Тема: Интегрированный итоговый урок по повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба в контексте мировой литературы

Тема: Интегрированный итоговый урок по повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба в контексте мировой литературы. Цель: Проверка усвоения знания текста и анализа художественного произведения; развивать навыки устной речи; прививать интерес и любовь к истории Украины и её героическому прошлому; ознакомить с шедеврами мировой литературы. «Он (Гоголь) сказал нам, кто мы таковы,  чего недостает нам, к чему должны  стремится, чего гнушаться и что любить…» Н.Г.Чернышевский.   1.  Карта Украины, где флажком отмечена Запорожская Сечь (Запорожье), г.Дубно. 2.  Портреты: Н.В.Гоголя, Н.В.Лысенко, Гийома Аполлинера, Э.Хемингуэя, И.Репина. 3.  Репродукция картины И.Репина «Запорожцы». 4.  Портрет Д.Яворницького и его 3-х томный труд «История запорожского козачества». 5.  Иллюстрации к повести «Тарас Бульба». Худ.: ПП.Соколов, Д.А.Шмаринов, М.М.Деречус, Е.А.Кибрик 6.  Кроссворд по повести «Тарас Бульба».    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Интегрированный итоговый урок по повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба в контексте мировой литературы.


Тема: Интегрированный итоговый урок по повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба в контексте мировой литературы.


Тема: Интегрированный итоговый урок по повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба в контексте мировой литературы.














Тема: Интегрированный итоговый урок по повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба в контексте мировой литературы.

Цель: Проверка усвоения знания текста и анализа художественного произведения; развивать навыки устной речи; прививать интерес и любовь к истории Украины и её героическому прошлому; ознакомить с шедеврами мировой литературы.

«Он (Гоголь) сказал нам, кто мы таковы,

чего недостает нам, к чему должны

стремится, чего гнушаться и что любить…»

Н.Г.Чернышевский.

Наглядность

  1. Карта Украины, где флажком отмечена Запорожская Сечь (Запорожье), г.Дубно.

  2. Портреты: Н.В.Гоголя, Н.В.Лысенко, Гийома Аполлинера, Э.Хемингуэя, И.Репина.

  3. Репродукция картины И.Репина «Запорожцы».

  4. Портрет Д.Яворницького и его 3-х томный труд «История запорожского козачества».

  5. Иллюстрации к повести «Тарас Бульба». Худ.: ПП.Соколов, Д.А.Шмаринов, М.М.Деречус, Е.А.Кибрик

  6. Кроссворд по повести «Тарас Бульба».


Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя. Сегодня мы завершаем работу над повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

На протяжении нескольких уроков мы не только знакомились с содержанием произведении, его героями и их судьбами, но и переживали вместе с ними трагические для истории Украины моменты. Мы осознали, как именно надо любить свою Родину: не отделяя своей судьбы, своих интересов от устремлений и отчаяний родной земли, своего народа, соотнося свои идеалы с его идеалами.

Итак, еще раз обратимся к тем проблемам, которые поднимает в своей повести Николай Гоголь.

  1. Тема матери-женщины, матери-Родины.

  2. Тема козачества (Запорожская Сечь) и национально-освободительного движения украинского народа против польских завоевателей.

  3. Тема беззаветного служения Родине; тема братства.

  • Назовите жанр повести «Тарас Бульба»

(историческая повесть)

  • Какова тема повести?

(борьба украинского народа за национальную независимость от польско-литовских захватчиков.)

А также узнаем, какое воздействие и влияние оказала повесть Гоголя «Тарас Бульба» на творчество художников; композиторов; поэтов и прозаиков разных стран и времен.

Основная часть урока.

  1. Тема матери-женщины, матери-Родины.

С чего начинается Родина для каждого человека? С улыбки матери, того маленького мирка, который окружает малыша.

В героической повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» нет места сентиментальности. Образ матери выписан не так ярко, как образ Тараса Бульбы и его сыновей, Остапа и Андрея. С.33,36,38,39,40. Но она мать и именно она дала жизнь этим богатырям. Автор 4 раза использует один и тот же эпитет, упоминая о матери.

  • Что это за эпитет? («Бедная мать «)

  • Как называется такой повтор? (Рефрен)

  • С какой целью автор использует его? Значение слова бедная в данном контексте.(«Бедная»- от «беда», а не социальный статус матери).

