Конспекты открытых уроков по русскому языку и литературе

                Конспект урока по литературе. 10 класс.                (2урок в системе уроков по творчеству писателя).   Тема урока: Исследование по рассказу Н.С.Лескова                         «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

Островского района Костромской области

Конспект урока по литературе. 10 класс.

(2урок в системе уроков по творчеству писателя).

Тема урока: Исследование по рассказу Н.С.Лескова

«Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.

Тип урока: групповая работа, поисковый и исследовательский метод работы.

Форма урока: семинар.

Технология урока: дисскусия, исследовательские методы обучения, развивающее обучение.

Цель: продолжить изучение творчества Н.С.Лескова; раскрыть основной смысл рассказа (праведники и праведничество, русский национальный характер в понимании писателя, сказовая форма повествования); связь произведения писателя с нашим временем.

Образовательные задачи: формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы, выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, учить писать творческие работы по проблеме произведения.

Развивающие задачи: развивать творческое и ассоциативное мышление;

учить сопоставлять и анализировать художественное произведение, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к русской литературе и литературному слову; воспитание тактичности и чувства коллективизма, воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса;

воспитывать православную культуру школьников.

Оборудование:

  1. Персональный компьютер.

  2. Проектор.

  3. Экран.

  4. Репродукции картин Н.И.Аргунова «Портрет П.Ковалевой - Жемчуговой»; Рафаэля «Святая Цецилия».

5.Эпиграфы к уроку.

6.Таблички на рабочие места учащихся.



Ход урока.

I.Организационный момент урока. Форма работы - групповая.

Мы продолжаем изучать творчество Николая Семеновича Лескова.

Сегодня мы будем работать в группах.

Класс делится на 4 группы: « История создания и композиция произведения», «Главные герои рассказа», « Изображение крепостного права в рассказе и в русской литературе», «Особенности языка рассказа».

II. Слово учителя

Николаю Семеновичу Лескову суждено стать одинокой звездой в русской литературе 19 века, хотя он в конце своей жизни близко сходится с Л.Н.Толстым.

Лесков сегодня открыт и понятен русским читателем. Ведь писатель всегда говорил горькую правду о русском человеке, хотя безмерно верил в праведный путь через чистоту сердца и кротость духа.

III.Формулировка темы урока.

Как вы сформулируйте тему урока?

- Решение каких проблем требует от нас тема сегодняшнего урока?

IV. Сопоставление эпиграфов к уроку с афоризмами учащихся.

- Сформулируйте и запишите основную мысль рассказа в форме афоризма.

Афоризм - это изречение, выражающее какую - либо обобщенную мысль6 для него обязательны законченность мысли и отточенность формы.

У нас не перевелись и не переведутся праведники.

Их только не замечают, а если стать присматриваться, -

они есть.

Н.С.Лесков.

Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше

самодовольного богатства.

А.И.Герцен.

В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что

его основная дума - дума не о судьбе лица, а судьбе

России.

М.Горький.

- Сравните высказывания классиков с вашими афоризмами.

- В чем сходство ваших мыслей?

V. Обсуждение в группах результатов исследовательской работы,

выбор выступающих.

VI. Выступления учащихся. Мы начинаем работу в группах.

Поисковый лист 1-й группы

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.

Вопросы и задания.

  1. Где и когда, на основе каких событий был создан рассказ «Тупейный художник»?

  2. Где происходит действие рассказа?

  3. Есть ли прототипы у героев рассказа? Что о них известно?

  4. В чем особенность композиции произведения?

  5. Чем отличается речь автора от речи рассказчицы?

Сказовая форма не является открытием Лескова, но в отличие от Пушкина, Гоголя, Достоевского ,использующих сказ эпизодично, лесковская проза погружена полностью в сказовую форму.

6.Как вы думаете, могла бы история тупейного художника закончиться счастливо?

