?

4. Схематично изобразите мир стихотворения Бродского. Не забудьте указать место пилигримов в этом мире.


2 группа - Бродский мастерски выражал свои мысли, чувства, мировоззрение

не только в стихах, но и в афоризмах. Вот один из них:

Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твёрдо.

1. Прочитайте афоризм и стихотворение «Сонет к зеркалу»

2. Согласны ли вы с автором, что Бог органичен, а человек ограничен? Аргументируйте свой ответ.

Сонет к зеркалу

Не осуждая позднего раскаянья,

не искажая истины условной,

ты отражаешь Авеля и Каина,

как будто отражаешь маски клоуна.

Как будто все мы -- только гости поздние,

как будто наспех поправляем галстуки,

как будто одинаково -- погостами --

покончим мы, разнообразно алчущие.

Но, сознавая собственную зыбкость,

Ты будешь вновь разглядывать улыбки

и различать за мишурою ценность,

как за щитом самообмана -- нежность...

О, ощути за суетностью цельность

и на обычном циферблате -- вечность!

3 группа - Напишите центон, прочитав стихотворения Бродского.

  1. Какая тема объединяет все эти произведения?

  2. Напишите свой центон, отразив позицию автора по этой теме.

Сонет

Переживи всех.

Переживи вновь,

словно они - снег,

пляшущий снег снов.

Переживи углы.

Переживи углом.

Перевяжи узлы

между добром и злом.

Но переживи миг.

И переживи век.

Переживи крик.

Переживи смех.

Переживи стих.

Переживи всех.

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию -- спиной.

К любви своей потерянной -- лицом.

И грудь -- велосипедным колесом.

А ягодицы -- к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,

чего бы ни пришлось мне извинять, --

я облик свой не стану изменять.

Мне высота и поза та мила.

Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.

Рассудок мой теперь, как решето,

а не богами налитый сосуд.

Пускай меня низвергнут и снесут,

пускай в самоуправстве обвинят,

пускай меня разрушат, расчленят, --

в стране большой, на радость детворе

из гипсового бюста во дворе

сквозь белые незрячие глаза

струей воды ударю в небеса.

1962

Затем, чтоб пустым разговорцем

развеять тоску и беду,

я странную жизнь стихотворца

прекрасно на свете веду.

Затем, чтоб за криком прощальным

лицо возникало в окне,

чтоб думать с улыбкой печальной,

что выпадет, может быть, мне,

как в самом начале земного

движенья -- с мечтой о творце --

такое же ясное слово

поставить в недальнем конце.

Так мы лампочку тушим,
чтоб сшибить табурет.
Разговор о грядущем --
тот же старческий бред.
Лучше все, дорогая,
доводить до конца,
темноте помогая
мускулами лица.

Облокотясь на локоть,
я слушаю шорох лип.
Это хуже, чем грохот
и знаменитый всхлип.
Это хуже, чем детям
сделанное "бо-бо".
Потому что за этим
не следует ничего.


4 группа Организует ДИАЛОГ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Понять смысл произведений Бродского непросто еще и потому, что они представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов - мотивы, образы, выражения...

Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом. Постараемся услышать этот диалог, а точнее полилог.

Вспомним произведения русской литературы, в которых звучат темы, о которых мы будем говорить.

  1. Перечислите темы, к которым обращается Бродский.

  2. Вспомните произведения русской литературы, в которых звучат эти темы.

Библия - «Всяк, живущий на земле есть путник»

Шекспир - «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов» ( эпиграф).

Данте - «Божественная комедия»

На полдороге странствия земного

Себя увидел я в лесу глухом...

Сервантес -« Дон Кихот»

Державин - «Река времен...»

Лермонтов - «Выхожу один я на дорогу...»

Стихотворный размер - хорей. Семантика размера - странствие.

У Бродского в «Пилигримах» - хореический дольник.

Тютчев - «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»

Гумилев - поэт, путешественник, офицер...

«Заблудившийся трамвай» - загадочный полет сквозь время и пространство....

Цветаева - «Уж сколько их упало в эту бездну...»

Блок - ««Двенадцать» (из старого мира в новый идут «двенадцать человек», «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

Лесков «Очарованный странник»

Работа в группах (небольшие консультации)

Время вышло, пора представить результаты своего труда.

Я предлагаю прослушать песню О.Митяева "Пилигримы". (слушаем отрывок). Слово - 1 группе.(схема)

2 группа: 1 человек читает афоризм , 2 - стихотворение. Отвечают на вопрос.

3 группа - читает одно из стихотворений (короткое). Определяет тему и читает свой центон.

Тема назначения поэзии озвучена, и мы видим, что труд поэта - это, прежде всего, труд сердца. Возможно, Бродский и ушёл из жизни так рано, что пропускал всё через своё сердце. А давайте посмотрим, как работало сердце поэта. Выстроим кардиограмму его жизни.

От каждой группы приглашаю по 1 человеку, у них листы с датами. Их задача - изобразить «кардиограмму» жизни Бродского.

Постарайтесь передать ощущения самого поэта, а не вашей оценки событий его жизни.

Группа работает, а 4 группа - представляет итоги своей работы.(в перечислительном порядке)

Представление кардиограммы:

По кардиограмме: чего было больше - взлётов или падений? Чему вы так считаете?

Вся жизнь Бродского - вызов современному миру.

(линия в конце кардиограммы) Когда останавливается сердце, прекращается ли линия? Как вы считаете, куда должна быть направлена линия Бродского?

Это и есть показатель признания людьми 21 века творчества Бродского.










© 2010-2022