Информационная разработка. Дидактический материал

Представленный материал создан в соавторстве творческой группы учителей и содержит опыт собственной работы. Использовать его можно как на уроках, так и во внеурочной работе. Целенаправленная работа в этом направлении эффективна в процессе подготовки к итоговой аттестации в разных возрастных группах. .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

44

Комитет по образованию

Администрации города Мыски

МБОУ ООШ №3





Информационная

обработка текста


Дидактический материал








Мыски 2014

Авторы-составители: Антонова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3, «Почётный работник общего образования»; Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3, «Отличник народного просвещения»; Колупаева Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 «Почётный работник общего образования»; Лебедева Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3, «Почётный работник общего образования»; Простомолотова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3.

Информационная обработка текста: Дидактический материал. - 44 с.




Дидактический материал посвящен реализации компетентностного подхода к формированию информационной компетенции обучающихся.

Пособие содержит различные виды заданий по работе с текстами различного вида сложности, разных видов и жанров.

Подобранный материал носит практическую направленность и будет полезен не только учителям русского языка и литературы, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного образования.

Содержание


Введение ……………………………………………………………….4

Задания на формирование информационной компетенции

1.1 Задания на поиск информации ………………………….……..5

1.2 Задания с избытком информации ...…….……………………12

1.3 Задания с недостатком информации …..……………………..20

1.4 Задания на упорядочение информации ……………………...28

1.5 Интерпретация и обобщение информации ………………….38

Заключение……………………………………………………………43

Список источников и литературы ...………………………………...44























Введение


Информатизация как одна из ведущих тенденций научно-технического прогресса затрагивает многие стороны жизни современного общества. Интенсивно создаются информационные технологии. Любая наука рассматривается как один из способов накопления, хранения и переработки информации, ее анализа, выработки норм, правил отбора информации, создания методик и методологии конструирования моделей.

Информация приобретает черты информационного поля, окружающего человека. Информационные процессы, происходящие в обществе, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей.

В связи с этим формирование информационной компетенции обучающихся становится актуальной проблемой современного образования. Тестовая форма государственной аттестации обучающихся, оканчивающих среднюю общеобразовательную школу, предполагает информационную обработку текстов различных стилей и жанров (задания А6 - А11, А27 - А30, В1 - В8, часть С).

Большое значение в связи с этим должно придаваться работе с текстом как носителем информации. Методическая цель настоящего пособия состоит в том, чтобы предложить учителям материал для такой работы.

Пособие содержит различные виды заданий по работе с текстами различного вида сложности, разных видов и жанров. Предлагаемые задания направлены на информационную обработку текстов и способствуют формированию информационной компетенции обучающихся.



Задания на формирование информационной компетенции



1.1 Задания на поиск информации


Задание 1. Найдите в тексте ключевые слова.

Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красивую. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже видна была острая крыша дома.

По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья, сбил его, засунул ягоду в рот и пошагал дальше. (А. Приставкин).


Задание 2. Выделите в тексте ключевые слова, раскрывающие его основную мысль.

Дворянские поместья

XVI век был временем дальнейшего развития феодального землевладения, в особенности дворянского.

Как мы знаем, сама форма условного содержания земли за выполнение службы зародилась ещё в период феодальной раздробленности. Теперь московские князья, а затем цари стали усиленно раздавать своим слугам в пользование земли с крестьянами, или, как говорили тогда, «испомещать» на земле (отсюда слово «помещики»). Служилые люди - дворяне - набирались чаще всего из свободных людей. Складывалась так называемая поместная система землевладения: дворяне должны были обеспечить себя с этой земли всем необходимым для несения военной службы. Дворянин был обязан приходить на войну «конен, люден и оружен». Каждый год проводились смотры дворян, проверялось их снаряжение, годность к несению военной службы. Поместье могли и отобрать, если дворянин не обеспечивал себя всем необходимым для службы или уклонился от неё.

Задание 3. Сопоставление научно-лингвистической информации, прозвучавшей при объяснении нового материала, с текстом соответствующего параграфа учебника.

1. Прочитайте текст параграфа и скажите, о чем не было сказано во время объяснения.

2. Прочитайте текст параграфа и скажите, что нового в него добавлено по изучаемой теме.

Задание 4. На основании афоризмов великих мыслителей составьте таблицу «Качества хорошей речи».

1) Достоинство стиля заключается в ясности. (Аристотель) 2) …Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же. (Аристотель) 3) Стиль - как хрусталь: от чистоты его зависит его блеск. (В. Гюго) 4) Высшая степень мастерства писателя в том, чтобы выразить мысль в образе. (О. Бальзак) 5) Краткость есть первое условие художественности. (Ф. Достоевский) 6) Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна. (Л. Толстой)

Задание 5. Запишите ключевые слова каждого из уровней текста в виде таблицы для отображения разных смыслов.

Творец. Разбогател на своих книгах. Но они ему не нравятся, тогда он принимается за великое произведение. Работает только над ним, без конца переделывает. И вот постепенно в дом заползает нужда, за ней полная нищета. Всё приходит в упадок, а он живёт в состоянии какого-то жуткого счастья. Дети постоянно болеют. Приходится сдать квартиру внаём и самим ютиться в одной комнате. Он всё пишет. Жена становится неврастеничкой. Проходит год за годом, запустение полнейшее, но он продолжает работу. Дети сбегают из дома. Жена умирает в больнице, а он в этот самый день ставит последнюю точку, и человек, сообщивший ему это горестное известие, слышит в ответ лишь одно слово: «Наконец-то!» (А. Камю).

Задание 6. В псевдотексте найдите тексты-оригиналы.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах - ещё крепче верёвку натянул.

Тексты-оригиналы

1) Лошадка

Я люблю свою лошадку:

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (А. Барто).

2) Семицветный конь

…Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах - ещё крепче верёвку натянул. (Украинские народные сказки).

3) … Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники… (Т. С. Голубева, Л. С. Геллерштейн. Рассказы по истории).

Задание 7. Прочитайте отрывок из книги Д. С. Лихачёва «Земля родная». Определите его тему, основную мысль. Выпишите те его части, которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем: 1) Речь человека и его культура.

2) Язык твой друг (враг).

3) Язык - самая большая ценность народа.

Учиться говорить и писать

Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно всё время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и, если он станет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать(1). За своим языком - устным или письменным - надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (3).

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (3).

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер, - прислушаться к тому, как он говорит (1, 2). Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств - человека, который пользуется языком народа (1, 3).

Ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеётся, ничего не боится (1).

Посмотрите, послушайте, о чём такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками». Вы заметите, что это всё то, что его страшит, от чего он ждёт неприятностей себе, что не в его власти (1, 2).

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке: не будьте самовлюблённым болтуном (1, 2).

В тексте отмечены те элементы, которые могут быть использованы при подготовке ко всем трём сообщениям.

Задание 8. Выборочное изложение «Настоящий франт».

1)На кустах акации сидело много воробьёв. 2)Подкрался я к ним поближе, нацелился своим аппаратом, гляжу в глазок. 3)Вот передо мной на ветке воробышек. 4)Да какой, оказывается, нарядный! 5)Я раньше этого и не замечал. 6)Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. 7)Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие. 8) Вверху, на крыльях - белая полоска.

9)Повернул воробышек ко мне голову, словно и впрямь фотографироваться хочет. 10)Гляжу - щёчки у него почти беленькие, а под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук. 11)Ишь, какой франт!

12)Рядом с ним воробьиха сидит. 13)Она не такая нарядная, вся серенькая. (Г. Скребицкий).

Выборочное изложение

Воробышек был очень нарядный. Настоящий франт! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие. Вверху, на крыльях - белая полоска. Щёчки у него почти беленькие, а под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!

Воробышек сидит на ветке, повернув голову, словно и фотографироваться хочет.

Задание 9. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатств

Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

Природа - это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей.

Вот как просто бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и упали на землю. А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется - у них тоже не так просто капли сливаются.

И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.

В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение. Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. Понять самого себя в зеркальном изображении скорее всего может только человек.

История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что ещё в этом зеркале он увидит. (М. Пришвин).

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Природа - зеркальное отражение внутренней жизни человека: пристально вглядываясь в природу, человек познаёт самого себя.

2) История культуры отражает взаимосвязь человека и природы.

3)В самых простых вещах обнаруживается сложное и удивительное, если к ним присмотреться.

4) Действия человека по отношению к природе не всегда разумны.

2. Какое название наиболее полно соответствует содержанию текста?

1) Природа и человек. 2) Зеркало человека.

3) Царь природы. 4) Зеркальное отражение.

3. Автор называет человека «царём». Какая цитата не содержит объяснения авторской позиции?

1) Человек содержит в себе всю природу.

2) Понять самого себя в зеркальном изображении скорее всего может только человек.

3) Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя…

4) Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей.

Задание 11. Какая информация текста может иметь практическое применение?

Очень интересно узнавать возраст молодых сосновых деревьев по их ежегодным побегам.

В первые годы своей жизни сосна растёт очень правильно, благодаря тому, что почки у неё образуются только по концам побегов. Обыкновенно таких почек бывает от 4 до 5: одна на самом кончике побега как бы составляет его продолжение.

Если мы весной посмотрим вершину небольшой молоденькой сосенки, то увидим, что из конечной её почки выдвигается побег прямо кверху, а из боковых точек отходят побеги в стороны.

Так вот, зная, что у сосны ежегодно нарастает по одному вершинному побегу, мы сосчитаем число таких побегов по стволику дерева и узнаем, сколько нашей сосенке лет. (По Д. Кайгородову).


1.2 Задания с избытком информации


Задание 1. Выявите доминанту абзаца.

Точно так же, как у разных народов складываются словесные языки, происходит и становление языка художественной выразительности, прежде всего музыкального. Ведь именно музыкальный язык, т.е. интонация, оказался главным скрепляющим веществом всего художественного комплекса, который древние греки называли «мусическим», а современная эстетика называет «временными искусствами», - теми, которые разворачиваются во времени: театральное действо, танец, пение. При этом ни первобытная культура, ни народное творчество последующих веков не знали «музыки в чистом виде», для сосредоточенного слушания. Музыка была растворена в поэзии, танце, театральном представлении, была той первоосновой, из которой произошли поэтические и артистические формы художественного.

Становление языка художественной выразительности происходит через музыку, растворённую в поэзии, танце, театральном представлении.

Задание 2. Определите избыточность текста и перекодируйте информацию. (Избыточность составляет 86%)

Все русские памятники написаны кириллической азбукой, однако это не значит, что на Руси не было глаголицы. Наоборот, существуют данные о том, что глаголический алфавит был известен древнерусам. Например, в «Книге пророков» Упыря Лихо переписанной, вероятно, с глаголицы, среди текста, написанного кириллицей, встречаются отдельные буквы и даже целые слова в глаголическом написании.

Текст после перекодировки

На Руси кроме кириллицы существовала и глаголица.

Задание 3. Текст для сжатого изложения.

Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

По строю своей души Гиляровский был запорожцем. Недаром Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на своем превосходном памятнике Гоголю.

И внешность у Гиляровского была заметная и занятная - сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, - он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы.

Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. С Гиляровским дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.

Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известными любимым среди московской бедноты. Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, - приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.

Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину хитрованского горя, несчастий и опущенности.

Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня, и ночи в самые опасные хитровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые жестокие сердца. Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада.

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. Это своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток.

Не важно, много ли они или мало написали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время. (По К. Г. Паустовскому). (437 слов)

Сжатое изложение

Человек-легенда

Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно таким, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский.

По строю души и чертам внешности Гиляровский был запорожцем - недаром И. Е. Репин писал с него одного из казаков, пишущих письмо турецкому султану, а Н. А. Андреев лепил фигуру Тараса Бульбы для барельефа памятника Н. В. Гоголю. Физическая сила Гиляровского был» настолько велика, что он без труда мог сломать серебряный рубль, разогнуть подкову, завязать узлом кочергу.

Человек такого размаха не мог оказаться в стороне от литературной и общественной жизни Москвы. С ним дружили многие известные писатели, актеры и художники.

Однако Гиляровский был хорошо известен не только среди людей своего круга, но и среди московской бедноты. Он был знатоком знаменитой Хитровки - приюта нищих и обездоленных людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в жизни. Хитровцы любили его как своего защитника, поэтому Гиляровский мог безбоязненно приходить в самые опасные хитровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие, которое смиряло самые жестокие сердца.

Каждому времени нужен свой летописец. Гиляровский был человеком, вокруг которого кипела литературная и общественная жизнь, в деятельности которого преломлялась современная ему история страны. Гиляровский определял собой свое время.

Задание 4. Прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите описание.

