Урок по русскому языку

урок разработан как "открытый урок",где использовано различные приемы и методы проведения урока,урок начинается с повторения,проверки домашнего задания,дети самостоятельно выводят тему урока,сами ставят и определяют цели и задачи урока . Урок предназначен для пятых классов,при прохождении темы сложные предложения. В конспекте задания для детей доступны и интересны. Цели урока: ·         развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных; ·         предложений как в письме...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа №11



Урок русского языка

по теме:

«Сложные предложения.Союзные и бессоюзные.»

Класс:5





Подготовила:Абжанова Салтанат Кенжеболатовна


2013-2014

Город Рудный

Тема: Сложные предложения.Союзные и бессоюзные.

Цели урока:

  • развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных;

  • предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков;

  • препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ);

  • познакомиться со сложными предложениями;

  • учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

  • Воспитывать аккуратность.

  • План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Формулирование темы и цели урока.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Оборудование: учебник, карточки с упражнениями,карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.

На уроке не скучай,
Смело руку - поднимай.
Быстро, чётко - отвечай,
Время даром - не теряй!

- Прочитайте предложения.Найдите в каждом предложении грамматическую основу

(На доске записаны предложения )

1.Ночью поднялся сильный ветер.2.Море разбушевалось.

3.Ночью поднялся сильный ветер,и море разбушевалось.

4.Ночью поднялся сильный ветер,море разбушевалось

-Что вы заметили? Верно в3,4 - две грамматические основы.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие - сложными?

Сложными называют предложения, состоящих из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы.

Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами - сложными.

Учитель.
Тема нашего урока - «Сложные предложения.Союзные и бессоюзные».
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться со ... ;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться со сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

-Открыли тетради,записали число,классная работа,тему урока.

3. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

Учитель. -Открыли учебники на стр.93-94,95,прочитаем правила

Учитель. Обобщите наши рассуждения
Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно.

Учитель. Посмотрите на сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.

Учитель. Как называются такие сложные предложения - союзными или бессоюзными?
Такие сложные предложения называются союзными.

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.

Учитель. Давайте сделаем вывод:

  1. Какие предложения называются простыми, а какие - сложными?
    2. Из чего состоит сложное предложение?
    3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
    4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
    5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

  2. физминутка

4. Закрепление изученного материала

Карточка №1

Задание:надо соединить между собой по смыслу части из левого и правого столбиков так,чтобы получились сложные предложения,поставить недостающие знаки препинания

Приближался конец с.нтября а ...ктябрь пахнет к…пустой
Небо зат...нулосъ обл...ками а х...л...да ещё не наступили
Сад был густой и в…твистый пошёл тихий серый дождь
С…нтябрь благоухает ябл…ками но листья уже опали

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. У вас на партах лежат карточки ,найдите карточку с №1 прочитайте задание,

Учитель. Прочитайте составленные предложения со знаками препинания.Выделите одно сложное предложение по своему признаку.Можно выделить предложение Небо затянулось облаками, пошел тихий серый дождь. Это бессоюзное сложное предложение, а остальные - союзные.

Учитель. С помощью каких союзов, кроме союза и могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?
Кроме союза и, простые предложения могут соединяться в составе сложного с помощью союзов а,

Карточка № 2 (устно)

Прочитайте стихотворение. Найдите сложные предложения в этом стихотворении

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
Н. А Некрасов

Образец рассуждения:
Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес - это предложение сложное, так как включает в себя две грамматические основы: ель стонет и лес шепчет. На письме два предложения в составе одного сложного отделяются запятыми. Предложение распространено определениями надломленная, темный и обстоятельством глухо.

Карточка № 4 Задание:выписать из текста номера сложных и простых предложений

1.Стояли ясные дни, птицы готовились к отлёту.2. Задул северный ветер и тучи помчались по небу. 3.С утра был туман ,но к вечеру погода разгулялась. 4.Приближался октябрь, а холода ещё не наступали. 5.Озимая рожь поспела ,скоро начнется уборка урожая.6. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега.7. Мы опасались дождя, но тучи быстро рассеялись.8.Подул сильный ветер.9.Мы идем по улицам родного города.

5. Подведение итогов

-С какой темой познакомились?

- Что такое простое предложение?
- Что такое сложное предложение?
- В каких случаях перед союзом и всегда ставится запятая?

- Оцените свои знания по теме

В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:

синий - я всё понял и усвоил;

желтый - знания нуждаются в повторении и закреплении;

красный - мне многое непонятно.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

У нас ещё осталось время, предлагаю поиграть.

Игра "Корректор". Посмотрите, в синтаксической характеристике предложений и в расстановке знаков препинания допущены ошибки, Кто их исправит?

Аргументируйте свой ответ.

1. Замерзли реки, воздух застыл. (Сложное, сложносочиненное, распространённое)

2. Выпал снег и покрыл землю пушистым ковром. (Побудит... простое с однородными сказуемыми, распростран.)

3. Белки готовят на зиму разнообразный корм, орехи, шишки, грибы.

4. Зима поскорей приходи к нам в гости со своими подарками. (Повеств, простое, распростр, неосложнённое).

Домашнее задание Стр.96 упр.312





© 2010-2022