- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы по творчеству И. Бродского 11 кл
Конспект урока литературы по творчеству И. Бродского 11 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гудкова Ю.В. |
Дата | 27.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Гудкова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 г.Карабаша» Челябинской области
Урок литературы 11 класс
«И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики»
«Переживи…»
Цели урока:
-
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством И.Бродского, основными проблемами и темами его лирики, отдельными стихотворениями, отражающими мироощущение поэта;
-
Развитие умений анализа лирических произведений;
-
Воспитание патриотизма, любви к лирике.
Задачи: 1. Развивать умение анализировать произведения, выявлять его не приходящий общечеловеческий и конкретно-исторический и актуальный взгляд данной эпохи,
2. продолжить работу по работу по развитию умения анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения,
3. сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах.
Учащиеся уже владеют навыками анализа лирического произведения, поэтому была выбрана оптимальная для данного урока форма: работа в группах.
Восприятие с чистого листа.
* * *
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гУмна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
1980
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.
(1957)
- Какое впечатление на вас произвели эти стихи и чем они отличаются от слышанного вами ранее?
- Что бы вы могли сказать о человеке, написавшем эти стихи?
Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано в историю всемирной литературы - Иосифа Александровича Бродского.
(Слайд №1 - портрет Бродского)
Обратите внимание на годы жизни - это советский период.
Что характерно для этого времени?
Цель нашего урока - определение круга проблем, которые волновали поэта и нашли своё отражение в его лирике; попытаться понять неординарность личности Бродского.
Я предлагаю вам поработать в группах, а затем представить на обсуждение результаты ваших литературоведческих поисков.
Бродский.
Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия?
(возможный ряд:
Бродский→Бродить→Бродяга→Странник→Странный→Сторонний→Посторонний)
Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется,
что не приемлет. На эти вопросы мы постараемся ответить после работы со стихотворением «Пилигримы» (Значение слова)
1 группа - работает со стихотворением «Пилигримы» и составляет схему мира стихотворения и представляет её.
(Задание: 1.Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Распределите слова-символы в 2 столбика
Духовный мир
Материальный мир
3. Подумайте, мимо какого мира идут пилигримы. Почему? Что оставляют они позади, и что ждёт их впереди?
4. Схематично изобразите мир стихотворения Бродского. Не забудьте указать место пилигримов в этом мире.
2 группа - Бродский мастерски выражал свои мысли, чувства, мировоззрение
не только в стихах, но и в афоризмах. Вот один из них:
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твёрдо.
1. Прочитайте афоризм и стихотворение «Сонет к зеркалу»
2. Согласны ли вы с автором, что Бог органичен, а человек ограничен? Аргументируйте свой ответ.
Сонет к зеркалу
Не осуждая позднего раскаянья,
не искажая истины условной,
ты отражаешь Авеля и Каина,
как будто отражаешь маски клоуна.
Как будто все мы -- только гости поздние,
как будто наспех поправляем галстуки,
как будто одинаково -- погостами --
покончим мы, разнообразно алчущие.
Но, сознавая собственную зыбкость,
Ты будешь вновь разглядывать улыбки
и различать за мишурою ценность,
как за щитом самообмана -- нежность...
О, ощути за суетностью цельность
и на обычном циферблате -- вечность!
3 группа - Напишите центон, прочитав стихотворения Бродского.
-
Какая тема объединяет все эти произведения?
-
Напишите свой центон, отразив позицию автора по этой теме.
Сонет
Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они - снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.
Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.
Переживи стих.
Переживи всех.
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию -- спиной.
К любви своей потерянной -- лицом.
И грудь -- велосипедным колесом.
А ягодицы -- к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, --
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, --
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
1962
Затем, чтоб пустым разговорцем
развеять тоску и беду,
я странную жизнь стихотворца
прекрасно на свете веду.
Затем, чтоб за криком прощальным
лицо возникало в окне,
чтоб думать с улыбкой печальной,
что выпадет, может быть, мне,
как в самом начале земного
движенья -- с мечтой о творце --
такое же ясное слово
поставить в недальнем конце.
Так мы лампочку тушим,
чтоб сшибить табурет.
Разговор о грядущем --
тот же старческий бред.
Лучше все, дорогая,
доводить до конца,
темноте помогая
мускулами лица.
Облокотясь на локоть,
я слушаю шорох лип.
Это хуже, чем грохот
и знаменитый всхлип.
Это хуже, чем детям
сделанное "бо-бо".
Потому что за этим
не следует ничего.
4 группа Организует ДИАЛОГ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Понять смысл произведений Бродского непросто еще и потому, что они представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов - мотивы, образы, выражения...
Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом. Постараемся услышать этот диалог, а точнее полилог.
Вспомним произведения русской литературы, в которых звучат темы, о которых мы будем говорить.
-
Перечислите темы, к которым обращается Бродский.
-
Вспомните произведения русской литературы, в которых звучат эти темы.
Библия - «Всяк, живущий на земле есть путник»
Шекспир - «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов» ( эпиграф).
Данте - «Божественная комедия»
На полдороге странствия земного
Себя увидел я в лесу глухом...
Сервантес -« Дон Кихот»
Державин - «Река времен...»
Лермонтов - «Выхожу один я на дорогу...»
Стихотворный размер - хорей. Семантика размера - странствие.
У Бродского в «Пилигримах» - хореический дольник.
Тютчев - «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»
Гумилев - поэт, путешественник, офицер...
«Заблудившийся трамвай» - загадочный полет сквозь время и пространство....
Цветаева - «Уж сколько их упало в эту бездну...»
Блок - ««Двенадцать» (из старого мира в новый идут «двенадцать человек», «Ночь, улица, фонарь, аптека...».
Лесков «Очарованный странник»
Работа в группах (небольшие консультации)
Время вышло, пора представить результаты своего труда.
Я предлагаю прослушать песню О.Митяева "Пилигримы". (слушаем отрывок). Слово - 1 группе.(схема)
2 группа: 1 человек читает афоризм , 2 - стихотворение. Отвечают на вопрос.
3 группа - читает одно из стихотворений (короткое). Определяет тему и читает свой центон.
Тема назначения поэзии озвучена, и мы видим, что труд поэта - это, прежде всего, труд сердца. Возможно, Бродский и ушёл из жизни так рано, что пропускал всё через своё сердце. А давайте посмотрим, как работало сердце поэта. Выстроим кардиограмму его жизни.
От каждой группы приглашаю по 1 человеку, у них листы с датами. Их задача - изобразить «кардиограмму» жизни Бродского.
Постарайтесь передать ощущения самого поэта, а не вашей оценки событий его жизни.
Группа работает, а 4 группа - представляет итоги своей работы.(в перечислительном порядке)
Представление кардиограммы:
По кардиограмме: чего было больше - взлётов или падений? Чему вы так считаете?
Вся жизнь Бродского - вызов современному миру.
(линия в конце кардиограммы) Когда останавливается сердце, прекращается ли линия? Как вы считаете, куда должна быть направлена линия Бродского?
Это и есть показатель признания людьми 21 века творчества Бродского.