- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языку на тему Трудные случаи синтаксиса (11 класс)
Программа элективного курса по русскому языку на тему Трудные случаи синтаксиса (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Еремина Л.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Городня
Конаковского района Тверской области
Программа элективного курса
«Трудные случаи синтаксиса».
11 класс
Составила:
Еремина Лариса Викторовна
учитель первой категории
МБОУ СОШ с.Городня
2013г
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Трудные случаи синтаксиса» модель современного курса для учащихся 11 класса . Программа рассчитана на 35 часов. Она построена на углубленном изучении главных членов предложения и направлена на получение дополнительных теоретических знаний, что позволит учащимся качественно подготовиться к выполнению заданий теста и написанию мини-сочинения в части 3 «С» при сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Программа включает в себя :
-теоретический материал;
-вопросы и задания практического характере;
Цель курса- способствовать углубленному изучению синтаксиса , а также совершенствование практических навыков письма.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволит не только расширить , но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Задачи курса:
- систематизировать и углублять знания по теории пунктуации;
- закреплять умения работы с пунктограммами;
- развивать навыки самоконтроля и потребность обращаться к справочной литературе;
- учить осознанно применять в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка.
В результате освоения курса учащиеся должны
Знать:
-специфику принципов синтаксиса;
-основные положения трудных случаев синтаксических норм;
-отдельные примечания к правилам и исключения из них.
Уметь:
-опознавать трудные случаи написания пунктограмм;
-работать со справочной литературой, с тестами ЕГЭ;
-анализировать сложные языковые явления синтаксиса с учетом основных норм;
-самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи ;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Кол-во часов.
Наименование разделов и тем.
Формы учебной деятельности.
Виды контроля.
1
1
Введение
Современный русский синтаксис как исторически сложившаяся система.
Лекция с элементами беседы
Выполнение упражнений
3
Раздел1. Слова и словосочетания.
2
1
Интонация. Логическое ударение. Порядок слов в словосочетании и предложении
Практическая работа
Выполнение упражнений
3-4
2
Слова и словосочетания
Конспектирование опорных материалов
Тест. Выполнение упражнений
5
Раздел 2.Виды подчинительной связи
5
1
Согласование
Лекционно-практическое
Задание по карточкам
6
1
Управление
Практическая работа
Конструирование словосочетаний
7
1
Примыкание
Практическая работа
8-9
2
Основные виды подчинения
Работа в группах. Разноуровневые задания
Взаимоконтроль
Раздел 3.Простое предложение (19)
10
1
Общие сведения о простом предложении
Исследовательская работа с текстами
Проверка письменных работ
11-12
2
Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.
Практическая работа
Работа по карточкам
13
1
Тире между подлежащим и сказуемым.
Составление опорных таблиц
Выборочный диктант
14
1
Тире в неполных и эллиптических предложениях. Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов.
Работа с текстом
Проверка выполненного задания
15
1
Распространенные и нераспространенные предложения.
Конструирование предложений
Подготовка сообщений.
16-17-18
3
Второстепенные члены предложений
Составление опорных таблиц
Взаимоконтроль
19-20-21
3
Односоставные предложения.(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные)
Практические занятия
Тест
22
1
Полные и неполные предложения.
Работа с текстом художественным текстом.
Работа с текстом.
23
1
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Практическая работа
Тест.
24
1
Обособление определений и приложений.
Составление графических схем
Объяснительный диктант
25
1
Обособление дополнений
Лекционно-практическое
Взаимопроверка
26
1
Обособление обстоятельств.
Наблюдение над знаками препинания в тексте
Комментированное объяснение
27
1
Знаки препинания при уточняющих членах.
Практикум
Взаимоконтроль
28
1
Знаки препинания при вводных словах, предложениях. Слова, которые не являются вводными и не выделяются на письме
Практикум
Работа с текстами
Раздел 4 Знаки препинания в сложном предложении.( 6 часов)
29
1
Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.
Исследовательская работа с текстами
Проверка письменных работ
30
1
Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений.
Практическая работа.
Взаимоконтроль
31-32
2
Знаки препинания в БСП.
Практикум
Тест
33-34
2
Предложения с сочинительной и подчинительной, с сочинительной и бессоюзной связью.
Графическое изображение связи
Комментированный диктант
35
1
Обобщение знаний.
Тест
Содержание программы.
Введение (1ч)
Современный русский синтаксис как исторически сложившаяся система
Раздел 1. Слова с словосочетания ( 3ч.)
Интонация. Логическое ударение. Влияние логического ударения на порядок
Слов. Смысловые значения паузы. Порядок слов в словосочетании и предло-
жении. Слова и словосочетания. Различие слова и словосочетания на слух.
Условия превращения словосочетания в слова Порядок слов в словосочетании.
Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний
Объединение слов в словосочетание.
Раздел 2. Виды подчинительной связи ( 5часов)
Согласование.
Прямой порядок слов при согласовании.
Управление.
Двойное управление. Средства связи при управлении. Объектные , субъектные
и обстоятельственные отношения.
Примыкание
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения.
Сближения примыкания и управления.
Раздел 3.Простое предложение (19)
Общие сведения о простом предложении. Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Роль подлежащих и сказуемых Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполных и эллиптических предложениях. Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложений. Значение второстепенных членов предложения. Односоставные предложения.(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные). Разновидности назывных предложений. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособление. Отличие обособленных предложений от необособленных. Обособление определений и приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Значение обособленных обстоятельств. Знаки препинания при уточняющих членах Назначение уточняющих членов предложения. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Знаки препинания при вводных словах, предложениях. Слова, которые не являются вводными и не выделяются на письме
Раздел 4 Знаки препинания в сложном предложении.( 6 часов)
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры, функций. Синонимия предложений разных видов. Знаки препинания в ССП.
Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений
Знаки препинания в БСП. Предложения с сочинительной и подчинительной, с сочинительной и бессоюзной связью.
Повторение изученного-( 1ч).
Литература.
1.Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.- М. Дрофа.2000
2.Розенталь Д.Е. Практическая стилистика русского языка. М. АСТ-ЛТД
3. Дейкина А.Д. , Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс.-М.Вербум, 2001.
4. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов : учебное пособие.- 2-е изд. испр.- М. Высшая школа,1982
5. 1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.
М.Просвещение.1989г.