Рабочая программа курса русский язык для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа курса русский язык для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) (2004 г.) и авторской программы Бабайцевой В. В. (2013 г.). Сопоставление показало, что содержание курса авторской программы соответствует обязательному минимуму содержания образовательного стандарта, основному содержанию Примерной программы и обеспечивает формиро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25 «Гелиос»

с углубленным изучением отдельных предметов»

Находкинского городского округа

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР директор школы

(протокол от_____2015 г. ___________________ ______ Мозговой О. В.

№ ___) «____»_________2015 г. Приказ № ___ от

«____» _____2015 г.


Рабочая программа

курса «Русский язык»

для 10 « А » класса

на 2015 - 2016 учебный год


Составитель:

Некрасова М. А.,

учитель русского языка и литературы,




г. Находка

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) (2004 г.) и программы Бабайцевой В. В. (2013 г.). Сопоставление показало, что содержание курса авторской программы соответствует обязательному минимуму содержания образовательного стандарта, основному содержанию Примерной программы и обеспечивает формирование предметных компетенций: коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих.

Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:


  • углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных единиц и уровней языка; о языковой норме, ее функциях; о функционально-стилистической системе русского язы-ка; о нормах речевого этикета в различных сферах общения;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие способности к социальной адаптации, к речевому взаимодействию; формирование готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня речевой культуры учебно-научного и делового общения, культуры публичной и разговорной речи; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.

Изменения, внесённые в авторскую программу:


  • Добавлены темы в раздел «Введение в науку о языке. Общие сведения о языке»: «Языки естественные и искусственные», «Понятие о старославянском языке», «Роль старославянского языка в развитии русского языка», «Старославянизмы в современном русском языке и их признаки», «Краткая история русской письменности», «Создание славянского алфавита», «Реформы в истории русского письма». В раздел «Типы речи» - «Медитативные тексты»

  • В рабочей программе учтены праздничные дни.

  • Выделены дополнительные часы на уроки подготовки написания изложений, сочинения, анализа контрольных работ.

  • Предусмотрены резервные уроки. Возможна корректировка часов в течение года на изучение тем за счёт резервных уроков.

Учебно-методический комплект

Программа


  • Бабайцева В. В. Рабочая программа к УМК В. В. Бабайцевой «Русский язык. 10 - 11 классы». Углублённый уровень. - М.: Дрофа, 2013 - 78 с.

Учебник

  • Бабайцева В. В. Русский язык. Учебник (профильный уровень образования). 10 - 11 классы». - М.: Дрофа, 2013.

Методические рекомендации к учебнику


  • Сальникова О. А. Поурочные разработки к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля В. В. Бабайцевой "Русский язык. 10-11 классы". - М.: Дрофа, 2008 г.

Количество учебных часов

В год -150 часов, в том числе на контрольные работы- 4 ч., изложения- 4 ч., сочинения-9 ч.

В неделю - 3 ч.

Формы организации учебного процесса:

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.

Формы организационной работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная (пары сменного состава), групповая.

Приемы, методы и формы работы определяются задачами курса и его содержанием.

Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского текста. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:


  • диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объ­яснительный, предупредительный, терминологический);

  • комплексный анализ текста;

  • тест;

  • зачёт;

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • составление диалога на заданную тему;

  • составление текста определенного стиля и типа речи;

  • сочинение;

  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуаци­онных и речевых ошибок);

  • работа с деформированным текстом.

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка на профильном уровне в старшей школе ученик должен

знать

  • основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности (соответствия) содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение.

Специфика курса русского языка в старщих классах.

Вспомним изученное.

Основные разделы и единицы языка

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.

Язык как знаковая система и общественное явление.

Языки естественные и искусственные.

Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации.

Русский язык как национальный язык русского народа.

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

Русский язык среди других языков мира.

Русский язык как один из рабочих языков в ООН.

Индоевропейская семья языков.

Русский язык в кругу других славянских языков.

Понятие о старославянском языке.

Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Краткая история русской письменности.

Создание славянского алфавита.

Реформы в истории русского письма.

Формы существования современного русского языка.

Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Русистика на современном этапе.

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста:

лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Медитативные тексты.

Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтак-сические нормы.

Русский язык как развивающееся явление.

Стили литературного языка - разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.

Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка.

