- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе Чтобы жить и светиться, надо много трудиться А. Платонов
Урок по литературе Чтобы жить и светиться, надо много трудиться А. Платонов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зуева Г.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»(6а КЛАСС)
Цели:
Обучающие:
-
расширить представление о литературной сказке;
-
активизировать познавательную деятельность средствами ТСО, проектной деятельностью;
-
раскрыть детям понятие сочувствие, сострадание;
-
формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
-
Развивающие:
-
развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения;
-
развивать навык диалогового общения;
-
развивать навык составления проекта и синквейна.
Воспитательные:
-
расширить представление о любви, милосердии, доброте, дружбе, умении сопереживать;
-
воспитывать в детях любовь к природе.
Оборудование:
-
портрет А.Платонова
-
тексты сказки «Неизвестный цветок»
-
презентация урока
-
мультфильм
Методические приёмы:
-
беседа с элементами диспута
-
художественное чтение произведения, сопровождаемое показом презентации
-
исследование
-
аналитическая беседа
-
использование компьютерных технологий
-
индивидуальное творческое задание
-
комментированное чтение
-
музыкальное сопровождение текста
-
проектная деятельность
Ход урока
Здравствуйте, ребята.
Сл.1
Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по сказке -были Андрея Платонова «Неизвестный цветок».
Сл.2
С именем этого автора, замечательного прозаика, публициста, вы уже знакомы. А сегодня нам предстоит ещё одна, надеюсь, незабываемая встреча.
Ребята, за время своего существования человечество сделало очень много всяких открытий: были открыты древние цивилизации, новые острова и различные законы природы, но иногда открытия подстерегают нас неожиданные и совсем рядом, хотя иногда кажется, что на долю современного человека уже ничего не осталось.
А открытие мы совершим вместе с автором Андреем Платоновым, которое возможно, изменит хотя бы отчасти вашу жизнь, ведь только постоянно изучая себя и то, что окружает тебя, мы развиваемся, не останавливаемся на достигнутом. А вот благодаря чему происходят с человеком такие изменения? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
-Ребята, вы любите цветы?
Сл.3
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «цветок».
(красота, радость, тепло, аромат, весна, солнце, природа)
- Действительно, цветы - это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, прекрасным
Сл.4
-Как вы ухаживаете за ними?(поливаете, вносите удобрения…)
-А сейчас, ребята, мы посмотрим мультфильм «Неизвестный цветок» (и вместе постараемся разобраться, почему цветок выжил (и еще излучал свет? На этот проблемный вопрос мы постараемся ответить с вами .)
- Итак, о чём эта сказка?
Сл.5
Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос.
1. Об открытии способа разговаривать с цветами.
2.Об открытии закона выживания растений на пустыре.
3.Об открытии способа разводить цветы .
4.Об открытии прекрасного вокруг нас.
5.Об открытии душевных качеств человека.
- Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока?
Сл.6
Чтобы жить и светиться, надо много трудиться.
- В рабочей тетради напишите тему урока.
Сл.7
-Какие задачи мы поставим перед собою?
1.Найти ключевые эпизоды и фразы, которые помогают понять поступки и характер героев
2.Понять, что хотел сказать автор читателям
3.Осознание того, чтобы жить и светиться, надо много трудиться;
4.Найти свой смысл в сказке-были
- Почему произведение названо сказкой-былью?(сказочные и реальные события)
Сегодня мы будем работать с вами в группах.
Задание: создать проект.(звучит музыка)
1 группа Назвать сказочные элементы.
2 группа Реальные
Защита проекта.
-Назовите названия цветов, которые вы знаете
-А как называется наш цветок? (неизвестный)
-Почему?
-Когда мы смотрим на красивые цветы, нам кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная. Всегда ли это так?
Ребята, давайте обратимся к тексту сказки.
1 группа- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите и зачитайте отрывки.
- Делаем вывод: жизнь цветка была трудной, одинокой, безрадостной.
2 группа - Найдите в тексте описание цветка, зачитайте вслух.
- Почему автор сравнил цветок со звездой?
( автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной)
1 группа - Были ли у цветка радости? Какие? для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питьё - дождевая влага, и радость - тёплые лучи солнца)
- Скажите, а была ли у цветка цель в жизни? ( Он трудился день и ночь, чтобы не умереть.)
2 группа - Что помогает цветку выжить, преодолеть все трудности? ( Труд и сила духа)
-Как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях?(. («Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок появился случайно, нечаянно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)
- В чём убеждает нас автор? (Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)
- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? (Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.)
- Считает ли цветок себя звездой? (Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим светящуюся звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)
-Почему цветок автор сравнивает с героем? (А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? («Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций)
- Делаем вывод: цветок наделён ощущением, которое испытывает живое создание, борется за жизнь, как настоящий герой, даёт жизнь сильному потомству.
