Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5-7 классов школ VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Пояснительная записка……………………………………………....................................... 1-3

II. Содержание программы по классам…………………………………………………….. 4- 11

III. Оценка знаний, умений и навыков учащихся………………………………………….. 12-13

IV. Учебно-методическая литература…………………………… ……………………….. 13-14

V. Приложение……………………………………………………………………………..….15-18
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта о и на основе нормативно - правовых документов:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г № 273-ФЗ.;

2.Учебного плана образовательного учреждения;

3.Авторской учебной программы В.В. Воронковой. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9классы.: В 2 сборниках. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: «Владос», 2001.-Сб.1. - 232с.

4. Учебников:

Русский язык 5 класс. Учебник для спец. (коррек.) образоват. учреждений VIII вида/Н.Г. галунчикова, Э.В. Якубовская.-6-е.изд.-М.: Просвещение,2013.-263с.:ил.

Русский язык. Учеб. Для 6 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Н.Г. галунчикова, Э.В. Якубовская.-3-е.изд.-М.: Просвещение,2006.

Русский язык. Учеб. для 7 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. галунчикова, Э.В. Якубовская.М.: Просвещение,2006.-287с.:ил.

Цели обучения коррекционной школы VIII вида - это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо. Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

ЦЕЛЬ:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

ЗАДАЧИ:

  • Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

  • Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 ,6 ,7 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классах отведено 4 часа в неделю( 138 часов в год), в 6 - 3 часа в неделю (106 часов в год), в 7 классе -3 часа в неделю (105 часов в год). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Учащиеся должны:

  • овладеть навыками правильного грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • Повышать уровень общего развития учащихся;

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Развивать нравственные качества школьников.

На данном этапе обучения основной метод работы - упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.

  • Звуки и буквы.

  • Слово.

  • Предложение.

  • Связная речь.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.


Русский язык и развитие речи.

5 класс (4 часа в неделю,140 часов в год)

Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов

Количество часов

1.

Повторение

7

2.

Звуки и буквы

11

3.

Слово. Состав слова

24

4.

Части речи

5

5.

Имя существительное

14

6.

Изменение имен существительных по падежам

43

7.

Связная речь

12

8.

Предложение

11

9.

Повторение

13

Всего

140


Содержание тем учебного курса

Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь. Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой). Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение. Обобщение изученного материала за год.

Словарь.

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, инструмент ,канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

обозначать мягкость согласных буквой ь;

разбирать слово по составу;

выделять имя существительное как часть речи;

строить простое распространенное предложение;

связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

алфавит;

способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).





Русский язык и развитие речи.

6 класс (3 часа в неделю,105 часов в год)

Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов

Количество часов

1.

Повторение

6

2.

Звуки и буквы

5

3.

Состав слова

22

4.

Части речи

1

5.

Имя существительное

22

6.

Имя прилагательное

29

7.

Связная речь

8

8.

Предложение

9

9.

Повторение

3

Итого

105


Содержание тем учебного курса

Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово .Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный твердый знак (ъ).

Части речи. Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Связная речь. Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).

Предложение. Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении

Повторение. Обобщение изученного материала за год.

Словарь.

Агроном,антенна,апельсин,балкон,богатство,выкройка,вытачка,гербарий,депутат,директор, добыча,договор,женщина,инженер,интересный,календарь,кефир,командир,коммунист, конфета, космонавт,мавзолей,мандарин,материя,медаль,мужчина,оборона,океан,перрон,печенье, пожалуйста,председатель,прекрасный,рапорт,сейчас,семена,сервиз,середина,сметана, смородина,солдат,соседи,телеграмма,теперь,трибуна,фанера,фашист,фонтан,хозяин,шоколад, шоссе, экватор.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

-способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).




Русский язык и развитие речи.

7 класс (3 часа в неделю,106 часов в год)

Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов

Количество часов

1.

Повторение

11

2.

Состав слова

17

3.

Имя существительное

12

4.

Имя прилагательное

16

5.

Местоимение

11

6.

Глагол

20

7.

Связная речь

5

8.

Предложение

10

9.

Повторение

4

Итого

106


Содержание тем учебного курса

Повторение. Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисления без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1, 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глаголы на -ся (-сь).

Связная речь - упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Работа с деформированным текстом.

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).

Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Повторение пройденного за год.