Источники расширения словарного состава современного

русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы),заимствования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В 10 КЛАССЕ (3 ч.)




№ п/п

Наименование разделов программы и тем уроков (занятий)

Кол-во часов

Тип урока (форма проведения занятия)

Дата урока (план)

Дата урока (факт)

Вводный урок

1

Введение

1

Специфика курса русского языка в старших классах

1

Урок усвоения новых знаний

Вспомним изученное

1

2

Основные разделы и единицы языка

1

Урок усвоения новых знаний

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке

20

3

Язык как знаковая система и общественное явление

1

Урок усвоения новых знаний

4

Языки естественные и искусственные

1

Урок усвоения новых знаний

5

Языки государственные, мировые, межнационального общения

1

Урок усвоения новых знаний

6

Основные функции языка

1

Урок усвоения новых знаний

7

Контрольная работа № 1. Входной контроль

1

Урок контроля знаний

8

Анализ контрольной работы

1

Урок закрепления изученного

9

Русский язык - государственный язык Российской Федерации

1

Урок усвоения новых знаний

10

Русский язык как национальный язык русского народа

1

Комбинированный урок

11

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации

1

Комбинированный урок

12

Комплексный анализ текста

1

Урок - практикум

13

Р. р. Как читать исходный текст

1

Урок развития речи

14

Русский язык среди других языков мира

1

Урок усвоения новых знаний

15

Русский язык как один из рабочих языков ООН

1

Урок усвоения новых знаний

16

Индоевропейская семья языков

1

Урок усвоения новых знаний

17

Русский язык в кругу других славянских языков

1

Урок усвоения новых знаний

18

Понятие о старославянском языке

1

Урок усвоения новых знаний

19

Роль старославянского языка в развитии русского языка

1

Урок усвоения новых знаний

20

Старославянизмы в современном русском языке и их признаки

1

Урок усвоения новых знаний

21

Краткая история русской письменности

1

Урок усвоения новых знаний

22

Создание славянского алфавита

1

Урок усвоения новых знаний

23

Реформы в истории русского письма

1

Урок усвоения новых знаний

24

Формы существования современного русского языка

1

Урок усвоения новых знаний

25

Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах

1

Урок усвоения новых знаний

26

Русистика на современном этапе

1

Урок усвоения новых знаний

27

Комплексный анализ текста

1

Урок-практикум

Текст

11

28

Понятие о тексте

1

Комбинированный урок

29

Способы выражения темы.Заглавие

1

Комбинированный урок

30

Начало и конец текста

1

Комбинированный урок

31

Ключевые слова

1

Комбинированный урок

32

Комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей

1

Урок-практикум

33

Предложение в составе текста

1

Урок усвоения новых знаний

34

Количество и характер предложений в тексте

1

Урок усвоения новых знаний

35

Способы связи предложений в тексте

1

Урок усвоения новых знаний

36

Р. р. Тема текста и проблема. Как они соотносятся друг с другом

1

Урок развития речи

37

Р. р. Тема текста и проблема. Как они соотносятся друг с другом

1

Урок развития речи

38

Лексический повтор

1

Комбинированный урок

39

Однокоренные слова

1

Комбинированный урок

40

Местоименные слова

1

Комбинированный урок

41

Союзы и частицы-союзы

1

Комбинированный урок

42

Контрольная работа № 2. Полугодовая контрольная работа

1

Урок контроля знаний

43

Анализ контрольной работы

1

Урок закрепления изученного

44

Р. р. Формулирование проблемы текста

1

Урок развития речи

45

Р. р. Формулирование проблемы текста

1

Урок развития речи

Типы речи

7

46

Повествование

1

Комбинированный урок

47

Описание

1

Комбинированный урок

48

Р. р. Комментарий к проблеме текста

1

Урок развития речи

49

Р. р. Комментарий к проблеме текста

1

Урок развития речи

50

Рассуждение

1

Комбинированный урок

51

Особенности текстов-рассуждений в художественной речи

1

Комбинированный урок

52

Р. р. Определение авторской позиции

1

Урок развития речи

53

Р. р. Определение авторской позиции

1

Урок развития речи

54

Медитативные тексты

1

Урок усвоения новых знаний

55

Комбинация разных типов речи в одном тексте

1

Комбинированный урок

56

Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации

1

Комбинированный урок

57

Р. р. Выражение своей позиции и её аргументация

1