2 группа - Кто и почему потревожил одиночество цветка?
( чтение эпизода по ролям)
- Почему Даша оказалась около пустыря? Какое было у неё настроение?
(грустное; Даша шла на станцию, чтобы отправить письмо маме)
1 группа - Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?( дети дискутируют)
-1.она вспомнила сказку, рассказанную мамой;
- 2.эта сказка подтолкнула Дашу разыскать источник благоухания;
-3. Даша была любознательной;
-4. ей было грустно, потому что она была далеко от мамы;
- 5.Даша была любознательной и хотела узнать, что за цветок так приятно пахнет.
2 группа - Как вы думаете, какое значение имела эта встреча для цветка и для Даши?
( Цветок поддержал Дашу в тот момент, когда она грустила. Даша проявила сочувствие, сострадание к маленькому цветку)
- Сочувствие, сопереживание, сострадание - это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному.
- В чём проявилось сострадание Даши?
( она познакомилась с цветком, постаралась его понять, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему настоящим другом.)
- Итак, что же открыла Даша для себя?
( она открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал.)
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? («Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций)
-А какое открытие сделали вы для себя?(Нужно проявлять сочувствие и сострадание к тем, кто нуждается в этом. Дорожить дружбой. Надо много трудиться, чтобы чего-то добиться в жизни.
Сл.
- Ребята, а сейчас постараемся создать синквейн об одном из главных героев. (если кто-то затрудняется, то можно работать в парах)
1 группа-Даша
2 группа -цветок
- Познакомимся с правилом написания синквейна. Внимание на экран!
( через несколько минут дети зачитывают свои синквэйны.)
- Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.
- Итогом нашего разговора станет создание своего цветка.(звучит музыка).как вы думаете, какие качества должны быть присущи ему?
- Ребята, любое живое существо на земле - цветок, человек заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, « приоткрыть» своё сердце. А просто ли это? Понять другого - не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок. Надо трудиться, чтобы воспитать в себе эти качества. И я желаю вам вырасти настоящими людьми, чуткими , милосердными и трудолюбивыми.
Спасибо за урок!
-Ребята, неизвестный цветок погиб. Что ж, выходит, он прожил свою жизнь зря?
- Найдите выражения, описывающие жизнь цветка-сына.
( был живой, был сильнее отца, немного лучше его)
Вывод:
Так цветок-труженик нашёл продолжение в своём потомке, который, упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильным и прекрасным.
2 группа - Писатель не случайно «вырастил» сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал?
( чтобы мы задумались о том, что у любого живого существа есть корни, есть место, в котором он живёт, и далеко не всегда это место и условия жизни можно выбрать по своему желанию. Но нужно бороться .)
Д.З.: написать письмо сыну-цветку.
Звучит музыка Грига «Пер Гюнт» Утро)
- То, как мы живем, что мы видим вокруг себя, какого цвета наш мир, зависит от нас самих. И мы вправе решать, оставить ли в своем мире только серые, тусклые краски или раскрасить его всеми цветами радуги.
1 группа - Почему и как изменилась жизнь на пустыре?
- Что почувствовала Даша, увидев преобразившийся пустырь?
( ей стало грустно, она не нашла того цветка, о котором помнила всю зиму)
-Ребята, неизвестный цветок погиб. Что ж, выходит, он прожил свою жизнь зря?
- Найдите выражения, описывающие жизнь цветка-сына.
( был живой, был сильнее отца, немного лучше его)
Вывод:
Так цветок-труженик нашёл продолжение в своём потомке, который, упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильным и прекрасным.
2 группа - Писатель не случайно «вырастил» сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал?
( чтобы мы задумались о том, что у любого живого существа есть корни, есть место, в котором он живёт, и далеко не всегда это место и условия жизни можно выбрать по своему желанию. Но нужно бороться .)
- Какие чувства вызывает у вас этот цветок? (уважение).
-Создадим проект.
1 группа Что хотел Платонов донести до нас, написав эту сказку?
2 группа Какими должны быть люди, по мнению Платонова, по отношению к окружающим?
- Итак, о чём же эта сказка? Какой скрытый смысл открывается читателю?
« об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа»)
-Какое открытие вы сделали для себя?
-А сейчас постараемся создать свой цветок.
- Ребята, любое живое существо на земле - цветок, человек заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, « приоткрыть» своё сердце. А просто ли это? Понять другого - не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок. Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих .
Д.З.: написать письмо сыну-цветку.
-А сейчас, ребята, выскажите свое мнение об уроке.( Я сегодня узнал… Особенно интересно было…)
- То, как мы живем, что мы видим вокруг себя, какого цвета наш мир, зависит от нас самих. И мы вправе решать, оставить ли в своем мире только серые, тусклые краски или раскрасить его всеми цветами радуги.
Об этом и о многом другом сказка - быль А.Платонова «Неизвестный цветок».
Звучит музыка Грига «Пер Гюнт» Утро)
А сейчас давайте попробуем проделать в своём сердце ту работу, которую проделал этот маленький удивительный цветок, ведь если это оказалось под силу ему, значит, и мы справимся. Мы будем слушать музыку и представлять, как в нашем сердце зарождается любовь и расцветают такие же удивительные цветы, « ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, значит, кто-то хочет, чтобы они были», давайте дарить друг другу радость открытий маленьких и больших, как это удалось Даше, которая открыла этот маленький, но такой сильный цветок.
Почему цветок автор сравнивает с героем? (А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? («Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций)
- Можно сказать, что девочка спасла цветок от одиночества? А цветок чем ей отплатил?
- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?( Чтобы выжить и быть счастливым, надо много трудиться. Помоги ближнему, и он тебя отблагодарит, подарит радость.
(Это поучительная история о том, как «меж камней и глины» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в «чистое золото поэзии сердца».)
Работа по тексту
- Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Зачитайте. Здесь значима каждая деталь, каждое слово.
1. Какое чувство звучит в этих первых строках? (чувство щемящего одиночества, вечная тоска сиротских душ, живущих на земле)
2. Что вы чувствуете в описании? (грусть, печаль и даже тоска)
3. Подумаем, какие слова в первых двух предложениях помогут нам понять настроение автора? (маленький - никто - на земле)
4. Почему важным оказалось для нас не только слово «маленький», но и сочетание «на земле»?
5. Какое прилагательное хочется добавить к слову «на земле»?
Маленький цветок - на огромной земле
- Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу
Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос:
«Как тебя зовут?» (меня никто не зовет, я один живу) Цветок одинок
Мир Платонова - мир всеобщего сиротства и разобщенности.
Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные, забыты и нелюбимы даже предметы и механизмы. Мир словно разбит на кусочки. И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие выжить цветку.
- Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка?
Перечитаем строки: «она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери» (Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору)
- Как помогли дети цветку? (в трудную минуту поддержали маленький и одинокий цветок именно дети)
- Почему автор именно детям предоставляет право изменить совершенство мира?
Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету»
- Только ли о потомках цветка идет здесь речь?
Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с детьми: «Дети - спасители Вселенной», - писал Платонов
Идея «всеединства», духовного объединения людей - извечный мотив русской христианской философии - у Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить «братство звезд, зверей и людей»
- Как описывает Платонов расцветший цветок? (сравнивает со звездой)
Читаем описание «Венчик у него был составлен…»
«Человек и Вселенная - одно, и человек сам та же сила, которая бьется и дышит в звездах и траве» А. Платонов из статьи «О любви»
- Что поможет объединить распавшую вселенную, положить конец всеобщему сиротству? (любовь и труд)
Для преодоления зла люди должны объединиться и осуществить «братство звезд, зверей и людей»;
Против враждебных сил нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и открытыми сердцами. Вторая идея сказки - идея жизни
Перечитаем описание пустыря
Образы - старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь
- Как неживая природа в лице голого пустыря превращается в живую? (цветок преодолевает все мучения, борьба не только тела, но и духа)
- Чтобы не исказить платоновскую идею - идею жизни, подчеркнем глагольным рядом, выбранном из текста, мучительные усилия цветка по преодолению враждебных «яростных» сил природы
Семечко приютилось, томилось, впилось в камень
Цветок сторожил ветер и влагу, трудился, превозмогал терпением
- Каким враждебным силам сопротивлялся цветок? (голод, боль, усталость, безжизненность почвы пустыря)
-Как можно одним словом передать такую жизнь цветка? (трудная)
- Найдите в тексте слова, однокоренные с этим прилагательным?
Трудная - труд, трудиться, трудна, труженик
- Мы видим, что понятие труд - одно из ключевых в сказке.
Автор неоднократно подчеркивает, что только напряженный, мучительный труд поможет цветку преодолеть все препятствия.
-Что, кроме физической силы, потребовалось цветку, чтобы преодолеть все трудности? (Сила духа)
Главная мысль «Для того, чтобы преодолеть враждебные силы природы, превратить неживое в живое, безобразное и низкое в прекрасное, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться»
Перечитайте, пожалуйста, два последних абзаца сказки.
- В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему?
- Найдите выражение, описывающее жизнь цветка-сына. (Был живой и терпеливый, был сильнее отца, немного лучше его)
Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным.
В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды, чтобы появилось «братство звезд, зверей и людей»
- Чему научила вас сказка?
- То, как мы живем, что мы видим вокруг себя, какого цвета наш мир, зависит от нас самих. И мы вправе решать, оставить ли в своем мире только серые, тусклые краски или раскрасить его всеми цветами радуги.
Об этом и о многом другом сказка - быль А.Платонова «Неизвестный цветок».