Разработка урока русского языка (ФГОС) для обучающихся 5 класса. Тема Что такое текст

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка для обучающихся 5 класса (ФГОС)

Фомина Т.Н., учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ №36 с. Дефановка

Тема: Что такое текст.

Тип: изучение нового материала.

Цели:

• Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста

• Формировать у школьников навыки связного устного высказывания

• Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

В течении урока ребята заполняют маршрутные листы, выставляя напротив

каждого этапа урока оценку себе и своим знаниям; в тетради записывают тезисы, относящиеся к понятию текст.

I. Актуализация знаний

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что вы группа серьезных, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

65

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение

мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

- Тогда я только напомню вам правила общения. (запись на слайде)

-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо

уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить

определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст. Каковы признаки текста.)

- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

- Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)

III. Практическая работа (тексты на столах и на слайде)

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом

покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут

поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в

воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном

предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

- Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст - это группа

предложений, объединенных в целое одной темой)

- Тематическое и смысловое единство - необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо

поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту? Почему?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

Мастер-класс. ФГОС. № 1'2015 66

3) Осенние листья.

2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым.

Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах - еще крепче веревку

натянул.

- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя,

т.к. нет смысловой связи)

- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на

лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

- Докажите, что перед вами текст.

- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли

слова вам понятны?

- Встретились неизвестные слова - аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан - длинная веревка с затягивающейся петлей на

конце для ловли животных. Кочевник - человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е.

переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд - второй, 3 ряд - третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть

тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в

корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой - присядьте.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)

Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна - одно бревно, рыжий зверек - белка, белка - она.)

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима

последовательность предложений, грамматическая связь)

67

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема

текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

2. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому.

Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 (Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

- Текст создается для выражения мысли.

IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и

определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,

и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

- Закончите работу (маршрутный лист урока) над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

- А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?

VI. Домашнее задание

- Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

© 2010-2022