Урок развития речи

58

Р. р. Выражение своей позиции и её аргументация

1

Урок развития речи

Устная и письменная формы речи

1

59

Специфика устной и письменной формы речи

1

Урок усвоения новых знаний

Русский литературный язык и его нормы

6

60

Орфоэпические нормы

1

Урок усвоения новых знаний

61

Лексическе нормы

1

Урок усвоения новых знаний

62

Морфологические нормы

1

Урок усвоения новых знаний

63

Синтаксические нормы

1

Урок усвоения новых знаний

64

Синтаксические нормы

1

Урок усвоения новых знаний

65

Русский язык как развивающееся явление

1

Урок усвоения новых знаний

66

Р. р. Типы аргументов

1

Урок развития речи

67

Р. р. Типы аргументов

1

Урок развития речи

Стили русского литературного языка

11

68

Понятие о стиле

1

Комбинированный урок

69

Разговорный стиль

1

Комбинированный урок

70

Р. р. Заключение и его роль в композиции

1

Урок развития речи

71

Р. р. Заключение и его роль в композиции

1

Урок развития речи

72

Научный стиль

1

Комбинированный урок

73

Контрольная работа № 3.

1

Урок контроля знаний

74

Анализ контрольной работы

1

Урок закрепления изученного

75

Деловой стиль

1

Урок развития речи

76

Деловой стиль

1

Урок развития речи

77

Публицистический стиль

1

Комбинированный урок

78

Публицистический стиль

1

Комбинированный урок

79

Художественный стиль

1

Комбинированный урок

80

Художественный стиль

1

Комбинированный урок

81

Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля

1

Урок усвоения новых знаний

82

Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля

1

Урок развития речи

Синонимика русского языка

9

83

Лексические синонимы

1

84

Лексические синонимы

1

Урок усвоения новых знаний

85

Морфемные синонимы

1

Урок усвоения новых знаний

86

Морфологические синонимы

1

Урок усвоения новых знаний

87

Синтаксические синонимы

1

Урок усвоения новых знаний

88

Синтаксические синонимы

1

Урок усвоения новых знаний

89

Роль синонимов в речи

1

Урок усвоения новых знаний

90

Роль синонимов в речи

1

Урок развития речи

91

Роль синонимов в речи

1

Урок развития речи

Культура речи

4

92

Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический

1

Урок усвоения новых знаний

93

Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический

1

Урок усвоения новых знаний

94

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности речи и др.

1

Урок развития речи

95

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности речи и др.

1

Урок развития речи

Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка

4

96

А. С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка

1

Урок усвоения новых знаний

97

А. С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка

1

Урок усвоения новых знаний

98

Предшественники А. С. Пушкина

1

Урок развития речи

99

Предшественники А. С. Пушкина

1

Урок развития речи

100

Контрольная работа № 4. Годовая контрольная работа

1

Урок контроля знаний

101

Анализ контрольной работы

1

Урок закрепления изученного

Резервные уроки

4

102

1

103

1

104

1

105

1

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контрольные работы


  • Контрольная работа № 1. Входной контроль

  • Контрольная работа № 2 по теме: "Разделы языкознания. Нормы литературного языка"

  • Контрольная работа № 3 по теме: "Лексика. Лексические нормы. Анализ текста"

  • Контрольная работа № 4. Годовая контрольная работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Основная литература

Учебно-методический комплект:

Программа


  • Бабайцева В. В. Рабочая программа к УМК В. В. Бабайцевой «Русский язык. 10 - 11 классы». Углублённый уровень. - М.: Дрофа, 20 - 78 с.

Учебник


  • Бабайцева В. В. Русский язык. Учебник (профильный уровень образования). 10 - 11 классы». - М.: Дрофа, 2013.

Методические рекомендации к учебнику


  • Сальникова О. А. Поурочные разработки к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля В. В. Бабайцевой "Русский язык. 10-11 классы". - М.: Дрофа, 2008 г.

Дополнительная литература

Для учителя

Б а б а й ц е в а В. В. Система членов предложения в современном русском языке. - М., 1988.

Б а б а й ц е в а В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. - М., 2000.

Б а б а й ц е в а В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. - М., 2004.

Б а б а й ц е в а В. В. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. - 2000. - № 1.