Необыкновенная картина

В небе образовалась широкая темная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему теплая вода, наша тихая, мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. Выйдя из берегов, она залила луга, поле зеленого овса, золотой уже ржи, белой цветущей гречихи и подобралась к огородам.

Любуясь необыкновенным зрелищем, я шел вдоль берега. До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк; я прислушался и тут увидел крохотную ямку, оставленную некогда коровьим копытом. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа величиной с кротов, беспомощные, как все детеныши.

Мне захотелось узнать, чьи это детеныши, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи глядела на меня своими черными бусинками выхухоль. Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала ее, как на нитке.

Можно было предположить, что мать, когда вода хлынула в нору, сумела перетащить детенышей на сухое место. Скорее всего, копытце было не первым убежищем. Но все предыдущие тоже залило водой, как зальет через четверть часа и это студеное, с лужицей на дне копытце.

Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование со стороны матери. Я наконец ушел, чтобы не мешать матери спасать своих детей.

Задание 5. Вычеркните из данного текста всё то, что является отступлением от темы сочинения.

Дежурство по школе

Я встал в этот день рано, ведь мы сегодня дежурим по школе. Утро было солнечное, ясное. Только кое-где на небе виднелись белые лёгкие облака.

Позавтракав, я быстро собрал книги и тетради, сложил все принадлежности в портфель и, весело напевая, пошёл в школу. По дороге в школу я встретился с двумя моими одноклассниками. Мы немного поговорили и потом все вместе пошли в школу.

В восемь часов все ребята собрались на линейку. На линейке директор и наш классный руководитель говорили, как мы дежурили вчера и что мы должны делать сегодня. После линейки все разошлись по своим назначенным постам. Но вот залился весёлой песней звонок. В школе наступила тишина.

Первый урок у нас история. На уроке мы узнали много интересного о жизни древних греков. Как жаль, что урок идёт только сорок минут! Вот он и кончился. И снова на дежурство.

На третьем этаже ребята из 5 класса затеяли игру в салочки. Нам пришлось их успокаивать, но без дежурного учителя у нас ничего не получилось. Мы на ребят не сердились. Ведь мы и сами балуемся, когда не дежурим по школе.

Второй урок у нас английский язык.

На третьем уроке мы писали диктант. Диктант был трудный, и мы наделали много ошибок.

После третьего урока большая перемена. Хочется сбегать в буфет, но нельзя уходить с назначенного поста.

Потом у нас была математика, а пятый урок география. Мы с интересом узнавали всё больше о природе, о реках, водопадах, порогах. Это такой интересный предмет, и урок так быстро проходит.

После уроков я ходил по школе и проверял уборку классов.

Задание 6. Прочитайте текст. Составьте его план. Подробно письменно перескажите один из пунктов плана (по выбору).

Озеро Ясхан

Среди песков Туркмении лежит удивительное озеро Ясхан. Что бы о нем ни говорили ученые, это озеро по-прежнему остается загадкой природы. По своему виду озеро так же необычно, как и по содержащейся в нем воде. Ясхан похож на подкову, одна половина которой содержит пресную воду, другая - соленую. Пресная вода очень холодная. Кажется, что ее специально кто-то остудил, чтобы утолить жажду усталого путника.

Жарким летом пересыхают все озера Туркмении, зато Ясхан изобилует прекрасной водой, и ее так же много в озере, как и в другие времена года. Предполагают, что добрым волшебником служит подземное море пресной воды. За то время, что существует озеро, о нем сложили много легенд. Одна из них рассказывает о добром страннике, который пожалел людей, выгнал духов из озера и опреснил воду. (Из «Популярной энциклопедии рек и озер»).

Задание 7. Найдите в тексте описание раннего осеннего утра (ненастного осеннего дня). Запишите его.

Осень в деревне

...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия...

Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут - особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке - посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки: вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

«Ядреная антоновка - к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год.

На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь - велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, умывшись и позавтракав в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая по Выселкам на охоту.

Осень - пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору. Если же год урожайный и на гумнах возвышается целый золотой город, а на реке звонко и резко гогочут по утрам гуси, так и в деревне и совсем не плохо. К тому же наши Выселки спокон веку, еще со времен дедушки, славились «богатством». Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу - первый признак богатой деревни, - и были все высокие, большие и белые, как лунь.

С конца сентября все сады, гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится». Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь... сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь... (И. Бунин).









1.3 Задания с недостатком информации


Задание 1. Вставьте пропущенные синонимы.

Хитрый медведь

Повадился в деревню медведь. Чуть смеркнется - … тут как тут. Решили охотники поймать … : привезли ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А … всё съел и был таков!

Ключ к упражнению

Повадился в деревню медведь. Чуть смеркнется - косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя: привезли ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А мишка всё съел и был таков!

Задание 2. Восстановите текст.

Калийные удобрения

Калийные соли играют очень важную роль в жизни растений.

Во-первых, попадая в клетки растительных организмов, они способствуют________. Это позволяет растениям сохранить нормальную жизнедеятельность при временном недостатке влаги в почве.

Во-вторых, наличие калия способствует ________. Калий также необходим для образования ________. Растения заболевают в основном при недостатке калия. На листьях появляются ________, а также прекращается ________.

Следовательно, калий необходим для жизни наших зелёных друзей.

Ключ к упражнению

Калийные соли играют очень важную роль в жизни растений.

Во-первых, попадая в клетки растительных организмов, они способствуют удержанию воды в протоплазме. Это позволяет растениям сохранить нормальную жизнедеятельность при временном недостатке влаги в почве.

Во- вторых, наличие калия способствует образованию в клетках крахмала, сахара, белков, жиров и других веществ. Калий также необходим для образования клубней у корнеплодов. Растения заболевают в основном при недостатке калия. На листьях появляются красные точки, а также прекращается ветвление растений.

Следовательно, калий необходим для жизни наших зелёных друзей.

Задание 3. Восстановите текст. Подберите стилистически отвечающие содержанию отрывка слова.

Когда папа … еще маленьким, … очень много .... Он научился … в четыре года и … ничем не хотел .... Пока другие …прыгали, бегали, … в разные интересные …, маленький папа … и читал. Наконец … обеспокоило дедушку и .... Они решили, что … время читать … Они … ему книги и … читать только …часа в день. Но … не помогло, и маленький … все равно … с утра до … Свои законные … часа он …, сидя на виду. … Он скрывался. … прятался под … и читал под кроватью, … на чердак и читал .... Он уходил на … и читал на сеновале. … было особенно … и пахло свежим ….

