Методический бюллетень «Стоит дерево древлянское» (методическая неделя русского языка и литературы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоги проведения недели литературы

«Стоит дерево древлянское»

(3.10 - 10.10)

Цель: через систему классных и внеклассных мероприятий познакомить учащихся с поэтическим символом России берёзкой.

Задачи, которые определили учителя литературы перед проведением Недели:

- дать учащимся знания о символе славянского культа России - берёзке, воспитывая любовь к Родине, способствуя развитию духовности;

- показать значение этого дерева для человека;

- пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с образом березы;

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, обогащать их музыкальные впечатления;

- развивать творческие способности учащихся, формировать навыки выразительности при работе с прозаическими и поэтическими текстами.

В течение Недели на уроках и внеклассных мероприятий учащиеся знакомились с обычаями и обрядами, связанными с березкой, с удивительными свойствами этого дерева, приобщались к русской народной культуре, пробовали свои силы в создании собственных сочинений (сказок, стихотворений) о берёзе.

Взаимосвязь уроков и внеклассной работы оказала эффективное воздействие на воспитание нравственной и эстетической культуры школьников, на приобщение их к самостоятельному поиску знаний, позволила развивать наблюдательность - качество, без которого невозможна познавательная и творческая деятельность. Разнообразные формы работы способствовали развитию интеллектуально-речевым умениям учащихся, которые определяют эффективность восприятия и усвоения информации по конкретной теме.

Цель и задачи Недели были реализованы через систему мероприятий.

Открытие Недели литературы состоялось участием классов в конкурсе стенгазет «Нет дерева сердцу милей!» и серию рисунков. Активное участие в оформлении приняли 1«В», 3»Г», 3«Б», 4«А», 4«В», 5«А», 5«В», 6«Б», 6«В», 7«Б», 7«В», 8«А» классы.

8 «А» классом была подготовлена стенгазета, посвященная дню рождения поэта С.А.Есенина (3.10. 1895г.) В этой газете была отражена информация, связанная с тематикой Недели, а именно: что с Родиной связана лучшая метафора Есенина - «страна березового ситца»; что первый образ, который рождает воображение, когда мы вступаем в поэтический мир С.Есенина - это берёза. Есенин, когда писал стихотворение «Береза», был ровесником наших подростков. Жадно вглядывался в картины природы: с трепетом ожидал восход солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля, покрытые зеленеющей рожью и васильками. Все это и отразилось на становлении его как певца родных просторов, певца Родины.

Учащимися 7 «В» класса (Волхов Владислав, Бумажкин Владимир, Кривобокова Ксения, Малай Яна) была подготовлена «Живая газета»: «Удивительное слово - береза! Что скрыто в нем?». На протяжении 2-х дней знакомили они учащихся 1-х - 8-х классов с этимологией слова, древнеславянской историей, славянскими праздниками и обрядами, связанными с березой.

В 5-7-х классах на уроках развития речи ребята писали сочинения-миниатюры «Люблю березу русскую...».

Отрывки из сочинений:

«Березу никогда не спутаешь с другими деревьями. Только у березы такой красивый необыкновенный ствол, покрытый тонкой и нежной корой. Радостно смотреть на длинные тонкие веточки, низко склоняющиеся к земле. А как красивы маленькие, похожие на сердечки, зеленые листочки березы! Не случайно эту красавицу называют кудрявой. Уж очень похожи тоненькие веточки с маленькими листочками на кудряшки».

«Люблю белую березоньку! Люблю слушать шелест ее листьев, когда тронет их вдруг пробежавший ветерок. Кажется, будто шепчутся листья между собой, рассказывают друг другу какую-то тайну. Нет дерева прекрасней березки!»

«Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов - такая картина запоминается на всю жизнь. А этот веселый, пронизанный светом березняк! Густая трава, цветы. По белым стволам берез, по их глянцевитым листьям бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга, и словно не от ветерка, а от самой песни этой раскачиваются длинные ветви. Недаром, когда говорят о России, обязательно вспомнят её - березку».

В 8-10-х классах на уроках был проведен комплексный анализ текста Вл. Солоухина «О березе»( из книги «Третья охота»), после которого учащиеся писали отзывы о тексте.

Например:

«Автор книги «Третья охота» В.Солоухин писал о березах. Он восхищается их красотой. Автор пишет о том, какое значение имеет береза в жизни человека, и за что люди должны быть благодарны ей, березе».

«Автор повествует о пользе дерева, его красоте и величии. Я соглашусь с его мнением, что береза - символ России. Уже много лет люди восхищаются прекрасным деревом. Березка - гордость и краса российских лесов. Наверное, каждый, кто побывал в наших лесах, оценил величие дерева».

«Я согласна с мнением писателя. Из березы изготавливается много изделий. Издревле из бересты плели всевозможные туесочки, табакерки. Изготавливали бумагу. Но я считаю, что для русского человека важнее всего красота березы. Не найдешь прекраснее дерева в России. Колышутся желтые сережки, шелестят, ударяясь друг о друга, листья. Дыхание перехватывает от этого чудного зрелища».

«В своем произведении Солоухин рассказывает о многогранности березы. Уже много лет люди восхваляют березу, ее красоту. Но почему именно береза? Береза - самое красивое дерево. Она очень распространена в быту. Из нее изготавливают веники, туески и туесочки, в которых солят грибы, хранят сметану, квас. Очень полезен и питателен березовый сок. В нем содержится много витаминов. Не стоит забывать и о дегте, добываемом из берез».

Девизом третьего дня стали слова Симеона: «Надо испытать свой собственный талант, чтобы решать, обладают ли талантом другие».

Все желающие приняли участие в словотворчестве: сочиняли стихотворения, рассказы, сказки о березе.

