Конспект урока литературы: Любовь, уважение, сострадание к чел

Цель урока: развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, воображение, фантазию. Задачи: формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в парах. • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус, эстетические чувства через изобразительное искусство и литературу. Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, умения наблюдать, анализировать, обобщить. Форма проведения: Мастерская ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы

Учитель Каткова Ольга Викторовна


Тема:

Любовь, уважение, сострадание к человеку

(По рассказу А. Платонова «Юшка»)


Тип урока: урок внеклассного чтения

Цели урока: 1) обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью, закрепление знаний о способах создания образа литературного героя;

2) развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; художественного вкуса, потребности в самостоятельном творческом чтении;

3) воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости.

Словарная работа на уроке.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие - 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Кроткий - незлобивый, покорный, смирный.

Терзать - 1) разрывать, раздирать на части; 2) мучить нравственно.

Юродивый - 1) чудаковатый, помешанный; 2) в представлении суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания.

Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, аудиозапись Ave Maria Шуберта

Эпиграфы: На свете каждый кому-то нужен от колыбели и до самой смерти.

Г. Умывакина

Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Р. Роллан


№ п/п

Этап урока

Педагогичес-

кая задача

Содержание

Примерные ответы учащихся

Результат

1

Вступи-

тельное слово учителя

Развивать и совершенство-

вать глубокое, более активное и полное, творческое, эмоциональное восприятие художественно-

го текста

«Сегодня у нас необычный урок: урок-праздник и одновременно урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. Андрей Платонов. «В каждой строчке рассказов Платонова присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь», - отмечают исследователи.

А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Платонова.

И цель нашего урока - понять, осмыслить эти заповеди.

Мы проживем 40 минут с Юшкой, героем одноименного рассказа Андрея Платонова».


Учитель поставил перед учащимися философскую проблему урока: осмыслить нравственные заповеди, оставленные писателем.

2

Беседа

Выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, обратить внимание учеников на идейные и художествен-

ные особенности рассказа.

«Интересно ли было читать рассказ Платонова?», «Какие чувства вызвало у вас это произведение?», «Какую иллюстрацию вы бы хотели нарисовать к одному из эпизодов рассказа?»

«Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою».

«Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его, для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие».


Задание выявляет естественные читательские реакции, заставляет учащихся задуматься над своими чувствами, впечатле-

ниями и рассказать о них, а также

выяснить идейно-художествен-ные особенности произведения

3

Словар-

ная работа

Развивать монологичес-

кую речь учащихся, знакомить с ключевыми словами произведения.

«Обратите внимание на слова сострадание, сочувствие, доброта, милосердие. Объясните значения этих слов».

Выслушиваются все ответы учащихся.

(после этого учитель читает словарные статьи, посвященные указанным словам)

Учащиеся совершенствуют умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений.

4

Беседа по тексту:

а) работа над поняти-ем литера-

турный герой

Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художествен-

ные проблемы.

«На первой же странице рассказа автор знакомит нас с главным героем и дает его литературный портрет. Как это описание портрета характеризует Юшку?»


«Какую деталь в описании внешности героя особо выделяет автор? Почему?»



«Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека?»

«Можно ли судить о человеке по внешнему виду?»





«Какие качества характера Юшки мы можем выделить?»

«Неопрятный», «неряшливый», «непривлекательная внешность».


«Глаза». « Говорят,

глаза - зеркало души. У Юшки плачет душа».


«Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром», «Юшка добр, но внешне непривлекателен», «нельзя судить о человеке по его внешности».


«Юшка трудолюбив, он не боится никакой тяжелой работы», «герой добросовестно исполняет свои обязанности», «он тихий, кроткий. незаметный».

У учащихся формируются творческие умения и читательские качества; беседа по тексту помогает войти в мир художественного произведения а также

стимулирует личностный подход к проблемам, затронутым писателем.


б)

словар-

ная работа

Развивать монологичес-

кую речь учащихся, знакомить с ключевыми словами произведения.

«Как вы понимаете значение слова кроткий? Почему именно это определение писатель выбрал для характеристики персонажа?»

«Кроткий - смирный, покорный, незлобивый», «Юшка всем желает только добра», «он покоряется обстоятельствам, не протестует».

Учащиеся совершенствуют умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений.

в) продолжение работы над поняти

ем литера-

турный герой

Способствовать более глубокому проникновению учащихся в художествен-

ный мир рассказа «Юшка», осмыслить нравственные проблемы, затронутые писателем.

«Как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Как относятся к герою дети и взрослые?»



«Почему дети, которые всегда обостренно чувствуют доброго человека, издеваются над Юшкой?»










«Какие чувства вызывают у вас сцены истязания Юшки детьми?»







«Какое слово подобрал писатель для того, чтобы подчеркнуть весь ужас происходящего с Юшкой?»

«Каково лексическое значение данного слова? Подберите синонимы».





«А как сам Юшка объяснял поведение детей?»





«А как относятся взрослые к Юшке?» Чем объясняет автор их поведение?»












«Какое чувство вызывают у вас эти люди?»

«Окружающие не понимают Юшку», «издеваются, мучают», «Юшка всё прощает».


«Юшка не такой, как все», «он не похож на остальных», «дети копируют отношение взрослых к Юшке», «дети видят. как взрослые относятся к старику и также издеваются над беспомощным человеком».


