Статья Развитие творческого потенциала учащихся на примере изучения романа Л. Н. Толстого Война и мир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Постнова Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Екатериновка Приволжского района Самарской области

Педагогический проект по теме:

«Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках литературы (на примере изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир в 10 классе)

Введение

«Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов).

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо.

На уроках литературы мы стремимся не только ввести своих учеников в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, воспитать потребность в чтении, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

Актуальность

Литература способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений.

Именно творческая личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, нужна в современном обществе. Человек с развитым творческим потенциалом всегда востребован в непрерывно меняющемся мире, потому что разрабатывает собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслит, осуществляет нравственный выбор и несёт за него ответственность перед собой и обществом, он в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.

Проблема:

Нам дана во владение русская литература - неисчерпаемая сокровищница для духовного, нравственного, эстетического воспитания учащихся, развития и саморазвития личности, раскрытия внутреннего потенциала ребенка. Но в современной школе происходит «отчуждение» языка от ребенка, угасание детского интереса к родному языку и литературе вследствие изучения «сухой» теории и свода правил и использования однообразных приёмов.

Цель работы: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся на уроках литературы на 3 ступени обучения.

Задачи, необходимые для достижения обозначенной цели:

Изучить методическую литературу.

Составить задания для развития творческого потенциала обучающихся.

На примере одной темы из курса литературы 10 класса (Роман Л. Н. Толстого «Война и мир») показать возможности использования современных технологий и приёмов, позволяющих развивать творческие способности обучающихся

Пробудить интерес учащихся к изучаемому произведению через проявление собственного мнения, видения образа, развития творческих способностей в различных видах работ обучающихся.

Ожидаемые результаты:

- Сформированное творческое умение работать с информацией любого типа (учебником, текстом, иллюстрацией, Интернетом и т. д.).

- Умение обучающихся творчески осмысливать, интерпретировать полученную информацию.

- Совершенствование творческого мышления, коммуникативных компетенций, повышение творческого потенциала выпускника.

Основная часть

Теоретическое описание модели

Используя различные современные технологии, методы, приемы на уроках литературы учитель сможет создать условия для интеллектуального развития обучающегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Технологии:

1. Педагогические мастерские (мастерская построения нового знания и мастерская творческого письма)

2. Развитие критического мышления через чтение и письмо

3. Кейс - технологии

4. Метод проектов

Приёмы:

1. Необычная формулировка темы урока: заголовок - метафора, заголовок - вопрос («За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»), заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе ("Загадки «Слова о полку Игореве»"), заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы («Образ Луки из пьесы М. Горького «на дне». «Святой» или «лукавый»?), заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а).

2. Работа с эпиграфом

Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.

1. Опорные схемы.

2. Диалог.

3. Мозговой штурм.

4. Игровые моменты («Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса», - утверждает Шалва Амонашвили):

А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном».

Каков рецепт этого «бульона»?

В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку.

В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.

Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

«Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.

5. Составление ассоциативных рядов.

6. Сравнение и аналогия.

7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия.

Современный урок литературы немыслим без приемов технологии развития критического мышления:

1. Инсерт

2. Кластер

3. Синквейн

4. Ключевые слова

5. Ассоциативные ряды

6. Перекрестная дискуссия

7. Письменная рефлексия

8. Трехчастный дневник

9. «Фишбоун»

Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения.

«Фишбоун» - «скелет рыбы».

Статья Развитие творческого потенциала учащихся на примере изучения романа Л. Н. Толстого Война и мир

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке. Возможна несколько иная схема.

В голове рыбы ставится «толстый вопрос».

Верхние плавники - это аргументы или причины.

Нижние плавники - это факты из произведения, подтверждающие аргументы.

В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».

Рассмотрим систему уроков по роману Л. н. Толстого «Война и мир» и на примере фрагментов некоторых разработок покажем, как будут использованы приёмы и технологии, позволяющие развивать творческий потенциал обучающихся

Описание моделей уроков с применением современных приёмов и технологий

Система уроков по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Роман «Война и мир». История создания. Особенности жанра романа-эпопеи, тематика, проблематика. Современники в романе. (1 том).

