- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие Ты наш друг, родной язык
Внеклассное мероприятие Ты наш друг, родной язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Толстых С.Н. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ведущий. Наш родной язык - русский. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
Знать свой язык обязан каждый человек! Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете. Мы знаем свой язык с рождения, зачем же изучать его?
(разыгрывается сценка «Поговорили…»)
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
-
Как живешь?
-
Нормально.
-
А с учебой как?
-
Нормально.
-
Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
-
Нормально.
-
Хорошо, значит?
-
Ну я же говорю - нормально.
-
Странно ты говоришь...
-
Почему? Нормально.
-
Ты считаешь - нормально?
-
Нормально.
-Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Ведущий. Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Вот сегодня у нас на празднике присутствуют команды. Представьтесь, пожалуйста.
1 команда.
На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку
Всем подставит ножку. (Запятая)
2 команда
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак)
3 команда.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу-
Разогнуться не могу.
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)
(Команды поднимают свои эмблемы)
1 капитан
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2 капитан.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3 капитан.
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Музыкальная пауза «Песня про дружбу»
Разминка
В каких словах растет ель? Записать как можно больше слов, в состав которых входит слово ель.
(карамель, кисель, писатель, учитель, мебель, капель, портфель, мель, понедельник, картофель) По одному очку за слово
Конкурс «Шарады»
Задание: Нет ничего интереснее на свете, чем отгадывать шарады детям!
-
Первый слог - китайский напиток, второй - название буквы,
А целое - птица над морем летает (чай-ка)
2. С К я в школе на стене, горы реки есть на мне.
С П - от вас не утаю - тоже в школе я стою (карта - парта)
3. Начало - нота, потом оленя украшение,
А вместе - место оживленного движения! (до - рога)
Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из - под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!»
-Кто догадался о каких таких словах говорится?
А сейчас мы в этом постараемся убедиться. Вы должны вспомнить фразеологизмы и отгадать их по рисункам.
(«Тянуть кота за хвост», «лить крокодиловы слёзы», «как мокрая курица», «как баран на новые ворота»)
У многих фразеологизмов интересная история возникновения. (Выступление подготовленных учеников).
1 ученик. На широкую ногу (жить)
Знаете ли вы, что в 15 столетии в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.
2 ученик. Как пить дать
По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.
конкурс «Крылатые выражения»
Задание: пока команды готовятся для решающего сражения, вам предстоит раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми фразами.
-
Рукой подать (близко)
-
Через час по чайной ложке (медленно)
-
Морочить голову (обманывать)
-
Во весь дух (быстро)
-
Зарубить на носу (запомнить)
-
Кот наплакал (мало)
7. Опустив рукава (плохо работать)
-
Засучив рукава (хорошо работать)
-
Путаться под ногами (мешать)
-
Пропустить мимо ушей (прослушать
Конкурс болельщиков
-Про каких животных говорится:
голоден, как …
упрям, как …
колючий, как…
изворотлив. Как…
надут, как.
здоров, как…
(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)
Ведущий. Мы продолжаем упражняться в знании метких слов. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми пропущенными словами в разной падежной форме. Отгадайте их.
… об … . Из … вон …плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло. (руки)
- А сможете вы их объяснить?
Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной»
-Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались, т.е. из букв слова «КАРТОФЕЛЬ» составить
2 слова из 3 букв
2 слова из 4 букв всего 8 слов
2 слова из 5 букв
2 слова из 6 букв
/ель, мак, рот, кот, кат …
пора, крот, факт, торф, кафе …
кофта, катер, трель …
кафель, форель, лекарь, токарь …)
Дополнительные конкурсы
Загадки - шутки.
-
Чем кончается день и ночь?
-
чем кончается лето и начинается осень?
-
Что мы слышим в начале урока?
-
Что в человеке есть одно, у вороны вдвое, а в огороде втрое?
-
какой алфавит состоит всего из шести букв?
-
Как из сорной травы сделать лебедя?
-
Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (Угол - уголь)
-
Что у зайца позади , а у цапли впереди?
Телефон.
Первому человеку говорится пословица. Нужно ее передать как можно точнее.
Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы.
Вышла мышка как-то раз посмотреть который час.
От топота копыт пыль по полю летит
Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки.
«Шифровальная»
- Расшифруй слова, найди среди них лишнее слово:
игнак ( книга) акруч (ручка) артдьте (тетрадь) алнеп (пенал) ашкамор (ромашка)
«Грамматическая арифметика»
СИЛА + ПЕНЬ = плод. (Апельсин)
ЛОБ + ГУСЬ - С = птица. (Голубь)
ОН + ЕЛЬ = зверь. (Олень)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое. (Уголь)
+ еще на слайде
«Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Подведение итогов. Награждение по номинациям:
Самые грамотные
Самые дружные
Самые воспитанные