- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воронкина Е.Л. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Планирование по русскому языку для 5 класса составлено с использованием материалов ФГОС основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Планирование составлено из расчёта 5 часов в неделю (5 класс - 170 часов в год) и ориентировано на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). - М.: Просвещение, 2012.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
-
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Планируемые результаты изучения русского языка в 5 классе:
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
-
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
-
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
-
владеть техникой чтения;
-
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
-
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
-
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
-
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
-
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
-
правильно расставлять логические ударения, паузы;
-
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
-
доказательно отвечать на вопросы учителя;
-
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
-
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
-
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
-
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
-
создавать письменные высказывания разных типов речи;
-
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
-
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
-
делить текст на абзацы;
-
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
-
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
-
выражать свое отношение к предмету речи;
-
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
-
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
-
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
-
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
-
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
-
находить в художественном тексте явления звукописи;
-
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
-
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
-
правильно произносить названия букв русского алфавита;
-
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
-
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
-
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
-
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
-
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
-
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
-
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
-
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
-
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
-
распределять слова на тематические группы;
-
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
-
различать прямое и переносное значение слов;
-
отличать омонимы от многозначных слов;
-
подбирать синонимы и антонимы;
-
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
-
различать части речи;
-
правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
-
уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
-
отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
-
находить орфограммы в морфемах;
-
группировать слова по видам орфограмм;
-
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
-
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
-
выделять словосочетания в предложении;
-
определять главное и зависимое слово;
• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
-
выделять основы предложений с двумя главными членами;
-
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
-
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
-
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
-
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
-
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
-
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
-
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Литература:
-
Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. - М.: ВАКО, 2012
-
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2013
-
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2015.
-
Введенская Л. А. От собственных имён к нарицательным / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников, - М., 2010.
-
Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. - М., 1985.
-
Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. - М., 1991.
-
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
-
Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
-
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2015.
-
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
-
Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. - М., 1990.
№
урока
Тема урока
Количество
часов
Контроль
знаний
Дата
проведения
1
Язык и общение.
1
2
Ваш учебник.
1
3
Р/Р: Стили речи
1
Р/Р
4
Повторение изученного в начальных классах.
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
5
Орфограмма. Опознавательные признаки орфограммы.
1
6
Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.
1
7
Ур/пр: Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.
1
8
Правописание непроверяемых безударных гласных в корнях слов.
1
9
УР/ПР: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.
1
10
Правописание проверяемых согласных в корнях слов.
1
11
Правописание непроверяемых согласных в корнях слов.
1
12
Правописание непроизносимых согласных в корнях слов.
1
13
Ур/пр: Правописание согласных в корнях слов.
1
14
Буквы И, У, А после шипящих.
1
15
Разделительные Ь и Ъ
1
16
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
17
Р/Р: Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
1
Р/Р
18
Р/Р: Подробное изложение /Упр №70/
1
Р/Р
19
Части речи.
1
20
Глагол. Правописание -тся, -ться в глаголах
1
21
Личные окончания глагола.
1
22
Имя существительное.
1
23
Ь после шипящих.
1
24
Падежные окончания существительных.
1
25
Имя прилагательное.
1
26
Правописание падежных окончаний прилагательных.
1
27
Местоимение.
1
28
Р/Р:Тема текста. Основная мысль текста.
1
Р/Р
29
Обобщающий урок по повторению. Тестирование.
1
Т
30
Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в начальных классах».
1
К/Д
31
Р/Р: Сочинение-рассказ на тему: «Летние радости»(упр.118)
1
Р/Р
32
Анализ письменных работ.
1
33
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
1
34
Словосочетание. Строение. Способы выражения грамматической связи.
1
35
Виды словосочетания. Разбор словосочетания.
1
36
Предложение. Грамматическая основа предложения.
1
37
Виды предложений по цели высказывания.
1
38
Восклицательные предложения.
1
39
Р/Р: Сочинение-рассказ на тему: «Памятный день»(упр №157)
1
Р/Р
40
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
41
Сказуемое.
1
42
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
43
Нераспространённое и распространённое предложения.
1
44
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1
45
Определение.
1
46
Обстоятельства.
1
47
Предложения с однородными членами.
1
48
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
49
Ур/пр: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
1
50
Обращение.
1
51
Знаки препинания при обращении.
1
52
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.
1
53
Простые и сложные предложения.
1
54
Знаки препинания в сложных предложениях.
1
55
Союз и в предложениях с однородными членами и в сложном предложении.
1
56
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
57
Прямая речь.
1
58
Знаки препинания при прямой речи.
1
59
Ур/пр: «Знаки препинания при прямой речи»
1
60
Диалог. Знаки препинания при диалоге.
1
61
Повторение изученного по теме: «Синтаксис и пунктуация» Тестирование.
1
Т
62
Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация»
1
К/Д
63
Анализ контрольного диктанта.
1
64
Р/Р: Сочинение - рассказ по картине Ф.Решетникова «Мальчишки»
1
Р/Р
65
Фонетика. Гласные и согласные звуки.
1
66
Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
1
67
Согласные твёрдые и мягкие.
1
68
Р/Р: Повествование. Подробное изложение
1
Р/Р
69
Согласные звонкие и глухие.
1
70
Графика и алфавит.
