Проект на тему Работа с одарёнными детьми

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление «Организация работы с детьми, проявившими признаки одарённости»

Шабунина Светлана Борисовна,

классный руководитель 5 б класса

МОУ Платошинская СОШ

Пермского района

С целью обогащения образовательной среды, благоприятной для самореализации одарённых детей в начальной школе мною разработан план работы с одарёнными детьми «Успех». Этот план реализую третий год. Имею определённые результаты: в классе 1 отличник, 8 ударников, 2 потенциальных ударника. Ученики моего класса успешно участвуют в школьных, районных, краевых, федеральных конкурсах. Родители совместно с детьми составляют и реализуют различные социальные, творческие и учебные проекты.

- участие учащихся в проектной деятельности - 100%

- участие учащихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах - 62 %

- участие учащихся в творческих выставках - 67%

- посещение дополнительных детских объединений - 100%

- ведение портфолио - 100%

Обобщение опыта работы с одарёнными детьми проводила на краевой научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в условиях реализации ФГОС», имею публикацию «Компетентностный подход в воспитании младших школьников» в краевом сборнике «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в условиях реализации ФГОС».

Изменения, происходящие сегодня во всех областях жизни, не могли не затронуть и сферу образования. Новые требования к системе образования закреплены в ФГОС начального общего образования, утвержденным МО РФ в октябре 2009 года, и включают в себя три составляющих:

- требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- требования к структуре основной образовательной программы НОО;

- требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО.

Смещение акцентов нового стандарта от содержания к ценности образования свидетельствует о необходимости создания такого образовательного пространства, которое бы инициировало деятельность младших школьников, способствовало усвоению знаний и универсальных учебных действий.

В современных условиях жизни образованность человека характеризуется его способностью и готовностью к самостоятельному решению проблем, самовоспитанию, самообучению и саморазвитию на протяжении всей жизни. Кроме этого, необходимо наличие инструментария, позволяющего формировать требуемые способности, и контрольно-измерительных материалов нового поколения, использование которых позволит оценить не столько степень сформированности у учащихся предметных знаний, умений и навыков, сколько проявление компетентностного поведения, которое предполагает:

- независимое, самостоятельное действие;

- гибкое использование средств деятельности;

- умение действовать в нестандартных ситуациях,

- умение презентовать свои достижения;

- способность находить нужную информацию

- способность следовать инструкции, работать по плану.

Цель работы с одарёнными детьми:

- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

Основные задачи:

  1. выявить одарённых детей и создать систему работы с детьми;

  2. отобрать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  3. использовать на уроке дифференцированный подход на основе индивидуальных особенностей детей;

  4. развивать у одарённых детей качественно высокий уровень представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;

  5. использовать научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;

  6. организовать разнообразную внеурочную деятельность;

  7. социально и психологически поддержать одарённых детей.

Ожидаемые конечные результаты:

  1. повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.

  2. обладание творческим воображением, умение изображать и создавать образы, выражая своё отношение к ним.

  3. участие в различных конкурсах (всероссийских, краевых и районных, школьных и классных).

Принципы работы с одарёнными детьми

1. принцип индивидуализации обучения.

  1. принцип опережающего обучения.

  2. принцип комфортности в любой деятельности.

  3. принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  4. принцип развивающего обучения.

Индивидуальная работа включает несколько этапов: первый - диагностические исследования личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение совместной деятельности; второй этап - вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности( способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия учащихся). Третий этап - проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащихся. Четвёртый этап - дальнейшее изучение возможностей продвижения учащихся на пути собственного развития. Пятый этап - корректирование.

Диагностические исследования проводила психолог школы. Результаты имели такие:

Уровень развития

высокий

средний

ниже среднего

низкий

1 класс

1 уч.

11 уч.

6 уч.

1 уч.

2 класс

2 уч.

12 уч.

5 уч.

1 уч.