Ключ к упражнению

Когда папа был еще маленьким, он очень много читал. Он научился читать в четыре года и больше ничем не хотел заниматься. Пока другие дети прыгали, бегали, играли в разные интересные игры, маленький папа читал и читал. Наконец это обеспокоило дедушку и бабушку. Они решили, что все время читать вредно. Они перестали дарить ему книги и позволили читать только три часа в день. Но это не помогло, и маленький папа все равно читал с утра до вечера. Свои законные три часа он читал, сидя на виду. Потом он скрывался. Он прятался под кровать и читал под кроватью, прятался на чердак и читал там. Он уходил на сеновал и читал на сеновале. Здесь было особенно приятно и пахло свежим сеном. (Раскин).

Задание 4. Дополните текст причастными оборотами или одиночными причастиями.

Я... посмотрел на море, неожиданное, непередаваемое ощущение захлестнуло меня. Я увидел теплую синеву моря, ______ лицо девушки, которая, оглядываясь, входила в воду, парня на спасательной лодке с сильными загорелыми руками, ______, берег, _____, и все это было так мягко и четко освещено и столько было вокруг доброты и покоя, что я замер от счастья.

Ключ к упражнению

Я... посмотрел на море, неожиданное, непередаваемое ощущение захлестнуло меня. Я увидел теплую синеву моря, озаренного заходящим солнцем, смеющееся лицо девушки, которая, оглядываясь, входила в воду, парня на спасательной лодке с сильными загорелыми руками, отдыхающими на веслах, берег, усеянный людьми, и все это было так мягко и четко освещено и столько было вокруг доброты и покоя, что я замер от счастья. (Искандер).

Задание 5. На основе начальных предложений абзацев попробуйте восстановить текст, из которого они взяты. Озаглавьте восстановленный вами текст. Полностью текст содержится в учебнике (хрестоматии) по литературе.

Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе - противопоставлении.

Противопоставлены друг другу отдельные картины, фразы и слова.

Благодаря антитезе предметы сопоставляются друг с другом, в них открываются новые свойства.

Задание 6. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Автор делится своими размышлениями с собеседником-читателем, впечатление беседы создается, благодаря такому

синтаксическому средству, как ________ (предложения 20, 22). Очень активно используются ________, подчёркивающие логическую связь между предложениями и выделяющие ключевые слова (предложения 13, 16, 19-20, 22-23, 26-27).

Текст читается с интересом и благодаря богатейшей лексике. Обратите внимание, как уместно используются, например, __________ (предложения 18, 24, 26), _____________ (сравните предложения 14 и 24 или 31).

Список терминов:

  1. фразеологизмы;

  2. устаревшие слова;

  3. жаргонизмы;

  4. контекстные синонимы;

  5. частицы;

  6. сравнительные обороты;

  7. инверсия;

  8. параллельные конструкции;

  9. периоды;

10) неполные предложения, дополняющие предыдущие.

Задание 7. Перескажите текст, опираясь на предложенную модель.

Однажды шестиклассник восьмикласснику______ и _____подзатыльник. Но при себе его держать не стал - ______ мальчишке из четвёртого класса, а тот, в свою очередь, - ______. Тому тоже подзатыльник_______. В итоге_______.

Задание 8. Выскажите своё мнение о проблеме текста, заполнив пропуски.

Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень ____(актуальной, значимой, злободневной, острой и т. д.), поскольку в каждой _______. Нельзя не согласиться с автором в том, что ______, так как, во-первых, ______, во-вторых, ______, и, наконец, _______. Таким образом, _____.

Текст

  1. Шестиклассник восьмикласснику на ногу наступил.

2 )Случайно. 3) В столовой за пирожками без очереди полез - и наступил. 4) И получил подзатыльник.

5) Отскочил шестиклассник на безопасное расстояние и выразился:

6) -Дылда!

7) Расстроился шестиклассник. 8) И про пирожки забыл. 9) Пошёл из столовой прочь. 10) В коридоре с пятиклассником встретился. 11) Дал ему подзатыльник - полегче стало. 12) Потому как ежели тебе подзатыльник дали, а ты его никому отдать не можешь, то уж очень обидно.

13) - Сильный, да? - насупился пятиклассник. 14) И в другую сторону по коридору потопал.

15) Мимо девятиклассника прошёл.16) Мимо семиклассника проследовал. 17) Встретил мальчишку из четвёртого класса. 18) И дал ему подзатыльник. 19) По той же самой причине.

20) Дальше, как вы уже сами догадываетесь, согласно древней пословице «сила есть - ума не надо», подзатыльник получил третьеклассник. 21) И тоже не стал его держать при себе - второкласснику отвесил.

22) А второкласснику подзатыльник зачем? 23) Ни к чему вовсе. 24) Шмыгнул он носом и побежал искать первоклассника. 25) Кого же ещё? 26) Не старшим же подзатыльники давать?

27) Первоклассника мне больше всего жалко. 28) У него положение безвыходное: не бежать же из школы в детский сад драться? 29) Первоклассник от подзатыльника задумчивым сделался. 30) Дома его папа встретил. 31) Спрашивает:

32) - Ну, что сегодня получил наш первоклассник?

33) -Да что, - отвечает, - подзатыльник получил. 34) А отметок не ставили. (В. Суслов).

Задание 9. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Пусть не свирепеют наши гордые мужчины, если я скажу, что женское здоровье гораздо важнее мужского. (2) У древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем - «берегиня». (3) Действительно, кто бережет семейный очаг, кто перевяжет раны, кто наведет порядок в доме, кто примирит ссору в семье? (4) Ко всему этому издревле приспособлена женщина, и, когда она заболеет, дом рушится, мужчине, выпавшему из-под женского контроля, становится туго, а семья теряет то главное, что скрепляло ее. (5) Следовательно, «берегиня» хранит всех нас, а мы обязаны беречь свою «берегиню». (6) Если же рассуждать о женском равноправии, то оно возможно только в том случае, когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины - на пьедестале! (7) А мы, зазнавшиеся охламоны, проходя мимо, должны снимать шляпы и кланяться ей. (8) Вот тогда и будет подлинное женское равноправие...

(9) Здоровье женщины да будет для нас всегда священным, ибо здоровая женщина - это здоровая семья, это здоровье всей нации. (10) «Берегиня» бережет нас, мужчин, а мы, мужчины, обязаны беречь свою «берегиню». (В. Пикуль).

