- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку
Урок по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Абжанова С.К. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Средняя школа №11
Урок русского языка
по теме:
«Сложные предложения.Союзные и бессоюзные.»
Класс:5
Подготовила:Абжанова Салтанат Кенжеболатовна
2013-2014
Город Рудный
Тема: Сложные предложения.Союзные и бессоюзные.
Цели урока:
-
развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных;
-
предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков;
-
препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ);
-
познакомиться со сложными предложениями;
-
учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
-
Воспитывать аккуратность.
-
План урока:
-
Организационный момент.
-
Формулирование темы и цели урока.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Оборудование: учебник, карточки с упражнениями,карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.
На уроке не скучай,
Смело руку - поднимай.
Быстро, чётко - отвечай,
Время даром - не теряй!
- Прочитайте предложения.Найдите в каждом предложении грамматическую основу
(На доске записаны предложения )
1.Ночью поднялся сильный ветер.2.Море разбушевалось.
3.Ночью поднялся сильный ветер,и море разбушевалось.
4.Ночью поднялся сильный ветер,море разбушевалось
-Что вы заметили? Верно в3,4 - две грамматические основы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие - сложными?
Сложными называют предложения, состоящих из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы.
Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами - сложными.
Учитель.
Тема нашего урока - «Сложные предложения.Союзные и бессоюзные».
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться со ... ;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться со сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
-Открыли тетради,записали число,классная работа,тему урока.
3. Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.
Учитель. -Открыли учебники на стр.93-94,95,прочитаем правила
Учитель. Обобщите наши рассуждения
Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно.
Учитель. Посмотрите на сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.
Учитель. Как называются такие сложные предложения - союзными или бессоюзными?
Такие сложные предложения называются союзными.
Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение.
Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.
Учитель. Давайте сделаем вывод:
-
Какие предложения называются простыми, а какие - сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? -
физминутка
4. Закрепление изученного материала
Карточка №1
Задание:надо соединить между собой по смыслу части из левого и правого столбиков так,чтобы получились сложные предложения,поставить недостающие знаки препинания
Приближался конец с.нтября а ...ктябрь пахнет к…пустой
Небо зат...нулосъ обл...ками а х...л...да ещё не наступили
Сад был густой и в…твистый пошёл тихий серый дождь
С…нтябрь благоухает ябл…ками но листья уже опали
Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. У вас на партах лежат карточки ,найдите карточку с №1 прочитайте задание,
Учитель. Прочитайте составленные предложения со знаками препинания.Выделите одно сложное предложение по своему признаку.Можно выделить предложение Небо затянулось облаками, пошел тихий серый дождь. Это бессоюзное сложное предложение, а остальные - союзные.
Учитель. С помощью каких союзов, кроме союза и могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?
Кроме союза и, простые предложения могут соединяться в составе сложного с помощью союзов а,
Карточка № 2 (устно)
Прочитайте стихотворение. Найдите сложные предложения в этом стихотворении
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
Н. А Некрасов
Образец рассуждения:
Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес - это предложение сложное, так как включает в себя две грамматические основы: ель стонет и лес шепчет. На письме два предложения в составе одного сложного отделяются запятыми. Предложение распространено определениями надломленная, темный и обстоятельством глухо.
Карточка № 4 Задание:выписать из текста номера сложных и простых предложений
1.Стояли ясные дни, птицы готовились к отлёту.2. Задул северный ветер и тучи помчались по небу. 3.С утра был туман ,но к вечеру погода разгулялась. 4.Приближался октябрь, а холода ещё не наступали. 5.Озимая рожь поспела ,скоро начнется уборка урожая.6. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега.7. Мы опасались дождя, но тучи быстро рассеялись.8.Подул сильный ветер.9.Мы идем по улицам родного города.
5. Подведение итогов
-С какой темой познакомились?
- Что такое простое предложение?
- Что такое сложное предложение?
- В каких случаях перед союзом и всегда ставится запятая?
- Оцените свои знания по теме
В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:
синий - я всё понял и усвоил;
желтый - знания нуждаются в повторении и закреплении;
красный - мне многое непонятно.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.
У нас ещё осталось время, предлагаю поиграть.
Игра "Корректор". Посмотрите, в синтаксической характеристике предложений и в расстановке знаков препинания допущены ошибки, Кто их исправит?
Аргументируйте свой ответ.
1. Замерзли реки, воздух застыл. (Сложное, сложносочиненное, распространённое)
2. Выпал снег и покрыл землю пушистым ковром. (Побудит... простое с однородными сказуемыми, распростран.)
3. Белки готовят на зиму разнообразный корм, орехи, шишки, грибы.
4. Зима поскорей приходи к нам в гости со своими подарками. (Повеств, простое, распростр, неосложнённое).
Домашнее задание Стр.96 упр.312