Крепостной художник Н.И. Аргунов написал

« Портрет П.И.Ковалевой - Жемчуговой».

Дочь кузнеца Параша Ковалева 13- летней девочкой сыграла роль Луизы в опере « Беглый солдат», растрогав и покорив публику крепостного театра графа Шереметева. У неё был замечательный голос и драматический талант. Это исключительный случай в истории русского крепостного театра: крепостная Прасковья Ковалёва стала графиней Шереметовой.

Итак, главные герои рассказа мастер своего дела, парикмахер Аркадий Ильич и непрофессиональная танцовщица Любовь Онисимовна. Они молоды, полны мечтаниями.

Поисковый лист 2-й группы.

Направление исследования: характеры главных героев. Можно ли назвать их праведниками?

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте главного героя - тупейного художника Аркадия Ильича? Почему его называют художником, мастером?

  2. Какой показана главная героиня рассказа - Любовь Онисимовна в собственном рассказе и в восприятии автора?

Рафаэль на своем полотне изобразил «Свяую Цецилию», в образе которой после спектакля должна была предстать Любовь Онисимовна. Это святая католической церкви, образ невинности. Она изображалась с музыкальными инструментами, считалась покровительницей исполнительского искусства, так как она услышала пение ангелов. Святая Цецилия пострадала за свои убеждения, как и героиня рассказа.


  1. Согласны ли вы с мнением литературоведа Владимира Муравьева, что Аркадий и Люба - «полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении всего рассказа».

Обоснуйте свое мнение?

Поисковый лист 3-й группы

Направление исследования: изображение крепостного права в рассказе; изображение крепостного права в русской литературе А.И.Герцен «Сорока - воровка».

Вопросы и задания:

1.Граф Каменский- хозяин крепостного театра. Можно ли сказать, что его образ дан «вполне в фольклорной традиции? Почему?

2.Кто еще из крепостников и как изображен в рассказе?

3. Как изображены судьбы крепостных в рассказе?

4.Как изображены «господские прислужники» (поп, тульский палач)?

5.Можно ли сравнить судьбы Любы из рассказа «Тупейный художник» и Анеты из рассказа А.И.Герцена «Сорока - воровка».

6. Только ли в эпоху крепостного права проявлялась жестокость в людях?

- Действительно, и в наше время мы встречаем злых, коварных людей, которые не задумываются над своими поступками, живут по закону все для своего благополучия.

Поисковый лист 4-й группы

Направление исследования: язык рассказа, изобразительно - выразительные средства.

Оформление таблицы, пояснение учеников. Выводы.

1. Построение фраз:

- инверсия: Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что

ничего и незаметно (10)

Эмоциональность

- прерывающиеся фразы : Как почуяла я, что это его терзают… и бросилась… в дверь ударилась, чтоб к нему бежать… а дверь заперта… Сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней… (14)

2. Обороты разговорной речи: А как всё представление окончилось, тогда сняли с меня платье герцогини де Бурблян и одели Цецилией - одно этакое белое, просто без рукавов, а на плечах только узелками подхвачено, - терпеть мы этого убора не могли. Ну а потом идёт Аркадий, чтобы мне голову причесать в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии, и тоненький венец обручиком закрепить, и видит Аркадий, что у дверей моей каморочки стоят шесть человек.

3. Изобразительно-выразительные средства:

- гипербола: А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена (11)

Восприимчивость к красоте и выразительности народной речи

- переносное значение слов: Снег так и брызжет из-под копыт у коней… (11)

И вдруг тут мы по льду какую-то речку перелетели… (11)

- олицетворение: Горе не спит (15).

- сравнения: Скотинки эти у меня как детки были (15)

Сердце у меня как уголь горит, и истоку нет (19) Доброта, способность тонко чувствовать, сопереживать

- просторечия: Наглядкою, мучительства, страдатели, ввечеру, отчаянные свадьбы, перевенчает, кровью истёк, кончается (умирает) и т.д.