Какие из перечисленных средств выразительности характерны для данного текста? Напишите номера этих средств в порядке возрастания: 1) антонимы;

2) термины;

3) противопоставление;

4) синонимы;

5) повтор однокоренных слов.

Задание 10. Распространите притчу Эзопа «Черепаха и заяц». Придумайте вступление, содержащее похвалу автору или предлагаемой притче. Введите подробности в описания персонажей, места действия; используйте диалог.

Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрее. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улёгся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что она двигается медленно, и потому бежала без передышки. Так обогнала она спящего зайца и получила победную награду.

Возможный вариант распространённой притчи

Эзоп, сей фригийский баснослов, по справедливости почтён мудрым. Убеждал он слушателей не строгим и повелительным образом, но сочинив красивые причти. В пример приведём его притчу о черепахе и зайце, которая показывает, что нередко труд берёт верх над природными способностями, когда ими пренебрегают.

Потешался заяц, что у черепахи такие слабые ноги. Отвечала черепаха: «А я тебя с твоими быстрыми ногами перегоню!» Заяц ей: «На словах только ты хвастаешься, черепаха, а попробуй потягаться - и увидишь. Какое назначишь место и какую награду?» Лисица, справедливая и премудрая, указала им для бега прямую дорожку. Черепаха не мешкаясь пустилась в путь, памятуя о своей неповоротливости; а заяц, полагаясь на свои ноги, улёгся и заснул. И когда он явился к назначенному месту, увидел, что черепаха со всей её медлительностью его перегнала.

Задание 11. Вставьте пропущенные фразы.

1) Как-то спросили Аристотеля:

- Чем ты отличаешься от большинства людей?

- Они живут для того, чтобы есть … (я же ем для того, чтобы жить), - ответил философ.

2) Как-то к Брехту пришёл молодой человек и сказал:

- У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно - я не знаю, как начать.

Брехт улыбнулся и посоветовал:

- Очень просто. Начните с … (левого угла на чистом листе бумаги.)

3) - Какая разница между хорошим и прекрасным? - спросили Вольтера.

- Хорошее требует…(доказательств), а прекрасное не требует, - ответил Вольтер.

4) Увидев двух ссорящихся, Гёте сказал:

- Из двух ссорящихся виновен тот, … (кто умнее.)

5) Какая-то пациентка спросила Боткина:

- Скажите, доктор, какие упражнения самые полезные, чтобы похудеть?

- Поворачивайте голову справа налево и слева направо, - ответил Боткин.

- Когда?

- Когда … (вам предлагают поесть.)

6) Путешествуя по Мексике, немецкий учёный Александр Гумбольдт всё время расспрашивал своих спутников обо всём, что увидел. В конце концов один из них воскликнул:

- Господин Гумбольдт, вас называют великим учёным, но почему же вы без конца спрашиваете обо всём?

- …(Именно поэтому я и знаю так много), - спокойно ответил учёный.

7) Не в рифму

В кружок юных поэтов пришёл второклассник Саша Падерин. Руководитель кружка написал на доске слово «вода» и предложил ребятам подобрать к нему рифму.

- Беда!

- Руда!

- Туда-сюда!

- Ябеда!

- Ерунда! - кричали ребята. А Саша посмотрел на свои руки, вздохнул и сказал:

- … (Умывальник.)

Задание 12. Перед вами отрывок из книги Л. Успенского «По дорогам и тропам языка». Закончите его своими примерами из толкового словаря.

Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях».

Да, тут всё совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка»…

Задание 12. С какой целью в тексте использовано вопросительное предложение? Сформулируй другие вопросы, которые можно было бы включить в текст.

Распространение жизни в океане

В океане выделяют две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй - дно океана. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Свет - первое условие существования в воде зелёных водорослей, которыми питаются другие организмы.

В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещённость уменьшается. _______? Поэтому более населена верхняя 50-метровая толща воды.

_________? Кроме света, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы: солёность и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемешивание вод, а также свойства пород, слагающих морское дно.

1.4 Задания на упорядочение информации

Задание 1. Найдите в тексте зачин, основную часть и концовку. В соответствии с ними разбей текст на абзацы.

Лесной хозяин

Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке. И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал… (М. Пришвин).

Задание 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Феодалы - владельцы средневековых замков - часто воевали друг с другом. 2) В случае опасности стража поднимала мост, и тогда крепость становилась действительно неприступной. 3) Для более надёжной защиты они окружали свои владения высокой стеной и рвом с водой. 4) Для того чтобы попасть в такую крепость, надо было миновать единственные ворота, у которых через ров был перекинут подъёмный мост.

Ответ: 1, 3, 4, 2.

1) Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и обрабатывать. 2) Словом, этот камень - прекрасный строительный материал, на Руси вовсе не редкий. 3) И вместе с тем белый камень крепок и надёжен: построенные из него здания стоят века. 4) Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк - мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.

Ответ: 4, 1, 3, 2.

1) Райской дугой называли в старину это удивительно красочное видение, отсюда и пошло название «радуга». 2) За необычность, красоту, признак смены плохой погоды люди издавна считали её доброй предвестницей, приписывали ей магические свойства. 3) Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на гигантском небесном экране возникает широкая дуга, сияющая и переливающаяся цветами волшебной красоты. 4) По народным поверьям, радуга была оружием богов света, боровшихся с мрачными силами тьмы.

Ответ: 3, 1, 2, 4.

1) На высокой гриве стоит берёза. 2) Эти ветви делают берёзу очень чуткой: кругом ни ветерка, а берёза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. 3) Её корявый ствол оброс лишайником и тугим, как резина, трутом. 4) С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. 5) Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым. 6) И тонут в этом родном сердце шуме все обиды, горести и боязни.

Ответ: 1, 3, 4, 2, 6, 5.

Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания.

1) … 2)Вся другая информация - как звуки, так и изображения - для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. 3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. 4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. 5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. 6) …

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1) Прежде всего, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

2) Однако компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

3) Кроме того, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

4) Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

Задание 4. Прочитайте материал. Расположите абзацы так, чтобы получился текст. Определите тему текста, озаглавьте его.

1) В лесу человеку приходится не только наслаждаться деревьями, а и учиться у них. Однако лесная книга дается только тем, кто хочет читать ее без всякой ощутимой пользы для себя. Случается, что стремление найти большой гриб или орех мешает, к сожалению, вникнуть в ход лесной жизни.

2) Деревья в парках растут, конечно, не для красоты. Во-первых, они очищают воздух, во-вторых, под ними хорошо отдыхать в жаркий день.

3) Самое главное, надо учиться ходить в лесу. Оглядывая деревья с самого низу и до верху. А если смотришь или вниз, или прямо перед собой, то, пожалуй, не увидишь, что делается в верхнем этаже.

Задание5. Прочитайте текст и выполните задание

1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. 2)Я обещал.

3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. 4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. 5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- 6)Телевизор вырабатывает пассивность! - горячился фермер. - 7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. 8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. 9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. 10)Пустота. 11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. 15)В ней сейчас тридцать три дома. 16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. 17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний - неделю назад.

18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. 19)Затем постановки, то есть спектакли. 20)На третьем месте - футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».

21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно - по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. 22)Над этим стоит задуматься. 23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. 24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? 25)Отнюдь. 26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. 27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку. (По В. Солоухину).

Какая мысль не нашла отражения в тексте?

1) Телевидение вырабатывает пассивное отношение к жизни.

2) Телепередачи должны быть не только развлекательными, но и познавательными.

3) Передачи о тайнах профессии интереснее смотреть тем, кто интересуется этим делом, а не специалистам.

4) Смотря телевизор, не научишься петь.

Задание 6. Расположите абзацы так, чтобы получился связный текст. Озаглавьте текст. Задайте к получившемуся тексту вопросы (3 вопроса). Определите главную мысль.

1) Знакомясь со свойствами сульфида железа, вы убедились, что этого утверждать нельзя, ибо при химическом взаимодействии веществ они сильно влияют друг на друга. В результате их прежние свойства исчезают, и образуется новое вещество с совершенно другими, характерными для этого вещества свойствами.

2) Однако можно ли утверждать, что химическое соединение сульфид железа состоит из двух простых веществ - железа и серы?

3) Поэтому, когда речь идет о составе каких-либо сложных веществ, следует понимать, что в эти химические соединения входят не простые вещества, а атомы определенного вида.

4) В химии очень важным является понятие «химический элемент». Чтобы понять его сущность, вспомните, чем отличаются смеси и химические соединения. Мы выяснили, что железо и сера свои свойства в смеси сохраняют. Поэтому можно утверждать, что смесь порошка железа с порошком серы состоит из двух простых веществ - железа и серы. Так как химическое соединение сульфид железа образуется из простых веществ - железа и серы, то можно утверждать, что сульфид железа тоже состоит из железа и серы.

5) Так, в состав сульфида железа входят атомы двух видов: атомы железа и атомы серы. Атомы тех же видов соответственно входят в состав простых веществ: атомы железа - в состав железа, а атомы серы - в состав серы.

Задание 7. Озаглавьте текст, разделите его на части.

Как-то весной я пришёл в лес рано утром. Солнце только что встало, и мощный птичий хор приветствовал его. И вдруг среди знакомых звуков леса я услышал какие-то странные, непонятные, незнакомые. Доносились они из кустов. Это явно была песня. Но такой я ещё никогда не слышал. Она начиналась с глухого урчания и постепенно доходила до высокого хриплого повизгивания. Потом она неожиданно оборвалась - сменилась громким щёлканьем и пыхтеньем, а после небольшого перерыва всё началось сначала. Я осторожно подошёл к кустам, приготовившись к самому неожиданному. И всё-таки то, что увидел, поразило меня. Под кустом, прижавшись носами друг к другу, сидели два ежа. Они-то и пели песню! (О. Дмитриев).

Задание 8. Разделите текст на части, озаглавьте их. Выделите главную мысль текста. Задайте к получившемуся тексту 3 вопроса. Изобразите графически текстовый материал.

В каждом организме протекают два противоположных процесса: отмирание и обновление. Так, у млекопитающих в течение всей жизни постоянно замещаются клетки крови, кишечного эпителия, кожи. При этом скорость замещения соответствует скорости отмирания клеток и тканей. Помимо естественного хода событий организм иногда теряет ткани и органы в ситуациях непредвиденных, а иногда и трагических: при заболеваниях, несчастных случаях, нападениях хищников. Тогда восстановительные процессы заметно активизируются и приводят к поразительным результатам. Так, у губок, кишечнополостных и плоских червей даже маленький кусочек тела способен «достроить» себя до целого организма: морская звезда может отрастить утраченный луч, ящерица в состоянии восстановить хвост. Именно эта способность организмов восстанавливать утраченные или поврежденные ткани и органы называется регенерацией (от латинского «возрождение»). Правда, чем сложнее устроен организм, тем, как правило, более ограниченны его возможности к регенерации. В отличие от речного рака, умеющего отращивать утраченные ноги, высшие позвоночные, в том числе человек, такими способностями не обладают. Однако в меньшей степени - только на уровне тканей - регенерация доступна и им. Утрачивая часть печени, щитовидной или поджелудочной железы, клетки оставшихся фрагментов начинают усиленно делиться и восстанавливают первоначальные размеры органа. К сожалению, нервные клетки такой способностью не обладают. Настоящими мастерами регенерации являются растения. Благодаря этому многие из них способны к вегетативному - частями организма - размножению. Новые растения могут вырастать из отрезков корня или черенков, а иногда даже из отдельных листьев. Во время взросления организмов, как и при росте, важную роль в регулировании процесса регенерации играют гормоны.


Задание 9. В тексте выделены ключевые слова. Прочитайте их, не читая всего текста. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

Аллитерация

Аллитерацией называется повторение согласных звуков в поэтической речи.

Вспомним: «По корням упругим топор застучал…» Мы как бы слышим стук топора по стволам пальм. В другом случае аллитерация помогает выделить самое главное слово: «Два крыла, как два огромных горя ... и рыданью горестному вторя» - звуки слова горя повторяются во многих словах, как разные инструменты в оркестре повторяют мелодию.

Таким образом, аллитерация служит выразительности речи.

Задание 10. Прочитайте ключевые слова. Определите тему текста (его заголовок).

Цветковые растения. Органы цветкового растения - корни, побеги (стебли и листья), цветки, плоды, семена. Высшие растения, низшие растения, водоросли.

Задание 11. Прочитайте начальные предложения каждого абзаца в тексте. Определите основное содержание текста. Затем прочитайте текст полностью. Сопоставьте свой вариант с авторским.

Луна и рост земных растений

Во время полнолуния картофель созревает гораздо быстрее, утверждают учёные из Иллинойского университета (CШA). Они изучали этот вопрос в течение длительного времени. Результаты их опытов показывают, что при полной Луне темпы роста овощей увеличиваются на 20% по сравнению с периодами, когда луна «рождается» или «стареет».