2. Изображение высшего света в романе, обличение низости. Салон А.П. Шерер, срывание масок.

3. Изображение войны 1805-1807 г. Нравственные истоки подвига Тушина и Тимохина. Сравнительная характеристика этих героев. (Дом. задание: «Шенграбенское сражение» план или устное сочинение)

4. Шенграбен. Мастерство Толстого в изображении батальных сцен. Анализ эволюции образа Ростова. (Дом. задание: письменная работа «Что открыл Шенграбен»)

5. Аустерлиц. Катастрофа русской армии. Авторское отношение к войне. Разочарование Болконского в Наполеоне. Аустерлицкое сражение для Ростова, Болконского, Безухова. Туман и небо Аустерлица. Роль природы, разоблачение наполеонизма. (Дом. задание: анализ Аустерлицкого сражения)

6. Семинар по 1 тому. «Семейная идея» в романе.

7. Эволюция образов Ростова, Безухова. Долохов - антипод Безухова. Дуэль, разрыв с Элен. Масонство.

8. Картины мира. Наташа Ростова, бал. Роль портрета и пейзажа. Курагин. Почему им увлекается Наташа?

9. Болконский во 2 томе. Ночь в Отрадном, встречи с дубом, отъезди Андрея, нравственное возрождение. Подготовка к семинару.

10. Семинар. Анализ 2 тома. (Дом. задание: письменная работа по 1,2 томам романа)

11. 3 том. Отечественная война 1812 года в романе. Приемы Толстого в изображении батальных сцен. Философский взгляд автора на проблему «Кто человек? Властелин или раб?». Образ Кутузова. Анализ эпизода отступления из Смоленска.

12. Москва накануне Бородинской битвы.

13. Квинтэссенция романа. Бородинское сражение. Мысль народная в романе. Роль морального фактора на войне. Анализ отъезда Ростова. (Дом. задание: составление таблицы Кутузов - Наполеон)

14. Кутузов - Наполеон. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Совет в Филях.

15. Народ и личность. Причины поражения Наполеона. Николай Ростов в 3 томе. Смерть князя Андрея. «Диалектика души», проникновение во внутренний мир.

16. Тихон Щербатый, Платон Каратаев в романе. Народное движение. Итоги войны. Жизненные итоги героев по 1-3 томам. Подготовка к семинару.

17. Семинар по 3 тому.

18. 4 том. Группировка действующих лиц, приемы раскрытия образов. Картины мира. Страдания Наташи после смерти Андрея, сближение с Марьей.

19. Гибель Пети Ростова, разоблачение войны автором.

20. Эпилог романа. Гуманизм Толстого, жизненные итоги героев.

21. Семинар по 4 тому и эпилогу.

22. Сочинение по роману.

Урок № 1 Роман «Война и мир». История создания. Особенности жанра романа-эпопеи, тематика, проблематика.

Индивидуальные исследовательские задания для учащихся:

1. Исторические персонажи - герои романа «Война и мир».

2. События русской истории в романе.

3. Географическое пространство романа.

Работа в группах на уроке:

Определить смысл слов «война « и «мир». Объяснить смысл названия романа.

Например, война - это вражда, разъединённость, конфликты между людьми, насилие, кровопролитие, дуэль, смерть, горе.

Мир - жизнь народа, не находящегося в состоянии войны, крестьянский сход, весь народ, Вселенная, жизнь, братство и др.

Урок № 2 В салоне А. П. Шерер

1. Слово учителя: В романе сказано: "В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо был молодой князь Андрей Болконский".

Опять прием лексического повтора, который что-то подчеркивает. Что важно сказать Л. Н. Толстому? (У Андрея есть свое лицо, т. е. свое мнение; важно обратить внимание не только на его речь, но и на выражение лица).