Словарь

Антракт аппарат,бассейн,беречь,бригада,бутерброд,велосипед,гардероб,гастроном, государство,делегат,документ,кабинет,километр,лекарство,литература,манекен,мастер, масштаб,материк,милиция,монтаж,мороженое,мотор,насекомое,население,независимость, паспорт,патриот,планета,платформа,почерк,почтальон,программа,продавец, процент, революция республика,рецепт,сантиметр,слесарь,спектакль,стадион,стеречь,температура, токарь,тренер,тренировать,тротуар,универмаг,хирург,центнер,чемодан,экзамен,электричество.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

  • Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • Различать части речи;

  • Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

  • Писать изложение и сочинение;

  • Оформлять деловые бумаги;

  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

  • Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

  • Названия частей речи, их значение;

  • Наиболее распространенные правила правописания слов.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи

При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах - 65-70 слов.

- в словарном диктанте - 15-20 слов.

- объем творческих работ на уроке - 30-40 слов.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник №1 под редакцией В.В. Воронковой.

Допущено Министерством образования Российской Федерации. -М.: Владос, 2001г.

2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2000г.

3. Барская Н.М., Нисневич А.А. Обучение русскому языку в 5-8 классах специальной коррекционной школы. - М.: Просвещение, 2000г.

4.Русский язык 5 класс. Учебник для спец. (коррек.) образоват. учреждений VIII вида/Н.Г. галунчикова, Э.В. Якубовская.-6-е.изд.-М.: Просвещение,2013.-263с.:ил.

5.Русский язык. Учеб. Для 6 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Н.Г. галунчикова, Э.В. Якубовская.-3-е.изд.-М.: Просвещение,2006.

6.Русский язык. Учеб. для 7 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. галунчикова, Э.В. Якубовская.М.: Просвещение,2006.-287с.:ил.





Контрольные диктанты 5 класс

Диктант « До свидания, лето!»

Август подходил к концу. Солнце еще ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днем все холоднее березкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клены. В лесу стоит чуткая тишина. Всем жаль расставаться с летом.

Диктант: « Сказка»

В давние времена суслик и ворона были друзьями. Вместе они запасали на зиму колосья и съедобные травы. Раз улетела ворона в гости к сестрам и братьям. А суслик закрыл вход в нору и пошел спать. Стала ворона звать друга. Но суслик крепко спал. Осталась ворона без съестного припаса. И дружба врозь.


Диктант «Африканская зебра».

Африканская зебра- выносливое животное. Укус мухи цеце выдерживает, переносчика сонной болезни. Для лошади этот укус очень страшен. Ослы от него погибают. А зебра нет. В заповеднике на Украине живут африканские зебры. Далеко от родины, зато в безопасности. Степь широкая, воды много, хищников нет. А мало травы - подкормку дадут. Соли и мела.


Диктант «Удав»

Стоит на поляне дерево. Корни и ветки переплелись. Одна ветка вокруг ствола даже обернулась как змея. А это и есть змея. Сильный и страшный удав. Не пройти под деревом косуле, не пробежать мышке. И птица в кроне дерева не совьет гнездо. Разом обовьется змея вокруг добычи и съест ее.


Диктант «Зайка и Мурка»

Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзине. У зайчика были мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зеленые стебельки травы. А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца за своего котенка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке.


Диктант «Весна».

На тополе чирикали воробьи. Они дрались из-за своего скворечника. Кто займет этот уютный домик? Победу одержал самый сильный. Он скрылся в скворечнике и через минуту улетел по делам. Я смотрю вверх. По небу плывет пушистое облако. Оно заплывает за дерево. На фоне облака дерево кажется черным.


Контрольные диктанты 6 класс

Диктант «Медвежата»

Принесли охотники из леса двух медвежат в дом Прасковьи Ивановны. К весне медвежата подросли, окрепли, стали озорничать. Пришел я посмотреть на медвежат. А они ломают на крыше трубу. Кирпич отвалят, спустят его и слушают. Очень им это нравится. Ну что делать с озорниками? Взял я медвежат и отвел в зоосад.

Диктант «Осенняя ёлочка».

Елочка родилась осенью. Открыла глаза и осмотрелась кругом. Деревья роняли листья. Было тихо, спокойно и красиво. Прошло много лет. Но каждый год в день ее рождения деревья готовят ей подарки. Осина дарит красные фонарики. Клен роняет звездочки. Ива сыплет золотые рыбки.И стоит елочка радостная и счастливая. Лежат подарки на ее зеленых лапках.