Например:

Стихотворение Малай Яны (7 «В» класс):

Люблю березу русскую

Люблю её платок,

Когда ласкает грустную

Легкий ветерок.

Белый ствол,

Красивый сарафан,

Зеленый ореол,

Любимый карнавал.

Шумит в лесу родимая,

Шумит, и без забот

Поет про Русь родимую,

Танцует хоровод.

Сказка о березке Калаевой Анны (3 «Г»):

«Стоит березка, никто ее не трогает. Скучно стало березке. И захотела она, чтобы на нее люди стали смотреть. Стала думать березка, чем её народ удивить. И вот придумала: « Надо сделать, чтобы на мне яблоки росли, груши или апельсины». Но такого, конечно, быть не может. Березка красива по-своему и нравится нам своей скромной красотой».

Особо отметим ребят 5 «В» класса, проявивших творчество и фантазию. Все ребята придумали свои сказки и оформили их в виде красочных книжек-малышек.

В рамках городского конкурса чтецов, посвященного творчеству поэтов Серебряного века, в школе прошел отборочный тур, в котором приняли участие 62 конкурсанта. По итогам школьного конкурса победителями стали:

1-2 классы: I место - Бушина Маша, 1 «Г»

II место - Блинников Георгий, 2 «Б»

III место - Пальцева Валерия, 2 «А»

3 классы: I место - Школин Михаил, 3 «Б»

II место - Сенченко Кристина, 3 «А»

III место - Шагако Вика, 3 «А», Еремин Дима, 3 «Г»

4 классы: II место - Сонников Саша, 4 «Б»

III место - Маковеев Саша, 4 «А»

5 классы: I место - Бопп Марина, Федорова Саша, 5 «В»

II место - Бизяева Оля, 5 «В»

6 классы: I место - Засухина Екатерина, 6 «А»

II место - Пашков Саша, 6 «А»

III место - Бутакова Валерия, 6 «В»

7 классы: I место - Щеблыкина Валерия, 7 «А»

II место - Пичуев Егор, Шышмарев Саша, 7 «А»

III место - Гусляков Иван, 7 «Г»

8 классы: I место - Цыдендамбаева Эржена, 8 «А»

II место - Короткова Юлия, 8 «А»

III место - Мусса кызы Сауле, 8 «Б»

9 классы: II место - Тушнолобова Мария, 9 «А»

III место - Терновская Эльвира, 9 «А»

10 класс: III место - Волков Владислав, Марков Максим, 10 «А»

Поздравляем победителей!

Учителями русского языка и литературы были подготовлены и проведены открытые уроки и мероприятия.

Фольклорный час «Жила-была берёзка…» (учитель: Яковлева Н.В.).

Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с образом березы.

Наталья Викторовна творчески подошла к проведению мероприятия. Фольклорный час прошел костюмировано и музыкально. Дети, наряженные в народные костюмы, читали загадки, пословицы, сказки о березке. Инсценировали этюды, водили хоровод под музыкальное сопровождение, пели песни.

Все действие сопровождалось яркой мультимедийной презентацией.

В гостях у 5 «В» класса побывал 5 «Б» класс.

В 6 «Б» классе прошел открытый урок литературы «Белая береза» С.Есенина» (учитель: Ростовцева Л.Г.)

Цель: развитие у учащихся познавательного интереса к творчеству поэта, творческих способностей - восприятие, воображение, речь.

Учитель умело сфокусировал материал на том общем и исключительном в творчестве и жизни поэта, что непринужденно и органично позволило ввести учащихся в созданный им художественный мир. Весь урок ребята работали с художественными образами. Лариса Григорьевна строила урок на ассоциативных связях, тем самым активируя воображение и восприятие учащихся. Урок был украшен музыкальным и иллюстративным материалом.

Детям очень понравился урок, впечатление и настроение от урока - позитивное.

Ребятами 8 «А» класса был подготовлен и проведен открытый классный час, посвященный березке «Они сияют тихим ровным светом…» (учитель: Федорова Ю.В.)

На классный час были приглашены 7 «А» и 7 «В» классы.

Цели: воспитывать чувство прекрасного, художественное воображение; воспитание патриотизма и любви к своей родине.

Учащиеся 8-го класса выступали в роли ведущих, этимологов, краеведов, искусствоведов и чтецов. Материал классного часа был направлен на развитие лингвистического и художественного кругозора учащихся. Семиклассники познакомились с удивительным деревом - березкой с самых разных сторон: историческими сведениями, связанными с традициями и обрядами; значением березы в письменности; берестяными изделиями, выполненными из березы; стихами и картинами русских поэтов и художников, которые посвятили свои произведения березе; с образом березы на войне.

На классном часе использовались:

Репродукции картин А.И.Куинджи "Берёзовая роща", А. Саврасова "Грачи прилетели", И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", И.И.Левитана "Берёзовая роща". Плакаты с высказываниями. Мультимедийная презентация. Музыкальное сопровождение (исполнение народных и современных песен).

Для учащихся 9-х классов учащимися 10 «А» класса была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Образ Родины, символ берегини», посвященная дню рождения С.Есенина. (учителя: Забелина Т.Ю., Алексеева Л.Н.)

Постановка была основана на воспоминаниях друзей Есенина по поэтическому цеху. В постановке использовались музыкальные произведения на стихи Есенина. В исполнении В.Коновалова под гитарное звучание были исполнены песни на стихи поэта. Композиция сопровождалась мультимедийной презентацией, отражающей основные вехи в жизни и творчестве поэта.

Целью мероприятия было - вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам, связанным с творчеством русского поэта Есенина.

Таким образом план Недели Литературы полностью реализован.




7

© 2010-2022