В общении людей друг с другом очень важно уметь уловить состояние души человека по выражению его лица. Существует, на первый взгляд, такая незаметная деталь, как улыбка. Когда люди улыбаются? Улыбки могут быть разные? Давайте понаблюдаем, как улыбки персонажей в романе Л. Н. Толстого раскрывают их характеры.

2. Учитель просит ребят открыть на рабочем столе файл "Страница" (Рисунок 1). Ребята читают тему, эпиграф, разбирают диаграмму и знакомятся с метафорическим рядом улыбок.

Задание: соотнести метафору улыбки с ее носителем, заполнив таблицу.

Работа требует погружения в текст романа с использованием закладок, заполнения электронной таблицы, коллективного обсуждения ответа по заданной проблеме. Каждой группе предложен "лист подготовки" к ответу. Дается время на подготовку.

Пример листа подготовки:

Князь Ипполит Курагин

1. Заполните таблицу, соотнеся метафоры улыбок с персонажами, носителями этих улыбок.

2. Докажите, что подобранная вами метафора к улыбке Ипполита соответствует тексту романа.

3. Какие черты характера призвана раскрыть такая улыбка?

7 персонажей - 7 групп - 7 листов подготовки.

Обсуждение итогов заполнения таблицы, отчет групп по своей улыбке - метафоре.

Правильный вариант ответов возникает после того, как представители групп докладывают результаты своей работы:

А. П. Шерер и князь Василий - улыбка - ширма.

Князь Ипполит - антиулыбка, улыбка идиота.

Элен - неизменяющаяся маска.

Маленькая княгиня Лиза - улыбка белочки с усиками.

Княгиня Друбецкая - оружие кокетки.

Князь Андрей Болконский - гримаса, усмешка.

Граф Пьер Безухов - душа, улыбка ребенка.

2. Может быть, у кого-то не так? На уроке должны прозвучать характеристики улыбок А. П. Шерер и князя Василия, Элен, Андрея, Пьера, а также зачитаны примеры из текста. В ходе обсуждения несовпадений (на моем уроке у ребят не совпали детали улыбки Элен и княгини Друбецкой) происходит углубление первичного представления о герое. Учитель предлагает внести исправления ошибок в электронную тетрадь.

Урок № 6 «Семейная идея» в романе «Война и мир»

1. Индуктор - легенда

По мнению Льва Николаевича, для счастья нужна тихая, семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. Эти слова будут эпиграфом урока.

Семья - это основа всей жизни человека, его счастья, спокойствия, душевного равновесия. В идеале семью скрепляет, скрашивает любовь и …понимание. В подтверждение этому расскажу легенду.

Легенда

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная - сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово ...

- Какое это слово? ПОНИМАНИЕ.

Исследование:

При подготовке к уроку класс делится на 3 группы. Каждая группа работает над составлением психологического портрета семьи: 1 группа - семья Ростовых, 2 группа - семья Болконских, 3 группа - семья Курагиных. При составлении психологического портрета необходимо было учитывать следующее: родители и дети, психологизм отношений, какой психологический климат в семье, характерные особенности семьи. Работу ведёт вся группа, один представитель каждой группы знакомит с психологическим портретом семьи.

Творческая работа в группах:

Составьте семейный кодекс…Ростовых, Болконских, Курагиных.

(Могут быть такие пункты: Ростовы - прекрасное гос теприимство, Болконские - строгость, требовательность, Курагины - расчёт, выгода. Знакомство с семейным кодексом.

Определите одним словом главный стержень каждой семьи. Например, Ростовы - любовь, Болконские - порядочность, Курагины - ложь, расчёт.

Визитная карточка семьи.

Урок № 10 Небо Андрея Болконского

Небо появляется в жизни князя Болконского не единожды.

Почему? Что это за художественный образ? И какое значение в романе он несёт?

Почему небо?

Актуализация личных впечатлений.

Не раз мы обращали глаза туда, ввысь…

- С чем ассоциируется для вас небо?

В мифологии небо - это место пребывания сверхъестественных существ, недоступное, непостижимое, великое, превосходное, цельное, но запретное для человека, потому что в небе - истина, тайна, которую человек знать не должен.

