Правописание мягкого знака в именах числительных

1. Познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных. 2. Создать алгоритм доказательства его написания; 3. тренировать полученные умения; 4. развивать творческие способности через моделирование правила. 5. Развитие логического мышления через выполнение различных заданий. 6. Развитие орфографической зоркости. 7. Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи. 8. воспи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание мягкого знака в именах числительныхПравописание мягкого знака в именах числительныхПравописание мягкого знака в именах числительных

Средняя школа №4 г. Кандыагаш.




Подготовила: учитель русского языка

М. К. Жуманбетова.







г. Кандыагаш, 25 ноября 2015 год.


Тема: Правописание мягкого знака в именах числительных.

Цель: 1. Создать условия для усвоения правильного написание мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.

2. Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов.

3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.

4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.

5. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных.

2. Создать алгоритм доказательства его написания;

3. тренировать полученные умения;

4. развивать творческие способности через моделирование правила.

5. Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.

6. Развитие орфографической зоркости.

7. Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою

мысль согласно грамматическим нормам речи.

8. воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.

9. Воспитывать трудолюбие, стремление узнавать что-то новое ежедневно.

10. Учить давать оценку своей деятельности и деятельности своего товарища.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, цветные карандаши, книга «Математика», «Дүниетану», «Қазақ тілі», чистые листы формата А3, «планшеты» для оценивая своей работы, проектор, ноутбук, экран, презентация по теме урока, раздаточный материал (тексты, карточки с именами числительными), колокольчик.

Планируемые результаты:

  1. Развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

  2. Развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

  3. Способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка).

  4. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  5. Применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.

Структура урока:

1. Подготовительный этап урока. 1 мин.

2. Организационный момент. 0,5 мин.

3. Деловой настрой. 0,5 мин.

4. Целеполагание. 5-6 мин

5. Проверка домашней работы. 1 мин.

6. Фронтальный опрос. 1 мин.

7. Объяснение новой темы. 2-3 мин.

8. Закрепление полученных знаний. 5-6 мин. 20 мин

9. Развитие речи (Диалог «В столовой»). 2-3 мин.

10. Работа в группах. 7-8 мин.

11. Разминка «Полминутки для шутки». 2 мин.

12. Физкультминутка. 2 мин.

13. Подведение итогов. Блиц-опрос. (Игра «Давайте познакомимся»!»). 5-6 мин.

14. Рефлексия («Игра + - »). 2 мин.

15. Оценивание. 2 мин.

16. Домашнее задание. 1 мин.





ХОД УРОКА


1.Подготовительный этап урока: обучающихся заранее разделили на группы по 8 человек, детям было предложено выбрать капитана.

2. Организационный момент (Эмоциональный настрой).

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Только вместе, только дружно

Получить «пятёрки» нужно.

3. Мотивация к учебной деятельности.

- Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

- Зачем нам нужны знания?

(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

- Как нужно работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

-А теперь я попрошу вас назвать вежливые слова, которые мы с вами прошли на прошлом уроке и тем самым передайте свое хорошее настроение окружающим.

-Здравствуйте!

-Доброе утро!

-Приветствуем Вас! и т.д.

4. Самоопределение к учебной деятельности (Целеполагание.).

- У каждого урока есть своя тема. На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой частью речи?

Сколько? Два или пятнадцать,

Девять, десять или двадцать.

Ну а вдруг сто двадцать пять?

Который? Первый, иль второй,

А может быть тридцать седьмой.

Часть речи я изумительная,

А называюсь я … числительным.

- А тему сегодняшнего урока мы сейчас попробуем угадать.

- Посмотрите на слайд, прочитайте слова про себя, определите части речи и обратите внимание на мягкий знак.

Давай подумаем!

1 группа. 2 группа. 3 группа.

пятнадцать пятьдесят пятьсот

шестнадцать шестьдесят шестьсот

восемнадцать восемьдесят восемьсот

девятнадцать семьдесят девятьсот

- Какими частями речи являются слова? (Именами числительными)

- А что можете сказать о мягком знаке в этих словах? (ь есть во всех словах, служит для обозначения мягкости согласных, в словах первого столбика пишется в конце, а во втором и третьем столбике - в середине слов)

- Предлагаю поработать в группах и попробовать объяснить: 1 группа - почему в числительных первого столбика ь пишется на конце слова, а 2 и 3 ряды соответственно второй и третий столбики слов - почему в этих числительных ь пишется в середине слова. Используйте маркеры, фломастеры; главное постарайтесь найти объяснение места мягкого знака в числительном, вывести правило и на чистом листе смоделировать его с помощью знаков, слов, каких-то значков. Примерно через 2-3 минуты каждый ряд представит нам свои модели правила (памятки, опорные сигналы).

- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?

(Выступление каждой группы, защита своей модели правила).

- Так какова тема урока сегодня? (Правописание ь в именах числительных)

- Молодцы! Таким образом, сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя числительное». Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься? (Ответы детей).

- Верно, сегодня мы будем изучать правописание мягкого знака в числительных, а также повторять и обобщать изученное. Откройте тетради, запишите число и тему урока (написать на доске). На прошлом уроке мы с вами узнали много о числительном, убедились, что без него не существует ни одна наука, без него мы беспомощны и в повседневной жизни. Умения правильно произносить и писать числительные, необходимы нам и на каждом школьном уроке. Попробуем убедиться в этом. Для начала давайте узнаем, какие уроки у вас сегодня по расписанию.

Расписание уроков 4 «А» класса на 25 ноября.

  1. Русский язык

  2. Математика

  3. Познание мира (Дүниетану)

  4. Казахский язык

  5. Физкультура

Вот какие сегодня у вас уроки. Не обойдемся мы, конечно, и без переменки, даже столовую не забудем посетить. О начале и конце урока нам будет извещать звонок. Сегодня мы будем работать в группах.

Звенит звонок на первый урок.

5. Проверка домашней работы (1 урок - русский язык).

- По расписанию первый урок у вас русский язык. Давайте начнем с проверки домашней работы. В упражнении №5 на странице 56, вам было предложено образовать наречия от прилагательных.

(Один ученик читает, класс проверяет и сравнивает со своей работой, классифицирует имена прилагательные и наречия). Молодец!

6. Фронтальный опрос (Разминка «Как знаешь части речи»).

- Какие признаки имени прилагательного как самостоятельной части речи вы можете назвать?

- Какие признаки имени наречия как самостоятельной части речи вы можете назвать?

- А какие еще самостоятельные части речи вы знаете?

- Какие части речи знаете?
- Существительное - это…
- Прилагательное - это …
- Глагол - это…
- Местоимение - это…

- Наречие - это …

- Числительное - это …
- Предлог - это…
- Назовите служебные части речи.

7. Объяснение новой темы.

- Посмотрим на правило написания ь в числительных (Слайд №8). (Чтобы определить место ь в числительном, смотрим на состав слова. У простых числительных (состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать) мягкий знак пишется в конце слова, а в сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) - в середине слова.

- А есть ли два ь в числительном? ь в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно - он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет!

- Откройте учебник на с.57. Как авторы учебника предлагают нам определять написание ь в именах числительных? (Запомнить, в каких числительных и где пишется ь). Вы можете пользоваться любым способом, который вам удобнее.

8. Закрепление полученных знаний (Работа с учебником).

- Закрепим наше новое знание, выполнив упражнения.

Упражнение №7. Напишите числительные в два столбика: в первый столбик - числительные с ь на конце слова, во второй - с ь в середине слова (2 ученика работают у доски).

Упражнение №8. Спишите числительные напишите словами.

ПЕРЕМЕНА

9. Развитие речи (Диалог «В столовой»).

- Кажется, мы проголодались, давайте на переменке сбегаем в столовую. Я предлагаю вам поработать устно и продолжить диалог, который называется «В столовой».

1 группа.

- Тебе нравятся булочки в нашей столовой?

-

- А сем они тебе нравятся?

-

2 группа.

- Скажи пожалуйста, сколько стоит булочка в столовой?

-

- Спасибо!

-

3 группа.

- Поделись, пожалуйста, со своей булочкой?

-

- Спасибо тебе большое!

-

ЗВЕНИТ ЗВОНОК НА УРОК.

10. Работа в группах.

- Вот и закончилась переменка, нас ждут следующие уроки - математика, познание мира, казахский язык и физкультура.

Каждой группе выдается индивидуальное задание. За 3-4 минут они должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе.

1 группа «Математика».