При работе с одарёнными учащимися я использую некоторые правила:

- общение с учащимися на равных;

- удовлетворение желания деятельности со стороны учащихся;

- создание атмосферы творчества, поиска, интеллектуальной загруженности;

- использование различных методов поощрения интеллектуальных усилий;

- проведение мероприятий, направленных на разностороннее развитие личности учащихся;

- формирование навыков самовоспитания, самоутверждения, самоконтроля;

- формирование нравственных качеств личности у одарённых детей.

Следует отметить, что важным в работе с одарёнными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечения дальнейшего развития.

Основная задача работы с одарёнными детьми - так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую несколько форм ученической деятельности

1.В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

- работа в группах;

- мини-проекты;

- игра (деловые игры и путешествия),

- творческие и нестандартные задания.

Для развития творческого мышления и воображения учащихся предлагаю такие задания:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно - следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты.

2. При проведении школьных декад у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся и их родители проводят КВН «Родная природа», «Знатоки родного языка», «В мире сказок». «Любимая математика».

3. Театрализованные праздники - особая форма работы с детьми. Дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одарённых детей к сотрудничеству с педагогами и работе по самосовершенствованию. Учащиеся во втором, третьем классе провели театрализованные праздники в детском саду, реализуя социальные проекты «В гостях у сказки».

4. Особое место уделяю подготовке к олимпиадам. По итогам школьной олимпиады по математике 2011-2012 учебного года мои ученики заняли с 1-5 места, по русскому языку - 1 и 2 место. Двух учеников готовила индивидуально для участия в «Марафоне знаний».

5. Индивидуальные планы по освоению предметов приготовила только для двух учащихся, некоторые темы изучаем в группе с другими одарёнными детьми. Например, предмет окружающий мир изучают 6 учащихся.

6. Предметные кружки ведут педагоги дополнительного образования.

7. Большую работу провожу среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, крае и так далее. Совместно с родителями помогаем ученикам достичь поставленных целей. С каждым годом количество желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность. Таким образом, пополняется портфолио учащихся.

8. Один раз в четверть провожу среди одарённых детей интеллектуальный марафон. Использую пособие Т. Н. Максимовой «Интеллектуальный марафон». Соревновательный характер данного марафона способствует самостоятельному поиску дополнительного развивающего материала по предметам. Для интеллектуального развития всех учащихся класса второй год работаю по дидактическому материалу «Развивающие задания». Это пособие помогает ученикам моего класса в решении краевых тестовых заданий.

9. В первом и втором классах родители моих учеников разрабатывали и реализовывали социальные творческие проекты. В третьем классе мы составили учебный проект «Развитие». Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Реализуют проект родители.

Месяц

Мероприятие

Ответственный

октябрь

КВН по окружающему миру «Родная природа»

Крамаренко Н, И.

ноябрь

Литературная викторина «В мире сказок».

Спортивный праздник «Дружная семья».

Гулина Е. П.

Воробьёв И. А. , Власов А.Ю.

декабрь

КВН «Поле чедес»

Воробьёва Н. В.

январь

Викторина «Моя малая Родина»

Власова Н. И.

февраль

«Умники и умницы»

Федосеева А. Г.

март

Мини-проект «Сударыня Масленица»

Крамаренко Н. И.

апрель

Деловая игра «Медицина»

Гулин В. А.

май

КВН «Любимая математика»

Воробьёва Н, В.

У каждого мероприятия свои определённые задачи. Ожидаемые результаты проекта:

- участие в мероприятиях всех учащихся класса,

- развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся,

В конце учебного года планируем с психологом школы провести диагностические исследования с целью выявления степени сформированности у учащихся предметных знаний, умений, навыков.

При работе с одарёнными детьми возникают и проблемы:

Проблемы одарённых детей

Уязвимость одарённых детей

Неприязнь к школе, так как школьная программа скучна для них.

Стремление к совершенству.

Игровые интересы. Им нравятся сложные игры.

Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворения, отсюда-низкая самооценка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным, социальным развитием.

Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Нетерпимость к детям с низким интеллектуальным развитием. Потребность во внимании взрослых. Сверхчувствительность.

Вывод.

Проблемные уроки, внеурочная деятельность учителя, внеклассная работа родителей, дополнительное образование - вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.






© 2010-2022