Составление цепочки ассоциаций.

Исследовательское чтение.

- Когда небо появляется в жизни князя Андрея впервые?

Итак, первый раз небо в судьбе князя Андрея появляется на поле Аустерлица.

Это кульминационный момент. А что было до этого? Как он прежде воспринимал жизнь?

И вот небо…

Предлагаем вашему вниманию отрывок из фильма С. Бондарчука «Война и мир»

Просмотр фрагмента фильма

- На каком композиционном приёме строится текст?

- Что чему противопоставляется?

- Найдите эпитеты, которые создают образ пустого и образ высокого.

- Образ пустого создаётся за счёт глаголов? Какие глаголы находятся в пространстве пустого и в пространстве высокого?

- Почему за счёт глаголов?

- Какая частица помогает создать образ пустого?

- Как помогает передать психологические движения души пунктуация?

- Князь Андрей обретает истину?

- В чём она?

Он счастлив.

- Но счастье это невечное. Что случилось в судьбе Андрея?

Когда Андрей едет, он не видит весеннего неба.

Работа с текстом, подготовка ответов на вопросы.

Разочарование.

Антитеза. Пустое и высокое (суетное и вечное)

Неизмеримо высокое, неясное, с тихо ползущими по нём облаками, бесконечное… (прилагательные). Испуганные, озлобленные…

Бежали, кричали, дрались, тащили…(градация). Ничего. Заглянул в пропасть

Жизнь кончена.

- Когда небо снова открывает ему тайну жизни?

Просмотр фрагмента фильма

- Что видит князь Андрей, открыв окно? Как он открывает небо?

- Какое небо?

- Что видит вначале?

И потом, на фоне неба Андрей слышит диалог… Какой мотив появляется в диалоге?

Что чувствует князь Андрей? Где найдёт он это возрождение?

Небо открывает окно в новую жизнь, в любовь.

И опять падение, разочарование, смерть! Как случилось? В Отрадном.

Ствол, трава, сучья… Беззвёздное, весеннее… Полёта… Путаница молодых мыслей и надежд. Возрождение через любовь. Потеря любви.

И третий раз появляется небо. В сцене смерти. У Толстого нет конкретного образа неба в этой сцене. Но С. Бондарчук этот образ заявляет. Что даёт ему на это право?

Просмотр фильма

Прочитайте отрывок. Найдите слова, которые обращают нас к небу.

Что значит абсолютное?

Чтение.

Небо - символ идеала. А идеала, по Толстому, быть не может. Вспомните любимую цитату Толстого.

Когда человек достигает идеала, он умирает, он становится неземным, небесным. Небо нереальное, абсолютное, неземное…

Метод незаконченных предложений.

Небо - это…

Рефлексия.

Какую роль играет небо в судьбе Андрея Болконского?

Изменилось ли ваше восприятие героя?

Домашнее задание.

1. Мини-сочинение. «Небо - это…».

2. Какие ещё символы мы видим на жизненном пути Болконского?

3. Какой символ, как вам кажется, мог бы появиться в кульминационных эпизодах жизни Наташи Ростовой или Пьера Безухова?

Урок № 8 «Сущность её жизни - любовь»

Ход урока:

1. Стадия вызова.

Аудиозапись «Лунной сонаты» Л. В.Бетховена.

Слово учителя: Мы слушаем неповторимую «Лунную сонату» Л. В.Бетховена - и сердце переполняется любовью, жизнью и поэзией. Сегодня на уроке мы поразмышляем на тему «Сущность ее жизни - любовь».

- Как связана эта музыка с нашим сегодняшним разговором?

(Жизнь, любовь и поэзия…Эти три начала слиты в любимой героине Л. Н.Толстого Наташе Ростовой. Ей и будет посвящен наш сегодняшний урок)

2. Стадия осмысления.

- Уважаемые друзья, а что значит слово ЛЮБОВЬ?

- Толковый словарь гласит: « Любовь - чувство самоотверженной привязанности».

