- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока русского языка (ФГОС) для обучающихся 5 класса. Тема Что такое текст
Разработка урока русского языка (ФГОС) для обучающихся 5 класса. Тема Что такое текст
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фомина Т.Н. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока русского языка для обучающихся 5 класса (ФГОС)
Фомина Т.Н., учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ №36 с. Дефановка
Тема: Что такое текст.
Тип: изучение нового материала.
Цели:
• Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста
• Формировать у школьников навыки связного устного высказывания
• Способствовать воспитанию чувства прекрасного.
В течении урока ребята заполняют маршрутные листы, выставляя напротив
каждого этапа урока оценку себе и своим знаниям; в тетради записывают тезисы, относящиеся к понятию текст.
I. Актуализация знаний
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что вы группа серьезных, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?
65
-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение
мыслить, анализировать, думать)
-Вы обладаете такими качествами? (Да)
- Тогда я только напомню вам правила общения. (запись на слайде)
-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?
II. Загадка. Определение темы и цели урока.
- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо
уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
(Запись темы урока: Что такое текст.)
-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить
определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?
(Что такое текст. Каковы признаки текста.)
- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?
(Чтобы научиться самим строить тексты.)
- Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.
А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)
III. Практическая работа (тексты на столах и на слайде)
1задание. Какой из данных отрывков является текстом?
1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом
покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут
поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в
воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.
(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном
предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).
- Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст - это группа
предложений, объединенных в целое одной темой)
- Тематическое и смысловое единство - необходимые признаки текста.
Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо
поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)
Какой заголовок подходит нашему тексту? Почему?
1) Осенние цветы.
2) Русский лес осенью.
Мастер-класс. ФГОС. № 1'2015 66
3) Осенние листья.
2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым.
Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах - еще крепче веревку
натянул.
- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя,
т.к. нет смысловой связи)
- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на
лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
- Докажите, что перед вами текст.
- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли
слова вам понятны?
- Встретились неизвестные слова - аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан - длинная веревка с затягивающейся петлей на
конце для ловли животных. Кочевник - человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е.
переходит с места на место со своим жильем и имуществом)
- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)
1 ряд- первый текст, 2 ряд - второй, 3 ряд - третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).
- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть
тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)
Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в
корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой - присядьте.
3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)
Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.
А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна - одно бревно, рыжий зверек - белка, белка - она.)
- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима
последовательность предложений, грамматическая связь)
67
4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема
текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?
1. Чудная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)
2. Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому.
Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)
- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?
Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 (Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)
- Текст создается для выражения мысли.
IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и
определите основную мысль.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,
и является самым ценным на свете)
V. Подведение итогов урока
- Закончите работу (маршрутный лист урока) над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки.
- А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?
VI. Домашнее задание
- Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»