Рабочая программа элективного курса Анализ текста (9 класс)

Данная рабочая программа предназначена для учителей русского языка и литературы, преподающих в 5-9 классах. В данной программе прописаны цели, задачи курса, календарно-тематическое планирование, предполагаемые результаты.Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Рабочая программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента основного общего образования и авторской программы элективного курса Полуниной Г.М. «Текст. Теория и практика.Элективные курсы по русскому языку» Москва «Чистые пруды», 2009

Одно из главных направлений программы - развитие культуры читательского восприятия художественного текста, совершенствование речевой культуры, удовлетворение обучающимися своих познавательных потребностей и получение дополнительной подготовки к экзаменам по русскому языку и литературе в новой форме.

Элективный курс носит пропедевтический характер, т.е. готовит обучающихся к сдаче экзамена в Х1классе в форме ЕГЭ.

Структура программы позволяет сохранить единство, взаимосвязь между отдельными занятиями, всем курсом в целом, требованиями к экзаменационным материалам по русскому языку.

Программа предполагает усвоение обучающимися понятия «комплексный анализ текста» как характеристику текста по тем параметрам, признакам, комплекс (единство, синтез) которых и представляет собой текст как единицу языка и речи. В школьной практике категориальными признаками текста принято считать следующее : наличие или возможность заглавия, тема, основная мысль ( идея), авторская позиция, делимость - микротемы, их смысловая и структурная взаимосвязь, композиционная завершенность, стилистическое единство.

Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Предлагаемый элективный курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Продолжая такую работу в старших классах, учитель может больше внимания уделять языковому анализу отдельных произведений художественной литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного творчества.

Программа элективного курса тесно связана с основным курсом обучения русскому языку и предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии.

Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса ,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;

  • выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;

  • выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.

Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).

В ходе занятий с текстом у обучающихся происходит развитие устной и письменной речи, развитие словарного запаса, умение выражать свои мысли. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Цели :

  • повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

  • Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Задачи :

  • Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;

  • Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные;

  • Обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи;

  • Формирование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • Формирование умения применять полученные знаний на практике;

  • Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.

Вид курса - предметный

Продолжительность - 17 часов.

Формы проведения занятий :

1) лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;

2) Проектно-исследовательская деятельность.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:

  • примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;

  • высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;

  • лингвистические справки о происхождении терминов;

  • определение новых понятий.

Методические принципы построения курса:

  • нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);

  • избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;

  • минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;

  • равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.

Методическая система достижения цели:

Для достижения требуемых результатов используются следующие технологии:

- проектно- исследовательская технология;

- технология проблемного обучения;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- информационные технологии;

-работа в парах ( разноуровневая работа : сильный - слабый).

Средства достижения цели:

- Рабочая программа.

- Тексты для анализа на каждого ученика.

- Интернет- ресурсы.

- Специально- оборудованный кабинет.


Календарно- тематический план.


Тема занятия, основные понятия

Повторение орфографии, синтаксиса и пунктуации

Виды работ

Кол-во

часов

Дата

план факт

1.

Текст и его строение.

Признаки текста.

Комплексный анализ текста.

Повторение в начале года

Индивидуальная, анализ текстовых отрывков, определение признаков текста

1

2.

Определение функционального стиля речи

Групповая,

работа по тексту и по тестам.

1

3.

Тема текста и его микротемы.

Сложносочинённые предложения

Самостоятельная работа.

1

4.

Работа с основной мыслью текста

Индивидуальная,

Работа по текстам.

1

5.

Анализ композиции текста.

Сложноподчи

нённые предложения с придаточными определитель

ными и изъяснительными

Поисковая,

групповая, работа по тестам.

1

6

Смысловые и грамматические связи предложений.

Коллективная, работа с текстом

1


7

Лексическое богатство русского языка. Тропы

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Коллективная

1

8

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Омонимы.

Поисковая,

индивидуальная.

1

9.

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, олицетворение, сравнение

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными

Групповая,

работа по отрывкам из произведений.

1

10.

Поисковая работа,

индивидуальная.

1

11.

Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля»

Бессоюзное сложное предложение

Самостоятельная поисковая работа.

1

12.

Языковой анализ текста.

Создание собственных текстов.

Творческая

индивидуальная работа

1

13.

Звуковые образные средства русского языка. Особенности звуковой организации художественного текста. Смысловая функция звукописи Логическое ударение как усиление смысловой нагрузки слова. Интонация.

Обобщение по теме «Сложное предложение»

Выборочная работа

1

14.

