- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Берегите близких, или «…есть еще у человека душа»». Урок внеклассного чтения по повести А. Аминева «Танкист»
«Берегите близких, или «…есть еще у человека душа»». Урок внеклассного чтения по повести А. Аминева «Танкист»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ягафарова Н.Л. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ
Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №13 VI вида
«Берегите близких, или
«…есть еще у человека душа»».
Урок внеклассного чтения по повести А.Аминева «Танкист».
Учитель русского языка и литературы:
Ягафарова Н.Л.
2012год
Берегите близких, или
«… есть еще у человека душа».
(Урок внеклассного чтения по повести А. Аминева «Танкист»)
Дело ведь… не только в ночлеге
И еде, есть еще у человека душа.
А. Аминев
Цели. Формирование у учеников положительных качеств личности, развитие у них культуры семейных отношений, уважительного отношения к старшим; воспитание патриотизма.
Оборудование. Портрет А. Аминева, произведения писателя, раздаточный материал: отрывки из повести «Танкист»; рисунки к повести, выполненные учащимися (к ним обращаемся по ходу урока).
Заранее подготовленный ученик (Ерохова Наталья) кратко рассказывает о творческом пути А. Аминева.
-Учитель.
-Ребята, вы прочитали повесть Амира Мухаметовича Аминева «Танкист». Какие чувства вы испытывали, читая это произведение? (Ответы учащихся).
Тема - проблема отцов и детей, в повести это трагическая тема. С
ней тесно переплетается тема героическая - освобождение Родины от фашистов. Автор передал ее через образ главного героя - Тимергале.
Действия происходят полвека спустя после войны, следовательно, начинаются в 1995 году (с середины октября) и длятся до мая 1996 года. Место действия - Уфа.
В воспоминаниях старого Тимергале всплывают события далекого военного 1943 года. Они занимают в повести значительное место.
Прочитаем эпиграф: «Дело ведь… не только в ночлеге и еде, есть еще у человека душа».
- Кто из персонажей повести произнес эти слова? К кому они обращены? Как связаны эти горестные слова с судьбой танкиста? (Ответы учащихся).
-Такими словами Тимергале обращается к своей дочери Гульсум. Прошло полвека после войны. Топчут душу старого солдата - победителя, постоянно оскорбляют и унижают, лишают дома родные люди. Автор назвал свою повесть «Танкист». Это говорит о том, что в старом, больном Тимергале жив еще его гордый несломленный воинский дух.
Итак, военная тема занимает в повести важное место. Мы узнаем, что молодой танкист Тимергале был искусным разведчиком, сколько фашистских танков он подбил.
-Как Тимергале жил и работал в родном ауле до переезда в город?
Вылечившись в госпитале после тяжелого ранения, молодой танкист вернулся в родной аул. Там долгие годы работал конюхом, сторожем, сборщиком молока, пожарным. Уважали его. Называли танкистом, пожарным. Вел он успешно и свое домашнее хозяйство. Но спокойная, счастливая жизнь для него кончилась, когда умерла жена. Привезла дочь отца - фронтовика в город и обзавелась за его счет трехкомнатной квартирой. Гульсум и зять на этом не успокоились, аппетиты их были ненасытны: они решили заставить старика продать дом. Ему пришлось отбивать их яростные атаки.
Тимергале стремился всеми силами сохранить свой дом.
Фронтовик случайно узнал о скрытой продаже родного дома и тяжело заболел. Вскоре дочь и зять тайно купили на эти деньги себе машину. Он жестоко страдал, считая, что потерял плацдарм, но ничего не говорил. Мечтал вернуться в родной дом, о крестьянском труде мечтал.
«После покупки машины совсем стал я не нужен».
«…Так превратился он лишнего едока…» Тимергале все чаще с тоской вспоминал о своем доме в ауле.
В парке Победы, гуляя с внуком Русланом, танкист увидел на постаменте свою боевую машину, свой танк с номером 555. Танкист очень обрадовался. Он в этом танке воевал больше года. Тимергале прослезился, вспомнив боевых товарищей - танкистов, смертельное сражение за Днепр, гибель танкового батальона, сгоревшего комбата.