1
71
Р/Р: Описание предмета. Сочинение-описание предмета.
1
Р/Р
72
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
1
73
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
1
74
Орфоэпия.
1
75
Фонетический разбор слова.
1
76
Повторение изученного по теме: «Фонетика» Тестирование
1
Т
77
Контрольный диктант по теме: «Фонетика»
1
К/Д
78
Р/Р: Сочинение-описание по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
1
Р/Р
79
Анализ письменных работ.
1
80
Лексика. Слово и его лексическое значение.
1
81
Однозначные и многозначные слова.
1
82
Прямое и переносное значение слов.
1
83
Омонимы.
1
84
Синонимы.
1
85
Антонимы.
1
86
Р/Р: Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
1
Р/Р
87
Повторение изученного по теме: «Лексика» Тестирование.
1
Т
88
Р/Р: Подробное изложение.(упр.375)
1
Р/Р
89
Контрольный диктант по теме: «Лексика»
1
К/Д
90
Анализ письменных работ.
1
91
Морфемика. Изменение и образование слов.
1
92
Окончание.
1
93
Основа слова.
1
94
Корень слова.
1
95
Суффикс.
1
96
Приставка.
1
97
Чередование звуков. Беглые гласные.
1
98
Варианты морфем. Морфемный разбор слова.
1
99
Р/Р: Выборочное изложение(упр.420)
1
Р/Р
100
Правописание гласных и согласных в приставках.
1
101
Буквы З-С на конце приставок.
1
102
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
1
103
Буквы О-А в корнях лаг/лож
1
104
Буквы О-А в корнях раст/ ращ/ рос.
1
105
Буквы О-Ё после шипящих в корне слов.
1
106
Буквы И-Ы после ц.
1
107
Ур/пр: «Разграничение безударной проверяемой гласной и букв и-ы после ц в корне слов.
1
108
Повторение изученного по теме: «Морфемика и орфография» Тестирование.
1
Т
109
Контрольный диктант по теме: «Морфемика и орфография»
1
К/Д
110
Р/Р: Сочинение-описание по картине П.Кончаловского «Сирень»(упр.470)
1
Р/Р
111
Анализ письменных работ.
1
112
Имя существительное как часть речи.
1
113
Р/Р: Рассуждение. Доказательства в рассуждении.
1
Р/Р
114
Р/Р: Сочинение-рассуждение.
1
Р/Р
115
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
1
116
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
117
Род имён существительных.
1
118
Имена существительные, имеющие форму только мн. числа.
1
119
Имена существительные, имеющие форму только ед. числа.
1
120
Три склонения имён существительных. Падеж.
1
121
Правописание падежных окончаний существительных ед. числа.
1
122
Обобщающий урок по теме: «Правописание падежных окончаний существительных ед. числа»
1
123
Р/Р: Подробное изложение с изменением лица.(упр.547)
1
Р/Р
124
Множественное число имён существительных.
1
125
Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
1
126
Повторение изученного по теме: «Имя существительное» Морфологический разбор имени существительного
1
127
Тестирование по теме: «Имя существительное»
1
Т
128
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»
1
К/Д
129
Р/Р: Сочинение-описание по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
1
Р\Р
130
Анализ письменных работ.
1
131
Имя прилагательное как часть речи.
1
132
Р/Р: Лексическое значение прилагательных. Роль прилагательных в тексте.
1
Р/Р
133
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
134
Правописание О-Ё после шипящих в окончаниях прилагательных.
1
135
Р/Р: Описание животного. Подробное изложение
1
Р/Р
136
Краткие прилагательные. Правописание кратких прилагательных.
1
137
Морфологический разбор прилагательных.
1
138
Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное» Тестирование.
1
Т
139
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
1
К/Д
140
Р/Р: Сочинение-рассказ по картине А. Комарова «Наводнение» (упр598)
1
Р/Р
141
Анализ письменных работ.
1
142
Глагол как часть речи.
1
143
Не с глаголами.
1
144
Неопределённая форма глагола.
1
145
Правописание глаголов неопределённой формы.
1
146
Правописание -тся/ться в глаголах.
1
147
Виды глагола.
1
148
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
1
149
Ур/пр по теме: «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
1
150
Р/Р: Невыдуманный рассказ о себе.
1
Р/Р
151
Время глагола. Прошедшее время.
1
152
Настоящее время.
1
153
Будущее время.
1
154
Спряжение глаголов.
1
155
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.
1
156
Правописание безударных личных окончаний глагола.
1
157
Морфологический разбор глагола.
1
158
Ь после шипящих в глаголах 2 лица ед. числа.
1
159
Ур/пр по теме: «Ь после шипящих в глаголах 2 лица ед. числа»
1
160
Р/Р: Употребление времён. Репортаж.
1
Р/Р
161
Повторение изученного по теме: «Глагол» Тестирование.
1
Т
162
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
1
К/Д
163
Р/Р: Сочинение-рассказ по рисунку
1
Р/Р
164
Анализ письменных работ.
1
165
Систематизация изученного. Разделы науки о языке.
1
166
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
1
167
Орфограммы в окончаниях слов.
1
168
Употребление Ь-Ъ
1
169
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
1
170
Итоговое тестирование.
1
Т
Итого
170
Т - 9
К/Д - 8
Р/Р - 26