Разработка урока по материаловедению Инструментальные стали

Разработка  урока по материаловедению "Инструментальные стали" предназначена для преподавателей  спецдисциплин  специальностей "Электроснабжение", "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". В данном конспекте представлен  урок с  деятельностным видом обучения, в разработке занятия  есть  много практических вопросов использования  данных видов стали, раскрыты вопросы  назначения ТО,  структурные  образования  возникающие при ТО и  дефекты термической обработки. 
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум имени П.И. Сюзева







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


ПО ТЕМЕ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СТАЛИ»



по дисциплине «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»



преподавателя Любови Васильевны Лисник







Добрянка 2014

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: КОНСТРУКЦИОННЫЕ СТАЛИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Цели:

Учебная: Изучить механические и технологические свойства инструментальных легированных сталей общего назначения. Рассмотреть изменения свойств методами ТО. Дефекты ТО.

Развивающая: Формирование ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Воспитательная: ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Задачи обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

1.закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;

2. классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;

3. основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов,

Обучающиеся должны уметь:

определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;

определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

ТИП УРОКА: Урок постановки учебной задачи, Урок решения учебной задачи

ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА проходит частично-поисковым исследовательским методом

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: деятельностный метод по Л.Г. Петерсону:

По способу организации обучающихся - групповое обучение (группа с экспертом во главе)

По деятельности обучающихся - частично-исследовательские методы

По передаче информации - кейс-технологии

По методу оценки - взаимооценка

ОБОРУДОВАНИЕ: изделия из различных сортов стали: конструкционной, инструментальной

Презентация с использованием компьютера и проектора,

Компьютеры для проверки знаний обучающихся


Конструктор урока по теме «Инструментальные стали»

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Планируемый результат

Примечание

Этап постановки учебной задачи

Определение цели занятия

Организуется классификация изделий из стали по видам.

Выбор вида стали по внешнему виду изделия

Выделяется группа изделий из инструментальной стали,

определяется тема, цель и задачи занятия.

Этап решения учебной задачи

1.Определение механических свойств инструментальной стали, используемой для изготовления инструментов.

2. Определение методов получения данных свойств материала и изделия.

3. Определение структуры инструментальной стали

4.Определение дефектов ТО

Организуется обсуждение слайдов с выбором механических свойств.

Участие в обсуждении в группе, выбор свойств.

1.Определяется перечень механических свойств для инструментальной стали.

2. Определяются методы получения свойств материала:

а) легирование

б) ТО или ХТО

3.Определяются структуры различных видов сплавов инструментальной стали

4. Определяется этап возникновения дефекта и методы его устранения

Рефлексии

Определение лучшей группы,

организация работы эксперта по определению оценки внутри группы.

Определение метода и критерий

Обсуждение в группе деятельности каждого

Определяются оценки за занятие

Домашнего задания

Определение д/з по слайду


Конспект занятия по теме «Инструментальные стали»

1.Этап постановки учебной задачи

Изучение раздела «Стали» позволило нам классифицировать сталь по следующим классам

  1. По химическому составу

А) Углеродистые

Б) легированные

2. По назначению

А) конструкционные стали общего назначения: обыкновенного качества, качественная, легированная

На начало занятия вы организованы в группы, каждая группа имеет своего эксперта, который при обсуждении в группе выбирает правильный ответ и озвучивает его.

Эксперты в группе были выбраны предварительно методом тестирования по теме «Стали». (Демонстрация результатов).

На первом этапе занятия вам предлагается выполнить классификацию изделий, которые есть у вас на столах и разложить их по классам. На работу 5 мин. Эксперты переносят изделия на столы с надписями классов.

ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЕСТЬ ГРУППА ИЗДЕЛИЙ, КОТОРЫЕ НЕ ОТНОСЯТСЯ К КЛАССУ КСОН.