Это известие о танке в семье дочери приняли равнодушно, сочли глупой выдумкой, а танкиста «старым ишаком», дошло до того, что Гульсум пригрозила ум отца проверить в психбольнице.
-После такого случая старик Тимергале ушел из дома в первый раз? (после обвинения его в краже 50 рублей)
-Кто же украл деньги? (Украл старший внук Азат).
-Кто произносит эти слова и к кому они обращены? «…между прежней и нынешней жизнью - большая разница. Теперь она совсем другая. Ваше время прошло, наступило наше. Машина - это авторитет, престиж. Вон, все теперь ездят на своих машинах, а мы чем хуже других?» (Эти слова Гульсум были обращены к отцу).
-Что это за «ваше», «наше» время?
Гульсум считает, видимо, что то время, когда люди прежде думали о Родине, а потом о себе, прошло.
Время совести, чести - время таких людей, как Тимергале, прошло. Наступило время эгоистов, приобретателей - время Гульсум.
Итак, Тимергале ушел из дому. Он провел бессонную ночь на вокзальной скамейке, а утром вернулся.
-За первым уходом Тимергале из дому вскоре последовал второй уход и окончательный разрыв с семьей дочери.
-Бандитская выходка старшего внука - восьмиклассника Азата, ударившего дедушку, заставил Тимергале уйти куда глаза глядят. Ушел без денег, без паспорта, так как не нашел его.
Март и апрель танкист обитал на улице.
-Как он жил это время?
-Где спал?
-Чем питался? (Ответы учащихся).
-Так почему Тимергале не мог вернуться к дочери? (Ответы учащихся).
-Какие черты характера танкиста вас привлекают? (Ответы учащихся).
-Ребята, какие беды обрушились на танкиста - жителя улицы? (Ответы учащихся).
-Где изливал свои печали танкист Тимергале?
-В парке Победы - танку.
С ним говорил. Тут последний плацдарм танкиста.
-Расскажите о последних днях фронтовика.
-Перед Днем Победы маляры обнаружили в танке человека. «… на месте механика- водителя, вцепившись руками в рычаги управления, гордо вскинув седую голову, сидел мертвый старик».
-Найдите ключевое слово в этой фразе?
-Гордо.
В реальной жизни броня родного танка защитила танкиста в последние его дни от внешнего мира, жестокого мира, где он из уважаемого человека был превращен дочерью в унижаемого, оскорбляемого бомжа, которому негде жить, спать, нечего есть.
-Перед уходом из жизни танкист увидел сон. Какую роль, по вашему, играет в этом произведении предсмертный сон фронтовика? (Ответы учащихся).
-Это сон - расплата за свою обездоленную жизнь, это восстановление справедливости.
Расплата с жестокими, черствыми, эгоистичными, равнодушными к тяжелой участи старика людьми. Как былинный богатырь, едет танкист Тимергале в аул, здесь он обрел то, чего лишила его алчная, бессердечная дочь - родной дом. Виновные каются, а люди на улице приветственно машут танкисту руками. Тимергале вернул родной дом - свою заветную мечту, свою защиту, свой плацдарм, свою свободу. Увы, в предсмертном сне.
-Танкист умер. Победителем или побежденным ушел он из жизни? (Обоснуйте свой ответ).
-Умер победителем. Это подтверждается названием повести «Танкист». Он умер в парке Победы, в танке на постаменте, сидя с гордо поднятой головой на месте наводчика- водителя, на том самом месте, с которого двадцатилетним юношей своими точными пушечными выстрелами крушил захватчиков Родины.
-Какие традиции должны быть в семье, чтобы в ней всем ее членам было хорошо?
-В семье должна быть атмосфера любви, взаимопомощи, заботы, уважение к родителям.
Ученик читает стихотворение Л. Ирсетской:
Берегите близких. Берегите.
Жизнь, она торопится, не ждет.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечет.
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжет…