Урок литературы А. Г. Алексин В тылу как в тылу

7 класс. ЛитератураТема: А. Г. Алексин. “В тылу как в тылу.” Память героя о военном прошлом.Цель: “войти ” с учащимися в суровый мир первых месяцев войны, проследить отношения героя к близким людям, показать нравственные истоки трудового подвига людей, живущих в далеком от фронта тылу; формировать умения и навыки характеризовать героя, давать оценку его поступкам; развивать умения обобщать, делать выводы, высказать свое мнение; воспитывать память о народе в период ВОВ.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Литература

Тема: А. Г. Алексин. "В тылу как в тылу." Память героя о военном прошлом.

Цель: "войти " с учащимися в суровый мир первых месяцев войны, проследить отношения героя к близким людям, показать нравственные истоки трудового подвига людей, живущих в далеком от фронта тылу; формировать умения и навыки характеризовать героя, давать оценку его поступкам; развивать умения обобщать, делать выводы, высказать свое мнение; воспитывать память о народе в период ВОВ.

Ход урока

І. Организационный момент (звучит музыка)

  • В какое время переносимся мы, слушая эту музыку?

ІІ. Слово учителя

  • Прочитайте с выражением написанное на доске стихотворение В. Казина и подумайте, какое оно может иметь отношение к той повести А.Г. Алексина, которое вы начали читать.

На могиле матери

Сквозь гул Москвы, кипенье городское

К тебе, чей век нуждой был так тяжел,

Я в заповедник вечного покоя -

На Пятницкое кладбище пришел.

Глядит неброско надписи короткость.

Как бы в твоем характере простом

Взяла могила эту скромность, кротость,

Задумавшись, притихнув под крестом…

ІІІ. Работа с текстом.

- Почему в повести речь идет от 1 лица?

  • Что запомнилось герою из первых дней эвакуации?

  • Прочитайте начало второй главы и прокомментируйте его. ("Я знал, что хорошее начинаешь гараздо острей ценить, когда оно от тебя уходит…)

  • Кто такой Подкидыш ? Почему Екатерна Андреевна, мать Димы, считала, что она должна его опекать?

  • Какой была мама Димы?

  • Почему именно её назначили "инженером, руководителем по комплектации и восстановлению оборудования".

ІV. Слово учителя

  • Женщины остались одни. Они взяли всё тяжелую работу на себя. В нашем городе тоже шли военные действия. И наши заводы-гиганты должны были работать, нуждались в рабочей силе. Так как мужчины уходили на фронт, женщины вынуждены были работать у станков. О нашем городе во время ВОВ расскажут учащиеся, которые подготовили дополнительные сообщения.

( ответы учащихся)

Тяжелым было положение людей как на войне, так и в тылу.

  • Почему каждодневные усилия труженников тыла рассказчик назвал "величием"?

  • Как он сам разъяснил смысл употребленной им метафоры - "на передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра"?

  1. Работа с текстом (продолжение)

  • Как относилась она (мама) к сыну и к своим материнским обязанностям?

  • Прочитайте в 6 главе: о чем рассказала мама Диме, возвращаясь с объекта?

  • Как относилась Е.А. к самой себе? По какому принципу она жила?

  • Прослушайте следующие строчки и подумайте: какое отношение могут иметь они к матери Димы.

Сердце матери не ведает покоя,

Всё вмещает: радость и печаль,

Неурядицы и всякое такое.

Но обидишь маму невзначай,

Всё простит, и зла она не держит.

Коль беда - она на всех одна.

Как и мама, будь самоотвержен.

Счастлив ты - и счастлива она.

Слово учителя. (прочитать)

  • Такси затормозило у почты. Взрослый Дима Тихомиров, конечно же, понимал, что за окошком другая девушка, что лица людей, терпеливо стоящих в очереди, спокойны, не обременены печалями и скорбью, что уже всё не так, а память подкидывала другие воспоминания - и вот он уже снова мальчик военной поры, он на почте, и в руках него конверт без марки.

  • Как рассказывает взрослый Тихомиров о тех минутах, когда он мальчиком получил страшное известие об отце? По-детски ли он поступил в той ситуации.

Самостоятельная работа. - (в тетрадях)

В паре

  • Отметьте в тексте повести художественные детали, которые создают атмосферу сурового военного времени.

  • Вспомните, что такое художественная деталь.

VI. Итог

Какими были люди этого уральского городка в других условиях - полуголодного существования, изнурительной работы? Их ни на минуту не покидает уверенность в том, что скоро этот кошмар кончится, только надо делать для победы все, что в твоих силах и даже ваше твоих сил. Они не считали свой труд геройством. «В тылу как в тылу» - эти слова мама Димы сказала своему сыну, предупреждая, что ей придется часто задерживаться на работе. И еще она говорила, что в тылу они в полной безопасности, потому что в тылу не бомбили.

VII Оценки. Д/З: дочитать до конца; вопрос №8

2

© 2010-2022