Древние греки в своей практике тоже ориентировались на лунные фазы. В этом

можно убедиться, открыв написанную ими сельскохозяйственную энциклопедию «Гепоиику». Приведя разные суждения на этот счёт, авторы «Гепоники» всё же рекомендовали своим читателям производить посев в новолуние. В этом случае проростки появятся на свет тогда, когда полновластной хозяйкой на ночном небе будет Луна.

Следовательно, они также полагали, что в полнолуние растения растут быстрее.

Поистине ново то, что хорошо забыто.

Задание 12. Проанализируйте предложения, начинающие абзацы. О чём они сообщают читателю? Варианты ответов:

- начало новой темы текста (или его части);

- сообщение цели текста;

- сигнал о начале текста;

- сигнал о конце текста (или его части);

- сигнал о том, что перечисление заканчивается;

- разъяснение, определение понятия;

- привлечение внимания читателя.

  1. Язык - это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

  2. Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить чувства, эмоции.

  1. А зачем нужен язык? Чем похожи эти строки?

  2. В Михайловском, подле дома-музея, среди зарослей акации, стоит маленький флигелёк.

  3. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.

  4. Другой приём юмористического повествования - несоответствие.

  5. Я хочу рассказать о книге, сохранившейся у меня с тех лет, когда я был в возрасте читателей «Пионерской правды».

  6. Спрашивайте в аптеках города эти лекарства.

Задание 13. На основе начальных предложений абзацев попробуйте восстановить текст, из которого они взяты. Озаглавьте восстановленный вами текст.

Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе - противопоставлении. Противопоставлены друг другу отдельные картины, фразы и слова.

Благодаря антитезе предметы сопоставляются друг с другом, в них открываются новые свойства.

Задание 14. Разделите текст на абзацы.

Слово юмор происходит от английского humor, которое переводится как нрав, настроение. Какое же настроение вызывает у вас чтение «Ночи перед Рождеством»? Светлое, веселое, радостное. Способов юмористического повествования много. Например, неожиданность. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета. Так, чёрт хотел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью. Другой приём - несоответствие. Слово мужественный не очень-то соответствует облику героев и вызывает улыбку, когда мы читаем: « Ткач и кум мужественно отстояли мешок». Еще пример - гипербола, то есть преувеличение. «Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру».

Задание 15. Правильно ли разделен на абзацы данный текст?

Высшие и низшие растения

Все растения, цветковые и нецветковые, имеющие корни и побеги, называют высшими растениями.

Высшие растения, как правило, обитают на суше, но среди них есть и такие, которые живут в водоёмах, например элодея, рдест.

Есть растения, у которых нет не только цветков и плодов, но и корней и листьев.

Это низшие растения. Они живут в пресной и морской воде, и их называют водорослями.

Задание 16. Сгруппируйте данный материал в соответствии с планом.

План

1. День чудесный!

2. Деревья и кусты в зимнем уборе.

3. Земля в снегу.

Рабочие материалы

Погода необыкновенная. Мороз. Солнце. Удивительное сочетание тёмных стволов и ветвей, покрытых белым снегом. Ни дорог, ни тропинок. Столетние сосны. Молодые сосенки и кусты. Воздух чист и прозрачен. Тишина. Ветки согнулись под тяжестью снега. Снег свисает, как бахрома. Белая шапка снега на пенёчке. Все дороги замело.

Задание 17. Вставьте на месте пропусков слова и предложения, которые помогут связать одну часть текста с другой.

Я решил пойти на прогулку в зимний лес.

Как только я вышел из дома, сразу почувствовал холод. Кругом лежал снег. Он слегка поскрипывал под ногами.

(…) Деревья в лесу - как в сказке, все в инее. На берёзках как будто висят серебряные бусы и серьги. А осины будто надели шубы и шапки.

(…) Речку затянуло льдом. «Брега с недвижною рекою сравняло пухлой пеленою» - так писал А. С. Пушкин. На реке весело: ребятишки катаются на коньках и санках.

(…) Дома я сажусь за уроки: пишу сочинение о том, что увидел на прогулке.

Задание 18. Перекодируйте данный текст, используя арифметические действия.

Пернатые друзья

Синица за день съедает столько насекомых, сколько весит сама. Пара поселившихся в саду синиц может очистить от вредных насекомых сорок больших яблонь.

Семья скворцов уничтожает за лето до восьми тысяч майских жуков и личинок, а стриж за один день ловит шесть-семь тысяч комаров.

Сова вылавливает за лето до тысячи мышей, а каждая мышь съедает килограмм зерна. За это же время ласточка уничтожает от полумиллиона до миллиона мелких мошек, комаров и тлей.

1.5 Интерпретация и обобщение информации


Тексты для комплексного анализа


Пинега

Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил - ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. (Ф. Абрамов).

Сосны

В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом. (Ф. Абрамов).

Молодой клён

Молодой клён в хвойном лесу, кажется, это не дерево, а стая жёлтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.

Чуть тронуть деревцо - и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными красными ножками. (М. Пришвин).

Грибы тоже ходят

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берёз и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут ещё нападала листва и скрывает от глаз серые, красные, жёлтые шляпки грибов. (М. Пришвин).

После грозы

Утро, как счастье, пришло.

После дождя и грозы все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились.

Даже в тёмном ельнике лучи, пробиваясь сквозь полог косыми столбами, падали внутрь леса, и там в этих столбах показывалось наряженное, как к Новому году, деревце, сверкающее огнями всех цветов. (М. Пришвин).

Мелодия

Пёстрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Чёрная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро? (В. Астафьев).


Окапи - одиночные животные. Лишь во время спаривания самка на несколько дней присоединяется к самцу. Иногда такую пару сопровождает прошлогодний детеныш, к которому взрослый самец не испытывает враждебных чувств. Беременность длится около 440 суток, роды происходят в августе - октябре, в период дождей. Для родов самка удаляется в самые глухие места, и новорожденный детеныш несколько дней лежит, затаившись в чаще. Мать находит его по голосу. Голос взрослых окапи напоминает тихое покашливание. Такие же звуки издает и детеныш, но он может и негромко мычать подобно теленку или изредка свистеть. Мать очень привязана к малышу: известны случаи, когда самка пыталась отогнать от детеныша даже людей. («Жизнь животных»).


