Имена существительные 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.

Цели: Дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных;

Развивать письменную и связную речь, память, воображение, внимание;

Воспитывать усидчивость, чувство коллективизма, ответственности, хорошие манеры;

Оборудование: интерактивная доска, учебник

Тип урока: усвоение нового материала

Методы: словесный, письменный, наглядный, частично-поисковый

Ход урока:

I.Организационный момент. Организация внимания и подготовка учеников к уроку. Выявление отсутствующих учеников на уроке /рапорт дежурного/

  1. Слово учителя.

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит

Слышишь, звонкий голосок

Нам пора начать урок

II. Подготовка к усвоению нового материла.

- Какой раздел науки о языке мы начали изучать на прошлых уроках? (Морфология)

- Что изучает МОРФОЛОГИЯ?(Это раздел науки о языке, который изучает части речи)

- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное)

- Сегодня мы продолжим говорить об особенностях этой части речи.

Блиц-опрос. (Слайды)

(На экране вопросы. Если дети отвечают «ДА», то хлопают один раз в ладоши, если «НЕТ» - хлопают два раза)

-Имя существительное относится к служебным частям речи. (Нет)

-Имя существительное - самостоятельная часть речи. (Да)

-Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)

-Имя существительное обозначает предмет. (Да)

- Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? когда? как? (Нет)

-Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)

-Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением. (Да)

-Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (Нет)

-Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (Да)

- Что же такое существительное? /ответы учеников/

Переход к новой теме (тема не объявляется):

(Предложение на слайде)

Нам близка и дорога республика Казахстан.

- Прочитайте предложение.

- Найдите существительные (республика и Казахстан).

- Докажите, что это существительные. (Отвечают на вопросы? ЧТО? Обозначают предмет)

- Определите морфологические признаки этих существительных (неодушевлённые, республика ж.р., Казахстан м.р. слайд)

- Что же получается: оба эти слова существительные неодушевлённые, женского и мужского рода.

- А что интересного вы заметили? (одно слово пишется с маленькой (строчной) буквы, другое - с большой (прописной).

- Как вы думаете, о чём же сегодня мы будем говорить на уроке? (О том, какие существительные пишутся с большой буквы)

- Правильно. А тема нашего урока звучит так:

«Существительные собственные и нарицательные». (Слайд)/ Жалқы және жалпы зат есімдер/ Собственное- жалқы, нарицательное- жалпы/ Запишите в тетрадь

III.Объяснения нового матерала:

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имён и названий, - практически каждый объект, каждое явление имеют или могут иметь своё собственное наименование.

( Слайд) Назовите имена существительные, которые пишутся с большой буквы. Казахстан, Россия, Алатау, Ертис, Астана, Москва, Рекс, «Мурзилка».

Это имена собственные. Они пишутся с большой буквы, потому что они называют отдельные единичные предметы

Слово «собственный» происходит от старославянского собьство , которое означает «свое», «личное» . (Слайд)

Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, клички животных и т.п. (Слайд)

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Приведите примеры собственных существительных.

(Слайд)

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского

слова нарицати - называть. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы, потому что называют однородные любые предметы. Это множество одинаковых предметов. Пишутся эти слова со строчной буквы.

Приведите примеры собственных существительных.

(Слайд)

республика Казахстан

- Какое же из слов является собственным существительным, а какое нарицательным?/ республика-нарицательное, а Казахстан- собственное/

IY.Проверка усвоения нового материала. 1. Назовите собственные имена существительные:

добрый, небо, столица Астана, снег, бежать, ученик, Пушок, новый, рисовать, бабушка Зере, шоколад «Казахстанский», журнал «Мурзилка».

Y. Закрепление: 1. Чтение стихотворения «Умник Атанас» стр.91

-Что вы можете рассказать об Атанасе?

-Найдите в стихотворении собственное имя существительное.

2.Упр. 213 стр 93. Распределите слова по группам:

А) названия городов , сел, рек, озер, гор;

Б) клички животных;

В) фамилии, имена, отчества людей.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- А что вам особенно запомнилось?

Дайте себе самооценку / слайд со смайликами/

Выставление оценок с комментированием.

YI.Д/ р Упр.216 стр.94 . выучить правила





«Жайсанская средняя школа с дошкольным мини-центром

государственного коммунального учреждения






Тема:«Имена существительные

собственные и нарицательные»

/Объяснение нового материала/

5 класс

Провела: Чичибаева Г.С.



© 2010-2022