Диктант «Красива степь утром».

Красивая степь утром. Жаворонок в небе поет миру свою песню. Весело прыгают нарядные кузнечики. Бабочки порхают над цветами.Низко пронеслась ласточка. Кого пронесла она? А это доверчивый кузнечик попал в ее клюв.

И вот уже солнце выкатилось из-за горизонта. Радовалась степь, вода в реке, ласточки и травы. Было радостно и хорошо.


Диктант « Оленёнок»

Старик оглянулся и присел. В десяти саженях стоял желтенький олененок. За ним охотник ходил три дня. Олененок был хорошенький, с желтым пушком на худеньком теле. Красивая головка была откинута назад. Он вытягивал тоненькую шею за молоденькой веточкой. Охотник хотел выстрелить в голову маленькому животному. Но точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье.

Диктант «На берегу реки».

Прозрачно и тихо на берегу реки. В тихих заводях плавают белые лилии и золотые кувшинки. Цветет водяная кашка.

Над зеркальной водой трепещут прозрачными крылышками легкие стрекозы. У самого берега скользят по воде быстрые водяные паучки. Чуть страшно шелестит высокая трава.. Жарче и жарче греет солнце. Хорошо после прогулки окунуться с головой в прозрачную холодную воду.


Диктант «Песня» .

Низкие, сильные голоса мужчин затянули старинную народную песню. ЕЕ подхватили звонкие голоса девушек. Голоса сливались, лились полноводной рекой. Заслушалась звездная тишина вечерней степи.

Песня! С давних времен человек доверял ей свои мечты, страдания и надежды. В радости она ликовала в мелодии степняка. В горе скупой слезой катилась по смуглым щекам. Песня помогала людям ощутить силу и радость жизни.

Контрольные диктанты 7 класс

Диктант « На лесной поляне еще греет солнце…»

На лесной поляне еще греет солнце, а на опушке леса уже поселилась прохлада. Подросла за лето дичь. Зацвели сосны и ели. Дохнет ветерок, и ложиться на золотую сушь рыжих иголок желтая пороша.

Лесные травы- по пояс. Синеют колокольчики, белеют ромашки. Душа радуется лесному урожаю. Сколько здесь желудей, орехов, ягод! Но лес уже умолк. Стихли певчие птицы, но еще трещат кузнечики и сверчки.

Диктант « Зной».

Над степью плыл зной. С самого утра у далекого горизонта поднималось прозрачное марево. Степные курганы меняли свои формы, становились похожими на огромные волны. Зной усиливался. Вдали сгущалась серая дымка. Хоть бы ветерок дунул. Но тихо в степи. Низко наклонились к земле поникшие травы.Над поселком повис одинокий коршун. Он махнул крыльями и застыл на одном месте. Скоро пойдет дождь.

Диктант «Иван-да- Марья».

Поздняя осень. Редко проглядывает солнце на один час, но зато как радостно на душе! Какое большое удовольствие доставляют нам листья на иве или маленький цветок под ногой. Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана. Да,это один Иван остался от двойного цветка Ивана-да-Марьи. Провожаю глазами цветок поздней осенью.

Иван, Иван, где теперь твоя Марья?


Диктант «Дождливый летний день».

Дождливый летний день. Я люблю такую погоду бродить по лесу. Летний дождь теплый. В городе сейчас грязь, а в лесу земля жадно поглощает влагу. И вы идете по мокрому ковру из прошлогоднего палого листа. Дождевые капли капают с деревьев.

Но вот выглянуло солнце, и лес засверкал алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное происходит вокруг, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

Диктант «Березка».

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестою. Когда сойдет в лесу снег, на березах набухают смолистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки капает сладкий сок. Певчие птицы прилетают в березовую рощу. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром стелются, цветут под березами голубые и белые подснежники.

Диктант «Бегство Мамая».

Как половодьем смыло отборные ряды мамаевых богатырей. Татары в панике бежали по Куликовому полю, падали, массами кидались в реку Непрядву. А русичи под звуки труб вставали с земли.

Мамай не ожидал поражения. Он бросил шатер, пестрые ковры, красивых невольниц и поскакал. Рот его дико скалился бессильем гневом. Уйти, набрать новое войско и отомстить. Он уже потерял славу, воинов, успех, даже саму жизнь, но все еще не догадывался об этом.

(72 слова)


© 2010-2022