Программа элективного курса по русскому языку на тему Трудные случаи синтаксиса (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Городня

Конаковского района Тверской области











Программа элективного курса

«Трудные случаи синтаксиса».

11 класс







Составила:

Еремина Лариса Викторовна

учитель первой категории

МБОУ СОШ с.Городня







2013г

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Трудные случаи синтаксиса» модель современного курса для учащихся 11 класса . Программа рассчитана на 35 часов. Она построена на углубленном изучении главных членов предложения и направлена на получение дополнительных теоретических знаний, что позволит учащимся качественно подготовиться к выполнению заданий теста и написанию мини-сочинения в части 3 «С» при сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

Программа включает в себя :

-теоретический материал;

-вопросы и задания практического характере;

Цель курса- способствовать углубленному изучению синтаксиса , а также совершенствование практических навыков письма.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволит не только расширить , но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Задачи курса:

- систематизировать и углублять знания по теории пунктуации;

- закреплять умения работы с пунктограммами;

- развивать навыки самоконтроля и потребность обращаться к справочной литературе;

- учить осознанно применять в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка.

В результате освоения курса учащиеся должны

Знать:

-специфику принципов синтаксиса;

-основные положения трудных случаев синтаксических норм;

-отдельные примечания к правилам и исключения из них.

Уметь:

-опознавать трудные случаи написания пунктограмм;

-работать со справочной литературой, с тестами ЕГЭ;

-анализировать сложные языковые явления синтаксиса с учетом основных норм;

-самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи ;

-владеть навыками стилистической правки текста;

-использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Кол-во часов.

Наименование разделов и тем.


Формы учебной деятельности.

Виды контроля.

1

1

Введение

Современный русский синтаксис как исторически сложившаяся система.

Лекция с элементами беседы

Выполнение упражнений

3

Раздел1. Слова и словосочетания.

2

1

Интонация. Логическое ударение. Порядок слов в словосочетании и предложении

Практическая работа

Выполнение упражнений

3-4

2

Слова и словосочетания

Конспектирование опорных материалов

Тест. Выполнение упражнений

5

Раздел 2.Виды подчинительной связи

5

1

Согласование

Лекционно-практическое

Задание по карточкам

6

1

Управление

Практическая работа

Конструирование словосочетаний

7

1

Примыкание

Практическая работа

8-9

2

Основные виды подчинения

Работа в группах. Разноуровневые задания

Взаимоконтроль

Раздел 3.Простое предложение (19)

10

1

Общие сведения о простом предложении

Исследовательская работа с текстами

Проверка письменных работ

11-12

2

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.

Практическая работа

Работа по карточкам

13

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Составление опорных таблиц

Выборочный диктант

14

1

Тире в неполных и эллиптических предложениях. Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов.

Работа с текстом

Проверка выполненного задания

15

1

Распространенные и нераспространенные предложения.

Конструирование предложений

Подготовка сообщений.

16-17-18

3

Второстепенные члены предложений

Составление опорных таблиц

Взаимоконтроль

19-20-21

3

Односоставные предложения.(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные)

Практические занятия

Тест

22

1

Полные и неполные предложения.

Работа с текстом художественным текстом.

Работа с текстом.

23

1

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Практическая работа

Тест.

24

1

Обособление определений и приложений.

Составление графических схем

Объяснительный диктант

25

1

Обособление дополнений

Лекционно-практическое

Взаимопроверка

26

1

Обособление обстоятельств.

Наблюдение над знаками препинания в тексте

Комментированное объяснение

27

1

Знаки препинания при уточняющих членах.

Практикум

Взаимоконтроль

28

1

Знаки препинания при вводных словах, предложениях. Слова, которые не являются вводными и не выделяются на письме

Практикум

Работа с текстами

Раздел 4 Знаки препинания в сложном предложении.( 6 часов)

29

1

Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

Исследовательская работа с текстами

Проверка письменных работ

30

1

Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений.

Практическая работа.

Взаимоконтроль

31-32

2

Знаки препинания в БСП.

Практикум

Тест

33-34

2

Предложения с сочинительной и подчинительной, с сочинительной и бессоюзной связью.

Графическое изображение связи

Комментированный диктант

35

1

Обобщение знаний.

Тест

Содержание программы.

Введение (1ч)

Современный русский синтаксис как исторически сложившаяся система

Раздел 1. Слова с словосочетания ( 3ч.)

Интонация. Логическое ударение. Влияние логического ударения на порядок

Слов. Смысловые значения паузы. Порядок слов в словосочетании и предло-

жении. Слова и словосочетания. Различие слова и словосочетания на слух.

Условия превращения словосочетания в слова Порядок слов в словосочетании.

Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний

Объединение слов в словосочетание.

Раздел 2. Виды подчинительной связи ( 5часов)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании.

Управление.

Двойное управление. Средства связи при управлении. Объектные , субъектные

и обстоятельственные отношения.

Примыкание

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения.

Сближения примыкания и управления.

Раздел 3.Простое предложение (19)

Общие сведения о простом предложении. Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Роль подлежащих и сказуемых Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполных и эллиптических предложениях. Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложений. Значение второстепенных членов предложения. Односоставные предложения.(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные). Разновидности назывных предложений. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособление. Отличие обособленных предложений от необособленных. Обособление определений и приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Значение обособленных обстоятельств. Знаки препинания при уточняющих членах Назначение уточняющих членов предложения. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Знаки препинания при вводных словах, предложениях. Слова, которые не являются вводными и не выделяются на письме

Раздел 4 Знаки препинания в сложном предложении.( 6 часов)

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры, функций. Синонимия предложений разных видов. Знаки препинания в ССП.

Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений

Знаки препинания в БСП. Предложения с сочинительной и подчинительной, с сочинительной и бессоюзной связью.

Повторение изученного-( 1ч).

Литература.

1.Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.- М. Дрофа.2000

2.Розенталь Д.Е. Практическая стилистика русского языка. М. АСТ-ЛТД

3. Дейкина А.Д. , Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс.-М.Вербум, 2001.

4. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов : учебное пособие.- 2-е изд. испр.- М. Высшая школа,1982

5. 1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.

М.Просвещение.1989г.



© 2010-2022