Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задания 24 и 25)

Учащиеся национальных школ, где отсутствует русскоязычная среда, затрудняются при выполнении заданий 24 из 1 части (языковые особенности текста) и 25 части 2 - сочинение по прочитанному тексту. Памятки особенно нужны для учащихся с небогатым словарным запасом. Содержание памятки: 1.Алгоритм работы с текстом: План работы над сочинением, План анализа учащимися своих работ. 2. Опорные слова (речевые формулы-клише) к заданию части 2 (сочинение):При вступлении, формулировке проблемы ис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку












Составитель:


Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Налимская средняя

общеобразовательная школа»

Кондакова Валентина Софроновна





Памятки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

(задание 25 части 2- сочинение по прочитанному тексту)

Алгоритм работы с текстом

1.Понимание содержания текста

1.1.Вдумчиво прочитать текст.

1.2.Ответить на вопрос: «О чем текст?» (определить тему текста). Необходимо помнить, что определить тему текста помогают заглавие, ключевые слова, 1 предложение текста или 1-й абзац.

1.3.Ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» (определить основную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идею могут помочь заглавие, последний абзац текста или, наоборот, 1-ый абзац.

1.4. Ответить на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».

1.5. Ответить на вопрос: «Как сказал автор?» (определить стиль, тип текста, языковые особенности текста).

2.Проблематика текста

2.1. Определить проблему (проблемы) текста. Ответить на вопрос: «Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?».

2.2. Вычленить среди них актуальную (актуальные).

2.3.Прокомментировать ее (их).

2.4. