- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка на тему: Как подготовить доклад
Методическая разработка на тему: Как подготовить доклад
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скрабатун И.С. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Люберецкий техникум»
корпус Красково
Доклад
как вид самостоятельной
работы студентов
Подготовил преподаватель
Скрабатун И.С.
2014
1. Как подготовить доклад
В настоящее время средние специальные учебные заведения уделяют много внимания научно-исследовательской работе студентов. В связи с этим возрастает интерес к таким видам самостоятельной работы студентов, как подготовка докладов.
Доклад - публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.
Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменный доклад - это запись устного сообщения по какой-либо теме объёмом от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе обязательно:
-
выделять структурные элементы работы в виде плана;
-
выделять заголовки внутри текста;
-
ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.
Пре подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:
1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием.
2. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
-
Составить план доклада.
-
Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
-
Прочитать текст и редактировать его.
-
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению
докладов.
Если студент готовит устное выступление, то в этом случае следует соблюдать требования, предъявляемые к устной речи.
Речевая ситуация
Коммуникативные роли
Мотив
Убедить, обосновав свою точку зрения
убеждающий убеждаемые
Речевое намерение
Достичь правильного понимания и одобрения по высказываемой проблеме
Кто
Кому
О чем
Где
Когда
Почему
Зачем
Студент
Коллективу группы
О полученных результатах исследования по заданной теме
В аудитории
На занятии
Необходимо выполнить индивидуальное задание
Чтобы получить оценку
В научном диалоге, полилоге, а также монологе, как и в высказываниях других стилей, используется пять типов коммуника-тивных целей: сообщение, объяснение, одобрение, осуждение, убеждение.
Коммуникативная цель и задачи научного стиля речи
Мотив
Сообщение
Доложить,
информи-ровать
Убеждение
Доказать,
обосновать
Одобрение
Рекомендо-вать, подтвердить, поддержать
Обсуждение
Опровергнуть, раскритико-
вать, возразить, отрицать, оспаривать
Объяснение
Конкретизи-
ровать, показать, охарактери-
зовать, уточнить, описать, выделить, акцентиро-вать, прокомменти-
ровать
Монолог (доклад, лекция, сообщение)
Связ-
ность
Качества монологического высказывания
Логич-
ность
Целенаправ-ленность или обращенность
Непрерыв-
ность
Вырази-тельность
Самостоя-тельность
Завершен-
ность
Типы монологической речи по способу изложения
(на основе научного стиля)
Научное описание
Научное сообщение - повествование
Научное рассуждение
Необходимость в описании какого-либо явления; в представлении целостного образа объекта НИ в его характеристике
Необходимость в изложении результатов НИ; в отчете о проделанной работы
Необходимость в доказательстве собственной точки зрения, мысли; в объяснении условий протекания какого-либо процесса или явления
К
Задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступленияак начать выступление (доклад, лекцию, сообщение)? Можно завоевать внимание слушателей
следующими способами:
Можно ли воплотить игру в учебный процесс? Как сделать так, чтобы и уроки и семинары превратились для студентов в увлекательный собственный театр ума и души?
Одной из успешных попыток ответа на данные вопросы стала широко известная деловая игра, т.е. «активное обучение», которое можно рассматривать как впечатляющее достижение в технологии финансово-экономического образования XX века.
К
Начать с интересной цитаты по теме выступлениясожалению, в русской и зарубежной литературе по деловым играм отводится мало места теоретическим познаниям человеческой игры
(начало доклада «Деловая
игра в обучении и развитии
студентов»).
Начну с китайской пословицы: «Память похожа на лодку, плывущую против течения: если не грести, то ее относит назад».
В этой фразе и философия, и основа психологического механизма памяти (начало доклада «Память как объект
п
Начать с конкретного примера из жизнисихологических исследований:
проблемы и решения»).
П
Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретными явлениями, вещьюредставим себе ситуацию: утро, переполненный автобус, стена мрачных лиц, каждое из которых напоминает готовую взорваться от малейшей встряски бомбу. Такими же мы часто приходим на работу после колкостей и оскорблений в транспорте, в очереди, в толпе. В этой ситуации человек, подошедший с улыбкой, дает нам большой «плюс». Какие же рефлексы стоят за этим мимическим движением лица?
Какова его психологическая природа?
(начало доклада «Психофизиоло-
гический механизм улыбки и его
роль в общении»).
Слова, которые мы произносим, можно сравнить с дорожными столбами, указывающими путь. Их может свалить ветер, смыть сильным дождем. Единственно, что важно, - это дорога. Так можно представить проблему формы и смысла в их отношении к долгосрочной и краткосрочной памяти (начало доклада
«
Начать с конкретного случая из практикиПамять как объект
психологических
исследований»).
На психологическом тренинге общения проводился такой эксперимент: каждый участник группы выступал в роли подсудимого, которому давалась минута, чтобы сказать последнее слово и просить помилования. Остальные были присяжными заседателями, выносящими вердикт: казнить его или помиловать. Оказалось, что решение «присяжные» принимали уже в первые 10-15 сек. Остальная речь «подсудимого» не имела никакого значения. Как же объяснить такой результат? (Начало доклада «Психологическое мастерство общения как объект исследования»).
Доклад может полностью совпадать с написанным текстом. Однако преимущества устной речи заключаются в том, что есть возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгости научного изложения. Доклад допускает определенный «экспромт», что привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся.
Студентам нужно напоминать, что после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы и ее актуальность, а также научное положение - тезис! Важно научить их приемам управления вниманием слушателей. Таким, например, как:
-
рассказать необычные факты;
-
рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей;
-
рассказывая, быть конкретным и определенным;
-
использовать образные сравнения, контрасты (однако при этом необходимо помнить об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования).
В
Кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в выступленииконце выступления, в
зависимости от
его цели, можно:
Таким образом, еще раз перечислим основные характеристики культурной среды образовательного учреждения в мультикультурном регионе. Эта среда должна:
-
сохранять традиции;
-
открывать новые культурные перспективы:
ориентироваться на разнообразие и открытость новых культур; -
знакомить обучающихся с многообразием как традиционных культурных образцов и норм, так и с современными культурными тенденциями развития;
-
формировать у студентов способность принятия разных культур и бережного к ним отношения
(
Привести яркую убедительную цитатузаключение доклада «Социальная и
культурная среда ссуза в
мультикультурном регионе»).
В заключение позвольте процитировать фразу педагога-исследователя Г. Воробьева: «Профессия - как стул: неудобно сидеть на двух сразу, лучше сидеть на одном, и можно пересаживаться, совмещая профессии, но фактически специализируясь в какой-то одной»
(
Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемойзаключение доклада «К вопросу о
повышении квалификации и
переподготовке работников
образования»).
Таким образом, рассмотрев и проанализировав все «за» и «против» данной теории, невозможно на данный момент решить поставленную проблему. Слишком много неизученного, и потому вопрос остается открытым. Его решение - дело будущего (заключение к любому докладу, расматривающему не решенные наукой проблемы).
Завершается доклад резюме. Резюмирование - это подведение итогов. Резюмирующая фраза - это речь говорящего в «свернутом» виде, ее главная идея. Для этого можно использовать фразы-клише: таким образом..., итак, можно утверждать..., основная идея, следовательно, сводится к следующему..., подытожим сказанное ...
2. Памятка
«Как готовиться к докладу»
Получив тему доклада, нужно:
-
Вникнуть в ее формулировку, определить границы будущего высказывания, основную мысль.
-
Изучить литературу по теме доклада.
-
Учитывая, для кого делается доклад, и время, отведенное для него, отобрать материал, обращая внимание на те факты, которые будут интересны данной аудитории. Сделать выписки, цитаты записать на отдельные карточки, чтобы во время выступления пользоваться ими.
-
Продумать последовательность изложения материала (как доступнее и интереснее раскрыть тему), составить рабочий план и систематизировать в соответствии с ним отобранный материал.
-
Записать текст доклада полностью или частично (т.е. основные мысли, начало, концовку, переходы-мостики от одной части к другой). Выделить термины, незнакомые слова, приготовиться объяснить их. Уточнить произношение трудных слов, постановку ударения.
-
Сделать пометы, что следует выделить голосом, повторить, где с этой целью замедлить темп, усилить паузу.
-
Отложив текст в сторону, коротко записать на листке главное - вы увидите, что вами забыто или не понято.
-
Хорошо прорепетировать доклад дома (можно использовать для этой цели магнитофон). Такая репетиция позволит также проверить, сколько времени займет доклад, отдельные его части: вы сможете вовремя сократить какую - то из них, а какую-то расширить.
3. Памятка
«Учись правильно выражать свои мысли»
-
Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
-
Читая, не только вникай в смысл написанного, но постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
-
Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
-
Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приёмы её построения.
-
Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов - это обедняет речь.
-
Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
-
Практикуй чтение вслух, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
4. Памятка
«Как подготовить план»
План - самая короткая форма оформления записей, которая:
-
о
План - замысел, проект, основные черты какой-либо работы, изложения. Способ рассмотрения, подхода к чему-либо.тражает последовательность
изложения мысли и обобщает ее;
-
раскрывает содержание текста;
-
восстанавливает в памяти содержание
источника;
-
заменяет конспекты и тезисы;
-
помогает составлению записей
разного рода (доклад, сообщения, отчет);
-
улучшает сделанную запись;
-
ускоряет проработку источника информации;
-
организует самоконтроль;
-
сосредотачивает внимание и стимулирует самостоятельность работы;
-
оживляет в памяти хорошо знакомый текст.
Но нужно помнить, что план не передает фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи. С помощью плана можно составлять записи разного рода: готовить сообщения, доклады, рефераты. Кроме того, он организует самоконтроль.
Виды планов
Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:
• чтение текста целиком;
-
деление его на смысловые;
-
озаглавливание частей (на первых порах - заголовки, отражающие содержание части);
-
воспроизведение текста по составленному плану.
5. Памятка
«Как делать выписки»
Делая выписки, следует выполнять следующие нехитрые правила:
-
Вчитайся в название статьи
(
Выписка - выделенная из источника и записанная читателем нужная мысль.
параграфа, раздела),
осмысли его.
-
Внимательно читай текст и по
ходу чтения кратко выписывай
основные мысли.
-
Стремись к лаконичной записи.
-
Отделяй одну мысль от другой.
-
Закончив работу, выпиши все библиографические данные
источника.
6. Критерии оценки доклада
«отлично»
«хорошо»
«удовл.»
«неудовл.»
-
Тема раскрыта
глубоко и полно в соответствии с планом
-
Теоретические положения подтверждены примерами из произведений художественной литературы, из жизненной практики
-
Изложение логичное
и последова-тельное
-
Дикция четкая
-
Речь грамотная
-
Тема раскрыта глубоко и полно в соответствии с планом
-
Примеры из текстов художественной литературы, из жизненной практики
-
В изложении незначительные неточности
-
Дикция хорошая.
-
Речь грамотная
-
В тексте неточности
-
В изложе-нии неточности
-
Дикция плохая
-
Речевые ошибки
-
Не представ-лен текст доклада
-
Студент не готов к выступле-нию
Использованная литература:
-
Пан Н.В. Организация самостоятельной работы студентов // Среднее профессиональное образование, № 3, 2005. - 19с.
-
Управление самостоятельной работой студентов: Методическое пособие / Под общей ред. И.П. Пастуховой. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2006. - 192с.