Б а б а й ц е в а В. В. Подчинительные и сочинительные словосочетания // РЯШ. - 2006. - № 4.

Б а б а й ц е в а В. В. Простые и сложные словосочетания // РЯШ. - 2007. - № 4.

Б а б а й ц е в а В. В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. - М., 2005.

Б а б а й ц е в а В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. - М., 2004.

Б а б а й ц е в а В. В. Принципы русской орфографии // РЯШ. - 2009. - № 3.

Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Заметки о пунктуации // РЯШ. - 2008. - № 7.

Б е д н а р с к а я Л. Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ. -2009. - № 9-10.

Б е д н а р с к а я Л. Д. Синтаксис романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». - Орёл, 2008.

В а л г и н а Н. С. Активные процессы в современном русском языке. - М., 2003.

Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1987.

И п п о л и т о в а Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М., 1998.

К о в т у н о в а И. И. Русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. - М., 1976.

К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуациив школе. - М., 2002.

Л ь в о в М. Р. Основы теории речи. - М., 2000.

Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста. - М., 2003.

П о л и т о в а И. Н. Переходность в системе подчинительных словосочетаний в современном русском языке. - Коломна, 2008.

С к о б л и к о в а Е. С. Обобщающая работа по орфографии. - М., 2005.

С ы р о в И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. - М., 2005.

С ы р о в И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. - 2002. - № 3.

У с п е н с к и й М. Б. В мире парадоксов русского языка. - М., 2006.

Х и с а м о в а Г. Г. Диалог как компонент художественного текста. - М., 2007.

Ш т а й н К. Э. Принципы анализа художественного текста. - СПб.; Ставрополь, 1993.

Ш т а й н К. Э., П е т р е н к о Д. И. Метапоэтика Лермонтова. - Ставрополь, 2009.

Для учащихся

Б а б а й ц е в а В. В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. 10-11 классы. - М., 2008. - (Элективные курсы).

Беднарская Л. Д. Русский язык: Трудные вопросы изучения синтаксиса. - М., 2009. - (Элективные курсы).

Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. - М., 1994.

Г р а н и к Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. - М., 1995.

Л ь в о в а С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.

Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. - М., 2002.

П а н о в М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.

П а н о в М. В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. - М., 1964.

П о с т н и к о в а И. И. и др. Это непростое простое предложение. - М., 1985.

Р о з е н т а л ь Д. Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

С к в о р ц о в Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

С м е л к о в а З. С. Деловой человек: культура речевого общения. - М., 1997.

С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.

Ш а н с к и й Н. М. Лингвистические детективы. - М., 2002.

Словари и справочники

Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. - М., 2010.

Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткин а Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка:

Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты /под ред. Л. Л. Касаткина. - М., 2012.

К а р п ю к Г. В., Х а р и т о н о в а Е. И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. - М., 2010.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998 и последующие издания.

К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997 и последующие издания.

К р ы с и н Л. П. 1000 новых иностранных слов. - М., 2009.

Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. - М., 2007.

Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2010.

Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского. - М., 1998.

О ж е г о в С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992 и последующие издания.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. - М., 2007.

Р е з н и ч е н к о И. Л. Словарь ударений русского языка. - М., 2008.

Р о г о ж н и к о в а Р. П., К а р с к а я Т. С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 2005.

С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. - М., 2010.

С о м о в В. П. Словарь редких и забытых слов. - М., 1996.

Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. - М., 2008.

Чеснокова Л. Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.

Ш а н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

Ш и р ш о в И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. - М., 2004.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. - М., 1984.

Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский

язык. - М., 1998.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

drofa.ru - сайт издательства «Дрофа».

philology.ru - «Филологический портал».

http: // gramma.ru - сайт «Культура письменной

речи».

wikipedia.org - универсальная энциклопедия «Википедия».

krug-osvet.ru - универсальная энциклопедия «Кругосвет».

rubricon.com - энциклопедия «Рубрикон».

slovari.ru - сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

gramota.ru - «Грамота.ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).

rusword.com.ua - сайт по русской филологии «Мир русского слова».

about-russian-language.com - сайт по культуре речи.

languages-study.com/russian.html - база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).

etymolo.ruslang.ru - этимология и история

слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).

orfografus.ru - видеоуроки русского языка.

wordsland.ru - сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

urokirus.com - уроки русского языка он-лайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари,

тестирование).

© 2010-2022