Морфологические средства выразительности. Имена существительные, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия в речи.

Групповая работа по текстам.

1

15.

Синтаксическое богатство русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи.

Повторение и обобщение по всему курсу русского языка

Индивидуальная работа по текстам.

1

16.

Контрольная работа. Комплексный анализ текста.

Индивидуальная контрольная

творческая работа

1

17

Заключительное занятие анализ контрольной работы

1



Содержание тем:


Занятие № 1.

Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. Закрепить и обобщить знания о тексте, его строении. Провести пробный анализ текста по вопросам.

Занятие № 2.

Лекция. Познакомить с функциональными возможностями стилей речи ( особенности, функции).

Практика. На примере образцов текстов определять стили речи, их функциональные возможности.

Занятие № 3.

Практика. Знать понятие «тема текста», «микротема». Уметь при анализе текста выделять микротемы Синтаксическое богатство русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи.

Занятие № 4.

Практика. Знать, что одной из особенностей текста является основная мысль (идея). На примере текстов уметь определять основную мысль, авторскую позицию. Повторить синтаксический разбор ССП, находить их в тексте.

Занятие № 5.

Практика. Уметь самостоятельно находить в тексте тему, идею, составные части ( начало, развитие мысли, вывод).Повторить синтаксический разбор СПП, находить их в тексте.

Занятие № 6.

Практика. Знать, что в тексте предложения связаны языковыми средствами. Повторить знания о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. Повторить синтаксический разбор СПП, находить их в тексте.

Занятие № 7.

Лекция. Дать понятие «Лексические и грамматические средства языка». Закрепить знания о разделах лингвистики : лексике и грамматике. Дать понятие « изобразительно- выразительные средства языка», привести примеры на каждое из них. Синтаксическое богатство русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи.

Занятие № 8.

Практика. Уметь анализировать текст. Подбирать синонимы, антонимы и омонимы. Синтаксическое богатство русского языка. Повторить синтаксический разбор СПП, находить их в тексте.

Занятие № 9, 10

Практика. Уметь анализировать текст, находить метафору, олицетворение, сравнение. Повторить синтаксический разбор СПП, находить их в тексте.

Занятие № 11

Практика. Учить приводить аргументы с использованием лексических и грамматических средств языка. Повторить синтаксический разбор БСП, находить их в тексте.

Занятие № 12

Контрольное занятие. Проверка умений, знаний и навыков учащихся по созданию собственного сочинения- рассуждения на лингвистическую тему с использованием лексических и грамматических средств языка. Повторить синтаксический разбор сложных предложений, находить их в тексте.

Занятие № 13.

Лекция. Дать понятие о логическом ударении как усилении смысловой нагрузки слова. Интонация предложения. Значение инверсии.

Практика. Уметь анализировать свою работу, используя критерии оценивания сочинения. Знать, что при оценке грамотности учитывается объем изложения и сочинения. Повторить синтаксический разбор сложных предложений, находить их в тексте.

Занятие № 14.

Практика. Знать о роли морфологических средств выразительности: имена существительные, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия в речи. Уметь находить их в тексте, определять роль.

Занятие № 15.

Лекция. Дать понятие о синтаксическом богатстве русского языка, экспрессивном использовании предложений разного типа, о стилистических фигурах речи.

Практика. Уметь находить в тексте синтаксические конструкции. Определять их роль в соответствии с авторским замыслом.

Занятие №16.

Контрольное занятие. Проверить умение обучающихся создавать собственные тексты на основе исходного ,использовать критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему.

Занятие № 17

Практика. Уметь анализировать собственную работу, находить и комментировать ошибки, используя критерии оценки сочинения на лингвистическую тему.



Требования к уровню подготовки обучающихся:


Курс носит практическую направленность. В конечном итоге должен повысить уровень языкового (речевого) развития обучающихся, необходимого для успешной сдачи письменного экзамена по русскому языку в новой форме.

Через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.

Обучающиеся должны знать:

1. Требования к комплексному анализу текста.

2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент; изобразительно-выразительные средства языка.

3. Грамматические и речевые нормы (типы логических, грамматических , речевых ошибок);

4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом для его анализа.

Учащиеся должны уметь:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. владеть формами обработки информации исходного текста;

4. работать с текстами разных стилей заданиями;

5. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

6. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи)

7. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

8. редактировать собственное сочинение

9. применять теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Интернет - ресурсы:

  • fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html

  • fipi.ru/view/sections/170/docs/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/

urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор

2. компьютер.

3. Экран


© 2010-2022