  • С кем еще сравнивает мать Гоголь? (с чайкой) «С жаром, страстью, с слезами, как степная чайка вилась над детьми своими.» (І гл.)

  • Найдите строки к иллюстрации "мать и сыновья"

  • При описании чего встречаемся со словами «чайка»?(описание степи стр.46)

  • Гоголь - мастер пейзажа. Как вы думаете, с какой целью он вводит в повесть описание степи? Какова эта степь? (Можно зачитать из повести, а можно из тетради: описание степи утром, днем, вечером - ночью.)

  • С чем сравнивает Гоголь степь? (с океаном стр. 45)

- Почему именно на фоне этих двух «океанов» показан Тарас с сыновьями?

  1. Показать, о чем думал каждый из них.

  2. Природа, степь - родной дом козаков, это их Родина, которую нужно защищать. А это под силу только сильным и мужественным людям.

  3. Широкая степь - широкая душа. Отсюда истоки героизма козаков.

  4. Любование степью, восхищение, изумление и восторг - выражение любви к Родине.

- Какую роль играет описание Днепра?

  1. Днепр - символ, часть Родины и ее мощи.

  2. Козаков испытывали тем, что они должны были переплыть Днепр против течения.

  3. Днепр - последнее препятствие перед приездом на Запорожскую Сечь.


Тема козачества…

(использовать карту Украины, показав город Запорожье, Запорожскую Сечь на о. Хортица)

Учитель: (Тарас Бульба о Сечи: «Вот где наука, так наука! Там школа; там только наберетесь разума».)

- с.49 «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот отсюда разливается воля и козачество на всю Украину.»

- Если законы Сечи были такими жесткими, почему таким, казалось бы, простым был прием на Запорожскую Сечь? В чем он заключается? Объясните. Зачитайте с.50. что из этого исходит?

Запорожская Сечь для козаков - это неотъемлемая часть их жизни, одно из составных понятия «Родина». В мирное время козаки уходили в «луга и пашни, на днепровские перевозы, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали… но стоило зазвучать боевому кличу - козаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага.» Все это нашло свое отражение в исторических сочетаниях летописях, народных песнях, приданиях.

Так, украинский композитор Н.В.Лысенко написал оперу «Тарас Бульба». В ней использованы украинские народные песни «Гей, літа орел»...(ария Тараса), «За світ встали козаченьки». Считалось, что это народные песни. Но, может, вы припомните чьему перу принадлежат они? (Маруся Чурай).

Козаки умели не только хорошо воевать, они обладали превосходными чувством юмора. Эту особенность подметил русский художник Илья Репин и написал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Она была любимой картиной художника. Художник восхищался образами запорожцев. Он говорил: «Недаром про них Гоголь писал. Все это правда! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось.»

Художник работал над картиной более чем 30 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

Репин отображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания по адресу султана, смеются над каждым метким, удачно найденным словом, смеются над своим кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их поражения. ( инсценизация картины)

В центре картины - умный проницательный атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Он смеется сдержано, внимательно вглядываясь в лица товарищей, радуясь их твердому духу и безграничному веселью. В выражении его лица, в свободной динамичной позе, ощущается достоинство, уверенность в себе, сила и человечность. Весь его облик исполнен обаяния.

Возле него - писарь, который явно испытывает чувство удовольствия, вставляя в письмо очередное словцо. На его умном, ироничном лице тонкая язвительная усмешка.

Обращает на себя внимание могучий козак в красном жупане и белой папахе, раскатистым хохотом отвечающий на шутку товарища. Тонким, почти беззвучным смехом смеется худенький старичок с седым оселедцем. А рядом с ним громко хохочет молодой красавец, лихо запустивший за ухо свой роскошный ус и одетый в цветистые зеленые одежды - трофей какого-нибудь восточного похода.

Жесты, разнообразие одежды и снаряжение Козаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев. Ощущение силы возникает еще потому, что центральная группа дана не изолировано, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собою весь горизонт.


  1. В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского козачества?

  2. Укажите какие места повести Гоголя «Тарас Бульба» вспоминаются вам при рассматривании картины Репина..

  3. Кого из героев «Тараса Бульбы» «узнаете» вы на картине Репина?

Послушайте ответ Козаков турецкому султану в интерпретации украинского поэта С.Руданского. (1 ученик зачитывает)

  • А вот еще один вариант «Письма…»

Царя небесного харцизе,

Високорогий сатано!

Не годимося ми в підлизи,

Жери но сам своє лайно:

Воно нам в пельку не полізе.

