- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методический бюллетень «Стоит дерево древлянское» (методическая неделя русского языка и литературы)
Методический бюллетень «Стоит дерево древлянское» (методическая неделя русского языка и литературы)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федорова Ю.В. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Итоги проведения недели литературы
«Стоит дерево древлянское»
(3.10 - 10.10)
Цель: через систему классных и внеклассных мероприятий познакомить учащихся с поэтическим символом России берёзкой.
Задачи, которые определили учителя литературы перед проведением Недели:
- дать учащимся знания о символе славянского культа России - берёзке, воспитывая любовь к Родине, способствуя развитию духовности;
- показать значение этого дерева для человека;
- пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с образом березы;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, обогащать их музыкальные впечатления;
- развивать творческие способности учащихся, формировать навыки выразительности при работе с прозаическими и поэтическими текстами.
В течение Недели на уроках и внеклассных мероприятий учащиеся знакомились с обычаями и обрядами, связанными с березкой, с удивительными свойствами этого дерева, приобщались к русской народной культуре, пробовали свои силы в создании собственных сочинений (сказок, стихотворений) о берёзе.
Взаимосвязь уроков и внеклассной работы оказала эффективное воздействие на воспитание нравственной и эстетической культуры школьников, на приобщение их к самостоятельному поиску знаний, позволила развивать наблюдательность - качество, без которого невозможна познавательная и творческая деятельность. Разнообразные формы работы способствовали развитию интеллектуально-речевым умениям учащихся, которые определяют эффективность восприятия и усвоения информации по конкретной теме.
Цель и задачи Недели были реализованы через систему мероприятий.
Открытие Недели литературы состоялось участием классов в конкурсе стенгазет «Нет дерева сердцу милей!» и серию рисунков. Активное участие в оформлении приняли 1«В», 3»Г», 3«Б», 4«А», 4«В», 5«А», 5«В», 6«Б», 6«В», 7«Б», 7«В», 8«А» классы.
8 «А» классом была подготовлена стенгазета, посвященная дню рождения поэта С.А.Есенина (3.10. 1895г.) В этой газете была отражена информация, связанная с тематикой Недели, а именно: что с Родиной связана лучшая метафора Есенина - «страна березового ситца»; что первый образ, который рождает воображение, когда мы вступаем в поэтический мир С.Есенина - это берёза. Есенин, когда писал стихотворение «Береза», был ровесником наших подростков. Жадно вглядывался в картины природы: с трепетом ожидал восход солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля, покрытые зеленеющей рожью и васильками. Все это и отразилось на становлении его как певца родных просторов, певца Родины.
Учащимися 7 «В» класса (Волхов Владислав, Бумажкин Владимир, Кривобокова Ксения, Малай Яна) была подготовлена «Живая газета»: «Удивительное слово - береза! Что скрыто в нем?». На протяжении 2-х дней знакомили они учащихся 1-х - 8-х классов с этимологией слова, древнеславянской историей, славянскими праздниками и обрядами, связанными с березой.
В 5-7-х классах на уроках развития речи ребята писали сочинения-миниатюры «Люблю березу русскую...».
Отрывки из сочинений:
«Березу никогда не спутаешь с другими деревьями. Только у березы такой красивый необыкновенный ствол, покрытый тонкой и нежной корой. Радостно смотреть на длинные тонкие веточки, низко склоняющиеся к земле. А как красивы маленькие, похожие на сердечки, зеленые листочки березы! Не случайно эту красавицу называют кудрявой. Уж очень похожи тоненькие веточки с маленькими листочками на кудряшки».
«Люблю белую березоньку! Люблю слушать шелест ее листьев, когда тронет их вдруг пробежавший ветерок. Кажется, будто шепчутся листья между собой, рассказывают друг другу какую-то тайну. Нет дерева прекрасней березки!»
«Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов - такая картина запоминается на всю жизнь. А этот веселый, пронизанный светом березняк! Густая трава, цветы. По белым стволам берез, по их глянцевитым листьям бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга, и словно не от ветерка, а от самой песни этой раскачиваются длинные ветви. Недаром, когда говорят о России, обязательно вспомнят её - березку».
В 8-10-х классах на уроках был проведен комплексный анализ текста Вл. Солоухина «О березе»( из книги «Третья охота»), после которого учащиеся писали отзывы о тексте.
Например:
«Автор книги «Третья охота» В.Солоухин писал о березах. Он восхищается их красотой. Автор пишет о том, какое значение имеет береза в жизни человека, и за что люди должны быть благодарны ей, березе».
«Автор повествует о пользе дерева, его красоте и величии. Я соглашусь с его мнением, что береза - символ России. Уже много лет люди восхищаются прекрасным деревом. Березка - гордость и краса российских лесов. Наверное, каждый, кто побывал в наших лесах, оценил величие дерева».
«Я согласна с мнением писателя. Из березы изготавливается много изделий. Издревле из бересты плели всевозможные туесочки, табакерки. Изготавливали бумагу. Но я считаю, что для русского человека важнее всего красота березы. Не найдешь прекраснее дерева в России. Колышутся желтые сережки, шелестят, ударяясь друг о друга, листья. Дыхание перехватывает от этого чудного зрелища».
«В своем произведении Солоухин рассказывает о многогранности березы. Уже много лет люди восхваляют березу, ее красоту. Но почему именно береза? Береза - самое красивое дерево. Она очень распространена в быту. Из нее изготавливают веники, туески и туесочки, в которых солят грибы, хранят сметану, квас. Очень полезен и питателен березовый сок. В нем содержится много витаминов. Не стоит забывать и о дегте, добываемом из берез».
Девизом третьего дня стали слова Симеона: «Надо испытать свой собственный талант, чтобы решать, обладают ли талантом другие».