«Мне обидно за героя», «жалко и грустно, ведь Юшка никому не желал зла, он всех прощал», «дети бесчувственны и не заслуживают доброго к ним отношения».


«Дети терзали его»



«Терзать - мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить».

«Юшка претерпевал нравственные мучения».


«Юшка понимал, что для окружающих жить - это злиться, а для него жить - это любить», «он прощал всех».


«Взрослых Юшка тоже раздражает своей непохожестью», «злость, горе или обиду с лютой яростью переносили взрослые на беззащитного человека», «молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему озлоблению».


«Омерзение», «они жестоки, бесчеловечны»,

«Юшка одинок, он людям не нужен».

Беседа по тексту, а также постановка проблемных вопросов позволяют развивать мышление учащихся, самостоятельность суждения, способность аргументиро-

вать свою точку зрения.

5

Работа с первым эпигра-

фом

Обозначить основные проблемы рассказа и подвести учащихся к пониманию жизненных уроков Платонова.

«Лишний человек» - понятие, с которым мы неоднократно сталкивались при изучении произведений русской литературы. Галина Умывакина, современная воронежская поэтесса, справедливо заметила: «На свете каждый кому-то нужен от колыбели и до самой смерти». Мы нужны друг другу, и нет прощения, оправдания тем, кто забывает о человеческом достоинстве. Главнейшая добродетель - человеколюбие. И люди, только потеряв Юшку, поняли, какой человек жил в их городе и как он им необходим, хотя бы для того, чтобы сказать ему: «Прости нас, Юшка!»

«В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Можно сказать, что Юшка своим добром победил людское зло, правда, только после смерти люди осознали это, вот, что печально»,

«что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Развиваются литературные способности учащихся.

6

Продолжение работы над поняти

ем литера-

турный герой

Совершенство-

вать навык анализа произведения, развивать монологичес-

кую речь учащихся.

«Были ли счастливые минуты в жизни Юшки?»













«Как называет Платонов человека, ударившего Юшку, и того, кто поднял умершего главного героя? есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?»




«Как назвал прохожий Юшку?»

«Минуты, проведенные на природе»

(Ученики выразительно читают эпизод текста, где автор описывает состояние главного героя)

«Юшке лучше на лугу, в лесу, чем среди людей. У него нет необходимости тогда скрывать свою любовь к живым существам»


«Веселый прохожий ударил Юшку», а «один человек обнаружил умершего героя», «в мире есть все-таки добрые люди».


«Юродом», «юродивым»

Беседа по тексту, а также постановка проблемных вопросов позволяют развивать мышление и воображение учащихся, самостоятельность суждения, способность аргументиро-

вать свою точку зрения

7

Слово учителя

Познакомить с исторической справкой, способствовать более глубокому пониманию нравственных проблем, поднятых писателем.

«Юродивые на Руси - аскеты, обладавшие, по мнению верующих, даром прорицания. В народе почитались святыми. Некоторые из них канонизированы Русской православной церковью. Юродивые словно отдавали себя на посмеяние миру, искупали людские грехи, совершали подвиг смирения. Их считали божьими людьми».

«Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».

Развиваются литературные способности учащихся

8

Продолжение работы над поняти

ем литера-

турный герой

Совершенство-

вать навык анализа произведения, развивать монологичес-

кую речь учащихся

«Юшка в первый раз осерчал. Не случайно автор ввел это слово. Оно, как никакое другое, соответствует образу Юшки».








«Каково авторское отношение к Юшке?»




«Какая правда открылась людям после смерти главного героя?»


«Та сила добра, которую вложил Юшка в воспитание девочки, вернулась к людям, когда его воспитанница приехала в город, чтобы лечить людей. Юшкино бескорыстие проявилось в том, что девушка, ставшая врачом, не брала денег со своих пациентов.

«Юшка в последние минуты своей жизни доказывает свою ценность в мире», «у него доброе сердце, способное простить людей со слепыми сердцами», «такой человек способен изменить мир».


«Платонов жалеет, любит главного героя»


«Юшка был исполнен сочувствия и любви к ближним», «он видел лучшее, что было в них».


Учащиеся приходят к пониманию ценности человеческой жизни, к мысли о равенстве людей.

9

Обсуж-

дение

Убедить с помощью художествен-

ной литературы в необходимости руководство-

ваться принципами милосердия и гуманизма в повседневной жизни.

«Так какие же нравственные заповеди оставил Андрей Платонов?»

«Никто на земле не лишний», «нужно уважать в человеке человека», «доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливает веру в прекрасное».

Совершенст-

вуются умения учащихся вычленять главное в произведении быстро ориетироваться в тексте, объяснять прочитанное, вырабатывается навык внимательно-

го чтения.

10

Слово учителя



Формировать гуманистичес-

кое мировоззрение учащихся, духовно-нравственные ценности.

«И как не вспомнить слова человека, который обнаружил тело Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение и ярость. «Прощай, Юшка, и нас всех прости! Забраковали тебя люди…»

Как нуждался этот человек в простом добром участии. понимании и сострадании».




Развитие художественного вкуса учащихся, создание представле-

ния о единстве этических и эстетических ценностей, составляю-

щих духовную культуру нации.

11

Звучит

Ave Maria

Шубер-

та


На фоне музыки заключительное слово учителя

«Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия - совести. «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком», - сказал В.Г. Белинский. И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей. «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе», - писал Р. Роллан. Светите, любите, уважайте в человеке человека».






© 2010-2022