Статья на тему: КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Перед современной школой стоит трудная задача воспитания мо­лодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно свя­занная с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его языку, литературе, культуре в целом. Способом ре­шения этой задачи может стать краеведение на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы способствует достижению следующих обучающих и воспитательных задач: формированию интереса к литературе родного края; расшире­нию представления учащихся о литературе родного края; воспитанию любви к родному краю, его литературе; бережному отношению к слову; формированию и развитию регионального самосознания (ученик дол­жен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литера­туры и культуры своего края в общем литературном процессе). Необ­ходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

В основе содержания и структуры изучения краеведения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности лежит кон­цепция изучения краеведческого материала на основе анализа литера­турного наследия писателей. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как куль­турно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.

Формами организации занятий на уроках и во внеурочной дея­тельности могут быть различные виды анализа текстов произведений писателя на уроках русского языка; исследовательская работа уча­щихся (альманахи, рефераты, доклады, творческие работы, сочинения и т.д.); экскурсии (очные и заочные); выставки произведений писателя (например, к юбилею В.А.Солоухина - «Певец родного края»); лекции учащихся из лекторской группы; конкурсы чтецов (например, по твор­честву В.А. Солоухина - «О моя рябиновая родина!»); уроки внекласс­ного чтения по произведениям писателя; читательские конференции; конкурсы рисунков к произведениям писателя; литературные вечера; литературные гостиные; тематические Недели краеведения и др.

Эти мероприятия позволяют приобщить подрастающее поколение к лучшим образцам отечественной литературы, пропагандировать творчество писателей-земляков; воспитывать чувство ответственности по отношению к родному слову, красоте и выразительности русской речи, способствуют духовному и нравственному становлению лично­сти подростков, воспитанию гуманизма, любви к Человеку, жизни; раз­витию исследовательских, творческих способностей учащихся.


ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой в условиях реформы образования и воспитания, следует считать со­единение обучения и воспитания в единую систему, способствующую формированию интеллектуальной, духовно развитой личности.

Условием эффективного обучения, воспитания и развития школь­ников становится взаимодействие системы воспитания с системой обучения. Отсюда вытекают и основные задачи, стоящие перед учите­лями-словесниками:

- усиление коммуникативных свойств речи;

- создание содержания общения, которое в наибольшей мере соответствовало бы позитивному развитию и гармонизации личности. Одним из путей, способствующих целостному развитию личности школьника, формированию его готовности к дальнейшему развитию стали занятия литературным краеведением.

  1. Занятия краеведением развивают умение видеть многоцветье мира, совершенствуют способность чувствовать и сопереживать, развивают инициативу и самостоятельность, творческое начало.

  2. Школьники учатся обобщению и систематизации фактов, приоб­ретают навык публичных выступлений.

  3. Занятия литературным краеведением способствуют увеличению словарного запаса, обогащению языка.



Функции литературного краеведения

в системе формирования личности


Статья на тему: КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИСтатья на тему: КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИВоспитательные функции Досуг и отдых

Статья на тему: КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИСтатья на тему: КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИЛитературное краеведение

Функции творческого развития Функции общения

Одним из видов внеклассной работы, способствующим созданию таких работ, является сеть мероприятий, которая включает экскурсии, встречи, устные журналы и др.

Создание учащимися творческих работ учит их наблюдать, выде­лять важнейшие признаки в наблюдаемом явлении, высказывать от­ношение к увиденному.

Можно выделить следующие формы внеклассных занятий лите­ратурным краеведением:

  • записи устно-поэтических произведений и рассказов людей, об­ладающих богатым жизненным опытом;

  • чтение и беседы о прочитанном;

  • литературно-краеведческие выставки и вечера;

  • литературно-краеведческие объединения и кружки.

Главная задача внеклассных мероприятий - воздействовать на Статья на тему: КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ душу ученика, пробуждать высокие и сильные чувства. Проведение мероприятий всех форм также подразумевает выход на создание творческих работ, обогащение речевой и общей культуры учащихся.


© 2010-2022