- Самоотвержение - отказ от своих личных интересов для блага других. Именно это качество и является сущностью любимой героини Л. Н,Толстого Наташи Ростовой.

- Как связано имя героини с толкованием слова ЛЮБОВЬ?

Индивидуальное задание по семантике имени:

В книге Г. Успенского « Ты и твое имя» читаем: « Натали (Наталья) - от лат. « наталист» - родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали - день рождества, рождения. Существует и иное толкование, возводящее это имя к тому же европейскому корню, что и в имени Натан (дарованный)». Наталья - это благо, дар для других. « Где она, там свет», - утверждает Толстой и доказывает это текстом произведения.

- А как оценивают Наташу другие герои романа?

- Учитель: Наташа - жизнь. Напомню, что главная задача Л. Н.Толстого в « Войне и мире» - заставить читателя «полюблять жизнь». Потому Наташа и занимает такое исключительное место в произведении, что в ней воплощена живая жизнь, жизнелюбие полнее, чем в любом другом герое.

- Где вы видите истоки жизнелюбия Наташи?

Творческая группа представляет мини-проект:

Инсценировка эпизода «Ночь в Отрадном»

Творческое задание (сравнение литературных произведений и обоснование выбора):

группе учащихся необходимо познакомиться с сонетами У. Шекспира и выбрать соответствующий сонет к образу Наташи Ростовой.

Урок 13. Бородинское сражение - квинтэссенция романа. Мысль народная в романе.

Уроку можно дать спорное название - «Бородинская битва - победа или поражение?»

Урок проводится как исследовательская работа.

Проблемное задание:

В 7 главах, посвящённых битве, Пьер - действующее лицо. Почему день накануне битвы и частично саму битву Толст ой показывает глазами Пьера, невоенного человека?

При подведении итогов можно использовать приём «Фишбоун»: вверху - название сцены, внизу - запишем наблюдения, впечатления Пьера, в «хвосте» - ответ на проблемный вопрос.

Урок-исследование по роману "Война и мир" в 10-м классе "Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого"

Цель урока: развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.

1. Индуктор. Работа с эпиграфом:

Эпиграф: «Самое прекрасное - то, чего не увидишь глазами» («Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери)

Работа с эпиграфом. Вопросы для обсуждения:

- Согласны ли вы с точкой зрения Маленького Принца?

- Что можно не увидеть глазами?

- Что для вас является прекрасным?

- Подходит ли эпиграф для нашей темы?

2. На уроке проводится самостоятельная работа (исследование): составление сравнительной таблицы «Прекрасное и безобразное в понимании Л. Н. Толстого».

Постановка цели учителем:

Основной литературоведческий композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе - антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, прекрасное противопоставлено безобразному. Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу.

Позиция Л.Н.Толстого

Прекрасное безобразное

3. Развитие ассоциативного мышления. Дискуссия

Учитель. Обобщим всё сказанное (учащиеся пишут вывод по результатам самостоятельной работы). Мы отметили основные безобразные и прекрасные, в понимании Толстого, образы. Кто же стал идеалом прекрасного для русского писателя? Вы, наверное догадались, что это женский образ. А какой именно - предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциатии. Для размышления мы используем эти предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.

На столе учителя:

невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,

засохшая веточка,

хрустальная ваза,

незажжённая свеча.

Учитель: Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого и сделать вывод по своему ответу. Итак, с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисун ок в тетради и соотнести с героиней романа. Минута на размышление.

Заключение

В притче Ш. Амонашвили образно рассказывается о том, что нужно учителю, чтобы он развивал творческий потенциал учеников:

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Литература

1. Добротина И. Г. Современные модели урроков русского языка в 5 - 9 классах. - М. :Просвещение, 2014.

2. Ерёмина Т. Я. Педагогические мастерское: инновационнае технологии на уроках литературы. - М. :Просвещение, 2013.

3. Фефилова Г. Е. Литература10 класс: планы -конспекты уроков. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013.

© 2010-2022