- На каких уроках мы часто встречаемся с именем числительным? ( На математике)

- Как записываем имена числительные на математике в тетрадях? (Цифрами)

- А как называется математика в русском языке? (числительное)

- Почему именно так названа эта часть речи?

Записать примеры, заменяя числа словами. Определить вид числительного и падеж.

38+2=40

54-13=41

2 группа «Познание мира».

- А в предмете «Познание мира» для чего нужны числительные?

- Выпишите из текста числительные и расскажите о них.

Аспалы (гондола) жол.

Аспалы (гондола) жолдың ұзындығы 4572 м. ол әлімдік деңгейдегі осындай үшінші жол. Мұндағы 114 кабинаның әрқайсысына 8 адам отыра алады. Секундына 6 м жылдадықпен қозғалғанда, 1 сағатта 2000 жолаушы тасып улгереді екен.

3 группа «Казахский язык».

- Переведите пословицы на казахский язык. Объясните, чем отличается написание числительных в русском и казахском языках.


  1. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

  2. Семеро одного не ждут.

  3. Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений.

- Скажите ребята, почему цифра семь является священной у казахов?

Молодцы!

ПЕРЕМЕНА

11. Разминка «Полминутки для шутки».

- С числительными можно даже ребусы составить. А ну-ка, попробуйте отгадать слова.

Смор1а, элек3к, 100л, о5, 7я, 100п, 40а, 100янка, 40а, ви3на, 100л, те100, 100 лб, рас100яние.

ЗВОНОК НА УРОК

12. Физкультминутка.

- Скажите ребята, сейчас у нас какой урок? (физкультура).

- Как раз мы подустали, давайте разомнемся. Для начала «По порядку рассчитайсь!»

(Первый, второй, третий…). Продолжить счет по порядку дальше?

-А как можно назвать такие числительные?

Раз, подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть

- Какие это числительные? (количественные)

- Почему?

Умницы!

13. Подведение итогов. Блиц-опрос. (Игра «Давайте познакомимся»!»).

- Имена числительные окружают нас повсюду. Поэтому очень важно уметь правильно их употреблять в речи. Умеете ли вы это делать без ошибок? Проверим!

- Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных? А как часто, на ваш взгляд, мы их употребляем? (Ответы детей).

- Довольно часто. Я вам сейчас это докажу. Я буду задавать вам самые обычные вопросы. Вы можете не давать полных ответов, а отвечать кратко. Но сможете ли вы при этом обойтись без числительных? Давайте проверим?

Вопросы классу:

- Сколько тебе лет?

- В каком году ты родилась?

- Назови, пожалуйста, свой адрес.

- Назови, пожалуйста, номер своего телефона.

- В каком классе ты учишься?

- Сколько мальчиков в вашем классе?

- Сколько девочек в вашем классе?

- Сколько у тебя друзей?

- Сколько пальцев на руке? (5)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Сколько солнышек на небе? (одно)

- Сколько глаз у человека? (2)

- Сколько рук у собаки? (ноль)

- Посмотрите в упражнение №9 на стр. 57. Давайте запишем ответы на вопросы.

(шестьдесят минут в одном часе, шестьдесят секунд в одной минуте, сто сантиметров в одном метре, тысяча граммов в одном килограмме).

Молодцы!

- Ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете: без числительных наша речь невозможна и употребляем мы их довольно часто.

14. Рефлексия («Игра + - »).

- У вас на планшетах есть вопросы ответьте на них поставив рядом + или -.

Я умею находить числительные в тексте.

Я умею различать количественные и порядковые числительные.

Я знаю вопросы числительных.

Я умею применять числительные в речи.

Я могу написать ь знак в числительные без ошибок.

15. Оценивание (Самооценка).

- Оцените свою работу на уроке. Посчитайте, сколько плюсов вы набрали за свои задания.

- Поставьте оценку своей работе в планшетах.

16. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Упражнение №10 на стр. 57. Доскажите предложения.

Упражнение №11 на стр. 57. Прочитайте пословицы и объясните значение.

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

- Молодцы! Спасибо всем за работу! Желаю успешного продвижения по лестнице познания!

-Желаю вам получать каждый день новые знания, думать, размышлять, удивляться и искать новые пути решения.

-Спасибо за урок! До скорых встреч!!!

© 2010-2022