Все желающие приняли участие в словотворчестве: сочиняли стихотворения, рассказы, сказки о березе.
Например:
Стихотворение Малай Яны (7 «В» класс):
Люблю березу русскую
Люблю её платок,
Когда ласкает грустную
Легкий ветерок.
Белый ствол,
Красивый сарафан,
Зеленый ореол,
Любимый карнавал.
Шумит в лесу родимая,
Шумит, и без забот
Поет про Русь родимую,
Танцует хоровод.
Сказка о березке Калаевой Анны (3 «Г»):
«Стоит березка, никто ее не трогает. Скучно стало березке. И захотела она, чтобы на нее люди стали смотреть. Стала думать березка, чем её народ удивить. И вот придумала: « Надо сделать, чтобы на мне яблоки росли, груши или апельсины». Но такого, конечно, быть не может. Березка красива по-своему и нравится нам своей скромной красотой».
Особо отметим ребят 5 «В» класса, проявивших творчество и фантазию. Все ребята придумали свои сказки и оформили их в виде красочных книжек-малышек.
В рамках городского конкурса чтецов, посвященного творчеству поэтов Серебряного века, в школе прошел отборочный тур, в котором приняли участие 62 конкурсанта. По итогам школьного конкурса победителями стали:
1-2 классы: I место - Бушина Маша, 1 «Г»
II место - Блинников Георгий, 2 «Б»
III место - Пальцева Валерия, 2 «А»
3 классы: I место - Школин Михаил, 3 «Б»
II место - Сенченко Кристина, 3 «А»
III место - Шагако Вика, 3 «А», Еремин Дима, 3 «Г»
4 классы: II место - Сонников Саша, 4 «Б»
III место - Маковеев Саша, 4 «А»
5 классы: I место - Бопп Марина, Федорова Саша, 5 «В»
II место - Бизяева Оля, 5 «В»
6 классы: I место - Засухина Екатерина, 6 «А»
II место - Пашков Саша, 6 «А»
III место - Бутакова Валерия, 6 «В»
7 классы: I место - Щеблыкина Валерия, 7 «А»
II место - Пичуев Егор, Шышмарев Саша, 7 «А»
III место - Гусляков Иван, 7 «Г»
8 классы: I место - Цыдендамбаева Эржена, 8 «А»
II место - Короткова Юлия, 8 «А»
III место - Мусса кызы Сауле, 8 «Б»
9 классы: II место - Тушнолобова Мария, 9 «А»
III место - Терновская Эльвира, 9 «А»
10 класс: III место - Волков Владислав, Марков Максим, 10 «А»
Поздравляем победителей!
Учителями русского языка и литературы были подготовлены и проведены открытые уроки и мероприятия.
Фольклорный час «Жила-была берёзка…» (учитель: Яковлева Н.В.).
Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с образом березы.
Наталья Викторовна творчески подошла к проведению мероприятия. Фольклорный час прошел костюмировано и музыкально. Дети, наряженные в народные костюмы, читали загадки, пословицы, сказки о березке. Инсценировали этюды, водили хоровод под музыкальное сопровождение, пели песни.
Все действие сопровождалось яркой мультимедийной презентацией.
В гостях у 5 «В» класса побывал 5 «Б» класс.
В 6 «Б» классе прошел открытый урок литературы «Белая береза» С.Есенина» (учитель: Ростовцева Л.Г.)
Цель: развитие у учащихся познавательного интереса к творчеству поэта, творческих способностей - восприятие, воображение, речь.
Учитель умело сфокусировал материал на том общем и исключительном в творчестве и жизни поэта, что непринужденно и органично позволило ввести учащихся в созданный им художественный мир. Весь урок ребята работали с художественными образами. Лариса Григорьевна строила урок на ассоциативных связях, тем самым активируя воображение и восприятие учащихся. Урок был украшен музыкальным и иллюстративным материалом.
Детям очень понравился урок, впечатление и настроение от урока - позитивное.
Ребятами 8 «А» класса был подготовлен и проведен открытый классный час, посвященный березке «Они сияют тихим ровным светом…» (учитель: Федорова Ю.В.)
На классный час были приглашены 7 «А» и 7 «В» классы.
Цели: воспитывать чувство прекрасного, художественное воображение; воспитание патриотизма и любви к своей родине.
Учащиеся 8-го класса выступали в роли ведущих, этимологов, краеведов, искусствоведов и чтецов. Материал классного часа был направлен на развитие лингвистического и художественного кругозора учащихся. Семиклассники познакомились с удивительным деревом - березкой с самых разных сторон: историческими сведениями, связанными с традициями и обрядами; значением березы в письменности; берестяными изделиями, выполненными из березы; стихами и картинами русских поэтов и художников, которые посвятили свои произведения березе; с образом березы на войне.
На классном часе использовались:
Репродукции картин А.И.Куинджи "Берёзовая роща", А. Саврасова "Грачи прилетели", И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", И.И.Левитана "Берёзовая роща". Плакаты с высказываниями. Мультимедийная презентация. Музыкальное сопровождение (исполнение народных и современных песен).
Для учащихся 9-х классов учащимися 10 «А» класса была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Образ Родины, символ берегини», посвященная дню рождения С.Есенина. (учителя: Забелина Т.Ю., Алексеева Л.Н.)
Постановка была основана на воспоминаниях друзей Есенина по поэтическому цеху. В постановке использовались музыкальные произведения на стихи Есенина. В исполнении В.Коновалова под гитарное звучание были исполнены песни на стихи поэта. Композиция сопровождалась мультимедийной презентацией, отражающей основные вехи в жизни и творчестве поэта.
Целью мероприятия было - вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам, связанным с творчеством русского поэта Есенина.
Таким образом план Недели Литературы полностью реализован.
7