- окказионализмы, слова, построенные на принципах народной этимологии : Подпури (попурри);

серьги камариновые (аквамариновые);

плакончик (флако нчик + плакать);

турецкий Хрущук (Рущук - город в Болгарии)

4. Обращения: Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное? (3)

Филюшка, батюшка! не слыхал ли, про что это люди идут да так любопытно разговаривают? (18)

Не могу, тёточка, - сердце у меня как уголь горит…

А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей…

Спасибо, голубчик, - не говори: мне это нужно (19) Доброе, мягкое отношение к окружающим, несмотря на пережитое

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы : Каморочка; старушка старенькая; во всю переднюю половинку; старой тонкой кисейкой затянут; старичок-священник… кричит скоренько; телятки тут были… много теляточек; постельку из свежей овсяной соломки сделала; покрыли рогожечкой, да в острог и повезли. Способность терпеть и прощать, терпимость к людям, сотворившим зло.

VII. Заключительное слово учителя.

Лесков - писатель исповедовал праведную Россию. Сам доживал, много работая в кабинете среди старых книг,фотографий. Завещал похоронить по самому низшему классу, поставить на могиле деревянный крест. А его герои живут среди нас.

Герои Н.С.Лескова - талантливые люди из народа: конюх Иван Флягин, герой «Очарованного странника»; кузнец, тульский оружейник из рассказа «Левша»; крепостной парикмахер, театральный гример Аркадий Ильич из рассказа «Тупейный художник»; солдат Постников из рассказа «Человек на часах». Всех их роднит стремление жить по заповедям Божиим, настоящая любовь к людям, самопожертвование, бескорыстие, трудолюбие и скромность.

VIII. Домашнее задание.

Творческая работа «Мое постижение героя рассказа Н.С.Лескова». Черты характера. Особенности речи.

IX. Рефлексия. Итог урока. Оценки за урок.






Муниципальное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

Островского района Костромской области



Аттестационный материал

учителя русского языка и литературы

Пачушкиной Елены Алексеевны




Поисковый лист 1-й группы

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.

Вопросы и задания.

  1. Где и когда, на основе каких событий был создан рассказ «Тупейный художник»?

  2. Где происходит действие рассказа?

  3. Есть ли прототипы у героев рассказа? Что о них известно?

  4. В чем особенность композиции произведения?

  5. Чем отличается речь автора от речи рассказчицы?

6.Как вы думаете, могла бы история тупейного художника закончиться счастливо?



Поисковый лист 2-й группы.

Направление исследования: характеры главных героев. Можно ли назвать их праведниками?

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте главного героя - тупейного художника Аркадия Ильича? Почему его называют художником, мастером?

  2. Какой показана главная героиня рассказа - Любовь Онисимовна в собственном рассказе и в восприятии автора?

  3. Согласны ли вы с мнением литературоведа Владимира Муравьева, что Аркадий и Люба - «полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении всего рассказа».

Обоснуйте свое мнение?


Поисковый лист 3-й группы

Направление исследования: изображение крепостного права в рассказе; изображение крепостного права в русской литературе А.И.Герцен «Сорока - воровка».

Вопросы и задания:

1.Граф Каменский- хозяин крепостного театра. Можно ли сказать, что его образ дан «вполне в фольклорной традиции? Почему?

2.Кто еще из крепостников и как изображен в рассказе?

3. Как изображены судьбы крепостных в рассказе?

4.Как изображены «господские прислужники» (поп, тульский палач)?

5.Можно ли сравнить судьбы Любы из рассказа «Тупейный художник» и Анеты из рассказа А.И.Герцена «Сорока - воровка».

6. Только ли в эпоху крепостного права проявлялась жестокость в людях?





Поисковый лист 4-й группы

Направление исследования: язык рассказа, изобразительно - выразительные средства.

Оформление таблицы, пояснение учеников. Выводы.


© 2010-2022