Для определения данного вида стали, рассмотрим изделия:

Штангенциркуль, микрометр, линейка - это измерительные инструменты

Отвертка, гаечные ключи, пассатижи, прибор для зачистки проводов - это инструменты электротехнические и слесарные,

Полотно пилки по металлу, сверло, зубило, ножницы - это инструменты для обработки материалов.

ВЫВОД: ИНСТРУМЕНТЫ ИЗГОТОВЛЯЮТСЯ ИЗ МАРКИ СТАЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СТАЛЬ

Цель занятия: (определяется обучающимися)

2.Этап решения учебной задачи.

Для начала определим механические свойства инструментальной стали по требования, которые мы предъявляем к инструментам (по слайдам)

-твердость,

-прочность,

-ударная вязкость

- термостойкость

- малый коэффициент теплового линейного расширения

Для получения механических свойств используется несколько технических приемов:

-легирование

-ТО или ХТО

Назовите отличие данных методов?

Определяем легирующие элементы( для этого используем справочные таблицы и знания химии: необходимы карбидообразующие вещества) Для работы 5 минут.

Выбор обоснуйте.

ВЫВОД: НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ ДЛЯ ЛЕГИРОВАНИЯ СТАЛИ ВОЛЬФРАМ, МОЛИБДЕН, ВАНАДИЙ, КОБАЛЬТ, ТИТАН.

Марки такой стали будут иметь буквы В,М,Ф, К,Т

Виды ТО:

  1. Закалка

  2. Отпуск

Образованная структура: мартенсит, цементит, аустенит(по диаграмме) при низком отпуске

При высоком отпуске не будет цементита, т.е.: мартенсит и остаточный аустенит

ВЫВОД: ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ, ТВЕРДОСТИ И Т,Д, НЕОБХОДИМЫ ЗАКАЛКА, ОТПУСК, НОРМАЛИЗАЦИЯ,
СТРУКТУРА ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ СОДЕРЖИТ МАРТЕНСИТ, АУСТЕНИТ, ЦЕМЕНТИТ(при низкой температуре отпуска)

Определение дефектов ТО:

  1. недостаточная твердость

  2. трещины

  3. повышенная хрупкость

  4. сильное обезуглероживание, окисление

3.этап Рефлексия: Определение лучшей группы - подсчет экспертами знаков отличия.

4.Д/з по слайду.

Самоанализ

Урок по теме «Инструментальные стали» проводится в группах среднего интеллектуального развития, обладающих способностью логически мыслить. Тема является последней в разделе «Стали», что позволяет использовать знания обучающихся при проведении занятия.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: деятельностный метод по Л.Г. Петерсону: обучение происходит по этапам - постановка учебной задачи, решение учебной задачи с накоплением новых знаний, первичное закрепление - рефлексия знаний, решение тренировочных задач или практические работы и т.д)

По способу организации обучающихся - групповое обучение (группа с экспертом во главе), что позволяет получать информацию друг от друга, т.е. идет взаимообучение, консультации друг друга.

По деятельности обучающихся - частично-исследовательские методы, основанные на сравнении, обобщении, умозаключениях по факту. Исследуется таблица механических свойств, диаграмма состояния железо-цементит. Есть справочный материал, позволяющий сравнивать, полученные структуры.

По передаче информации - кейс-технологии (Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

вся необходимая информация для логических рассуждений собрана в одной папке -кейсе)

По методу оценки - взаимное оценивание ответов группой экспертов( эксперт ставит цели, организует группу, выделяет верные ответы, берет ответственность на себя за выбранный ответ, критикует, руководит процессом познания).

Используемая литература:

  1. Материаловедение. Учебное пособие для студентов-заочниковмашиностроительных специальностей. Автор. Ибрагимов Х.М. Ушаков В.Г. Филатов В.И.

  2. Материаловедение Название: Материаловедение Автор: Л. А. Быконя, Е. А. Астафьева, Ю. П. Королева, О. Ю. Фоменко.

  3. Материаловедение, СПО. Учебник. Черепахин А.А., Колтунов И.И., Кузнецов КноРус Рассмотрены кристаллическое строение металла, процессы кристаллизации..


© 2010-2022