Кто рожден для милиции, для воинского дела? Не будь зла в миру и людей, его производящих, ни те, ни другие не понадобились бы. Веки вечные вся милиция, полиция, таможенники существуют человеческим недоразумением. По здравому разуму уже давно на земле не должно быть ни оружия, ни военных людей, ни насилия. Наличие их уже просто опасно для жизни, лишено всякого здравого смысла. А между тем чудовищное оружие достигло катастрофического количества, и военная людь во всем мире не убывает, а прибывает, но ведь предназначение и тех, что надели военную форму, военный мундир, было, как и у всех людей, - рожать, пахать, сеять, жать, создавать. Однако выродок ворует, убивает, мухлюет, и против зла поворачивается сила, которую доброй тоже не назовешь, потому как добрая сила - только созидающая, творящая. Та, что не сеет и не жнет, но тоже хлебушек жует, да еще и с маслом, да еще и преступников кормит, охраняет, чтоб их не украли, да еще и книжечки пишет, - давно потеряла право называться силой созидательной, как и культура, ее обслуживающая. (По В. Астафьеву).


В больших горах, как на Кавказе, всюду остались следы титанической борьбы и событий в жизни земной коры, похожие на страдания и гримасы ужаса на лице человеческом. Там прямо на глазах вода разрезает горы и падают камни, и рассыпаются мало-помалу. Может быть, когда-то и у нас в Московской области тоже была такая борьба, только давно это прошло, и вода до того умерила стихии, что как будто здесь наконец-то земля улыбнулась зелеными лесистыми холмами.

Бродишь глазами по этим милым холмам и, вспоминая свое прошлое, иной раз подумаешь: «Нет, не хочу опять повторять, не хочу опять быть молодым!» И улыбнешься вместе с землей и чему-то обрадуешься. (М. Пришвин).

Стремление к познанию заложено в натуре человека. Эта потребность сильнее любых страхов.

Прометей похитил огонь, принёс его людям, боги жестоко и навечно наказали его за это. Адам и Ева вкусили яблоко с древа познания, и уже новый библейский бог так же жестоко и навечно приговорил их к мукам. Легенда повторилась.

Познание наказывается и требует жертв. Знание надо оплачивать. Познание таит в себе горечь, отраву, оно несовместимо с раем. Знания меняют структуру человеческой души, но человек не в силах отказаться от этих мук. (Д. Гранин).

Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20 - 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым лёгким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». Изменять жизнь - дело долгое и трудное, название же можно сменить в один час.

Но прошло время, мы стали мудрее и понимаем теперь, что от прошлого отречься невозможно, стряхнуть с ног прах забыть собственную историю - опасно. Народ, лишённый исторической памяти, перестаёт существовать как единый живой организм, превращается в жалкую толпу.

Названия же рек, гор, городов - лучший и вернейший способ сохранить народную память. Не случайно Екатерина II, гневаясь после восстания Пугачёва на яицких казаков, приказала переименовать реку Яик в Урал, и память о яицких казаках действительно исчезла, тогда как донских казаков или кубанских мы помним - потому что текут по-прежнему и Дон, и Кубань.

(1)Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

(2)Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (3)Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1 000 железнодорожных составов.

(4)Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.

(5)Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее нарисовать, ужасна. (6)Остановиться уже нельзя. (7)Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(8)Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9)Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10)Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. (11)Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века. (12)Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.

(13)Но вот я разглядываю картинки в книге Дорста «До того, как умрет природа». (14)Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. (15)Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры. (16)Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

(17)Лежбище котиков. (18)Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19)Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20)Как можно больше убить, как можно больше схватить…

(21)Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены - фактически - зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще. (22)Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц. (23)Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и… положить в карман гладкий кружочек золота.

(24)Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

(25)Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

(26)Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. (27)Кто-то убьет последний экземпляр кита и лебедя. (28)Мало ли что другие экземпляры. (29)Но ведь именно от этого тянулись назад и вперед цепочки поколений. (30)А теперь осталась только одна цепочка - назад. (31)Нитки поколений перерезаны ненасытной жадностью человека. (В.Солоухин).



Заключение


В программах всех школьных дисциплин подчеркивается необходимость формирования информационной компетенции обучающихся, следовательно, данная задача стоит перед всеми учителями, а не только перед филологами.

Мощной преградой на пути решения обсуждаемого вопроса является неподготовленность (или слабая подготовленность) учителя: отсутствие базы для обучения работе с информацией и устаревшие представления о сути проблемы и способах её решения. Пока учитель не осознает проблему на уровне современных требований, дело не сдвинется.

Обучение полноценному восприятию информации требует знаний и от ученика, и от учителя. Будущее по-настоящему развивающей общеобразовательной школы - в разумной и эффективной организации обучения школьников самостоятельному получению информации, её обработке, интерпретации и обобщению.

Методика целенаправленного формирования информационной компетенции только начинает складываться в нашей школе. В общей стратегии формирования информационной компетенции должны иметь следующие этапы:

  • свободное выражение восприятия информации;

  • отработка отдельных действий (операций) анализа;

  • пооперационный вопросно-ответный анализ;

  • пооперационный монологический анализ;

  • творческий монологический анализ (произвольное воссоединение аналитических операций).

Предложенный дидактический материал - это тот инструментарий, применение которого поможет учителю овладеть системой и содержанием формирования информационной компетенции обучающихся.






Список источников и литературы

1. Антонова, Е. С. Тайна текста [Текст] / Е. С. Антонова // РЯШ. - 2000. - № 5. - С. 3-11.

2. Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя [Текст] / Л. И. Величко. - М.: «Просвещение», 1983. - 128 с.

3. Добротина, И. Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста [Текст] / И. Н. Добротина // РЯШ. - 2007. - № 4. - С. 24-26.

4. Ембулаева, Т. Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте [Текст] / Т. Е. Ембулаева // РЯШ. - 1999. - № 4. - С. 12-21.

5. Ембулаева, Т. Е. Работа с учебными лингвистическими текстами [Текст] / Т. Е. Ембулаева // РЯШ. - 1999. - № 6. - С. 6-12.

6. Никитина, Е. Н. Раздумья по поводу комплексного анализа текста [Текст] / Е. Н. Никитина // РЯШ. - 2001. - № 5. - С. 19-26.

7. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие [Текст] / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с. (Школьное образование)

8. Сидоренков, В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка [Текст] / В. А. Сидоренков // РЯШ. - 1997. - № 2. -

С. 8-14.

9. Хуторская, Л. Н. Информационная педагогика / Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. - eidos.ru/journal.

© 2010-2022