Крамарю грецький просмердівсь

Ти люлькою на честь ісламу

І палями обгородивсь,

Швидка напала б твою маму,

І ти в дришлинах уродивсь.

Подільський кате! Струп'я вкрило

Тобі все тіло, мов шпориш.

Конячий зад, свиняче рило,

Побережи дурній свій гріш

На масті і святе курило.

Эти строки принадлежат французскому поэту Гийому Аполлинеру. Поляк по происхождению, он, поэт, как гражданин мира, с теми, кто стоит за справедливость.

Козачество… Огромна сила его. Священны его заповеди.


  • Какова же основная заповедь козачества? (товарищество). «Нет уз святее товарищества…

  • Отрывок на изусть. (1 ученик). С.77.

  • Докажите, что узы товарищества священны, исходя из текста.

  1. Остап никогда не видывал своих товарищей;

  2. Кошевой вырос на целый аршин, когда решили идти на Дубно.

  3. Козаки поспешили на выручку своим товарищам под Дубно;

  4. Никто не смеялся с Козаков, взятых в плен и выставленных на городской стене.

  5. Козаки идут выручать товарищей, взятых в плен татарами а Запорожье.

  6. Козак Толкач не отставляет раненого Тараса Бульбу, а две недели везет его до Запорожья.

(за голову Тараса обещано 2000червонцев)

  1. Тарас, погибая, предупреждает товарищей и дает советы.

  2. Остап, идя на эшафот, подбадривает товарищей.

    • Вспомните слова, которые говорят козаки в последние минуты своей жизни. С81

    • Исходя из этого скажите, в чем же видят козаки смысл своей жизни? Определите идею повести.

(идея любви к Родине, готовность отдать все на благо и счастье отчизны. Смысл жизни - в подвиге во имя большой справедливости.)

История козачества - это целая эпоха в истории Украины. Многие историки, этнографы обращали свои взоры к этой теме и посвящали ей годы исследовательской работы. Всем известно имя Д.Яворницкого, выдающегося украинского историка, этнографа, писателя, которому принадлежит 3-х томный труд «История запорожского козачества». В г.Днепропетровске исторический музей носит его имя. Кстати, писарь со знаменитой картины Репина «Запорожцы» списан с Д.Яворницкого.

Подвиг Козаков не был забыт. К.Симонов написал балладу «Тарас Бульба». Свои стихи посвятил козакам и наш земляк Гасенко А.П.

У Козаков выросла достойная смена, и традиции козачества не умерли. Можно привести множество примеров из истории Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов, когда воины жертвовали своей жизнью ради Отчизны и товарищей. Так, В.Таллалихин направил свой горящий самолет на фашистскую колону. Наш земляк А.Матросов, спасая жизни товарищей, прикрыл амбразуру дзота своим телом. А герои - молодогвардейцы? А история смерти нашего земляка, авиамеханика эскадрильи Нормандия - Неман Володи Белозуба? В наши дни наш земляк Александр Шаповалов пожертвовал собой ради спасения товарищей. Он закончил нашу школу, его именем названа улица, на которой он жил.

Итог урока, Объявление оценок.

Подведя итог нашего урока, хотелось бы вспомнить о таком эпизоде.

Когда-то к американскому писателю Эрнесту Хэмингуэю обратилась молодая писательница с просьбой составить список книг, которые ей необходимо прочитать. Хэмингуэй среди жемчужин мировой литературы назвал и повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба».

Надеюсь, что для вас тоже эта книга будет не просто очередным произведением из списка программной литературы, а станет уроком любви к матери-женщине, матери-Отчизне.

Что он, Гоголь, сказал нам, кто мы таковы, чего не достает нам, к чемк должны стремится, чего гнушаться и что любить.














1











2








3












4




5












6








7









8










9









10





































  1. Вид козацкого оружия.

  2. Воинское звание Тараса Бульбы.

  3. Город, который козаки взяли в осаду.

  4. Поступок, за который Тарас наказал своего сына Андрея.

  5. Река, на берегу которой погиб Тарас.

  6. Название сборника, в который вошла повести «Тарас Бульба».

  7. Польский гетьман.

  8. Старая тяжелая винтовка, которую заряжали через ствол.

  9. В кого должен был верить козак, чтобы быть принчтым на Запорожской Сечи?

10.О ком сказано «И погиб козак…»?

Ответив на все вопросы, сможете прочитать по вертикали ключевое слово.





© 2010-2022