Урок

Тема: Л.Андреев «Петька на даче» Цели: - формировать умения: работать с текстом, выделять главное и существенное, составлять сообщения на определённую тему; - продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; - развивать  качества нравственной личности; - способствовать воспитанию в каждом человеке сочувствия и сострадания к окружающим людям, особенно к детям. Задачи: -приобщиться к высокому нравственному и духовному миру литературы и живописи;  - рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания); - пробудить нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание; Методы: диалогический, монологический, исследовательский. Формы: групповая, парная, индивидуальная Оборудование: учебник  «Литературное чтение» 7 класс, презентация, карточки, ресурсы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Л.Андреев «Петька на даче»

Цели: - формировать умения: работать с текстом, выделять главное и существенное, составлять сообщения на определённую тему;

- продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения;

- развивать качества нравственной личности;

- способствовать воспитанию в каждом человеке сочувствия и сострадания к окружающим людям, особенно к детям.

Задачи:

-приобщиться к высокому нравственному и духовному миру литературы и живописи;

- рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);

- пробудить нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;

Методы: диалогический, монологический, исследовательский.

Формы: групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 7 класс, презентация, карточки, ресурсы.

ХОД УРОКА:

Этапы

урока, их содержание.

Время

45 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

I. Вызов.

3 мин.

Приветствие, пожелание творческих успехов.

- Назовите ваши ассоциации, связанные со словом «детство».

Настраиваются на урок. Всего 4 группы. Выбирают модератора, распределяют обязанности внутри группы.(на перемене, до урока)

Называют по одному слову или словосоч-ю:

- родители

-семья

-любимые игрушки

-беззаботное время

-счастливая пора

-подарки, сюрпризы

II. Осмысление содержания.

1. Актуализация знаний и умений.

2.Выход на проблему.

3. Решение проблемы через анализ текста.

Физминутка.

4. Презентация.

5. Возвращение к ключевым словам.

6. Творческое задание.

25 мин

3 мин

10 мин

2 мин.

3 мин.

7мин.

-Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева «Петька на даче». Поднимите руки, кому рассказ понравился?

- У кого возникли вопросы, всё ли было в нём понятно вам?

-Поделитесь своими впечатлениями в группе и сформулируйте один вопрос от группы, на который вы бы хотели получить ответ на уроке.

-На доске записываются по одному вопросу от группы.

- Работа в группах: выполняют задания по карточкам и готовят постеры с изображением символических предметов своей части.

- Этот рассказ был написан в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на доске: Прототип- личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».

-Тема «трудного» детства нашла своё отражение и в живописи. Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. Давайте посмотрим презентацию, которую нам подготовили наши ребята.(два ученика представляют презентацию с небольшими комментариями к каждой картине)

-Обратите внимание на то, что части рассказа расположены в такой последовательности: парикмахерская- дорога-дача-парикмахерская. Построение произведения называется композицией. Здесь построение представляет круг, такая композиция называется кольцевой. Т.е. получился замкнутый круг. Это ответ на ваш последний вопрос.




-Вернёмся к тем словам, которые мы записали на доске в начале урока. Какие из них вы теперь подчеркнете, как самые важные для вас? Почему?

- Творческое задание: эссе «О чем заставил нас задуматься рассказ Л. Андреева?»

Делятся своими впечатлениями, совместно решают, какой вопрос их волнует больше всего.


Модераторы озвучивают вопрос от группы.

(Приложение 1)

Каждая группа получает карточку с определенным кругом вопросов и заданий, которые учащиеся распределяют между собой. (Приложение 2).

Части рассказа по группам:

I группа- Мальчик в парикмахерской.

II группа- В пути на дачу.

III группа- Петька на даче.

IV группа- Возвращение героя в город.

Выступление групп.



Смотрят презентацию «Тема «трудного» детства в изобразительном искусстве». Слушают комментарии одноклассников к картинам. 1 уч-к: -На картине «Свидание» мать приехала к сыну, работающему у купца. Его хозяин богат, но своего работника он одевает в поношенные вещи и плохо кормит.

2 уч-к: На картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» трое детей везут огромную бочку воды. Какой-то человек хочет им помочь, толкая бочку сзади.

1 уч-к: На картине «Дети-нищие» дети просят милостыню. Но чёрствые люди не хотят им помогать, они избегают их.

2 уч-к: На картине «Спящие дети» голодные дети спят на сарае. Никакие неудобства им не мешают. Все эти картины похожи друг на друга: нарисованы в тёмных тонах, дети в разорванных, старых одеждах.

1 уч-к: Тема трудного детства очень волновала русских художников. Эти картины - крик боли и протеста. И несмотря на то, что сейчас другое время, мы не можем отрицать актуальность этой темы для наших современников.

Называют по 1слову для подчеркивания, комментируя свой выбор.

-Пишут эссе, читают друг другу в группе, лучшее зачитывают от группы вслух.

III. Итог урока.

Оценивание.

10 мин

- Вы все сегодня работали на уроке, оцените свою деятельность по критериям на оценочных листах.

- Модераторы, озвучьте результаты вашей работы на уроке.

2 балла

3 балла

4 балла

1. Участие в работе группы

2.Выступление от группы

3. Творческое задание

Шкала перевода: 7- 9б -«5»

5- 6б -«4», 2-3б -«3»

IV. Рефлексия.

5 мин

-Выразите свое отношение к уроку на рефлексивном окне.

(с помощью цветных стикеров)

-красный - урок мне понравился

- зелёный - у меня остались вопросы

-синий - урок мне неинтересен

V. Домашнее задание.

2 мин

-Перед вами выставка книг с произведениями русских писателей, которые тоже раскрывают тему трудного детства: А.П. Чехова «Спать хочется», В.Г.Короленко «Дети подземелья»,
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»,

А.И. Куприн «Белый пудель», Н.Д. Телешов «Домой». Эти книги есть в нашей школьной библиотеке.

- Прочитайте на ваш выбор и подготовьте краткий пересказ, чем эта книга вас затронула.

Записывают домашнее задание.

Приложение .

Вопросы и задания:

I группа.

  1. Что мы узнали о главном герое из I части рассказа? Составьте его портрет.

  2. Как обычно проходили у Петьки дни? Найдите в тексте и зачитайте строки, в которых автор это описывает.

  3. Как окружающие относились к Петьке?

  4. Что чувствовал Петька, находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этомII группа.

1.Как ведёт себя Петька во время поездки?

2. Какие чувства он испытывает во время поездки? 3. Как изменился мальчик внешне? Докажите это строками текста.

III группа.

  1. Что происходило с Петькой в первые дни пребывания на даче? Чем занимался Петька на даче? (

  2. Какое чувство было главным в жизни Петьки на даче? Какой вывод мы можем сделать из этой части?

IVгруппа.

1.Чем обрывается эта счастливая жизнь? Каково было состояние мальчика, когда ему сообщили о возвращении в город?

2.Найдите описание Петьки при возвращении. Почему он так изменился?

3. Как вы думаете, после поездки на дачу Петьке стало лучше или хуже в парикмахерской?

© 2010-2022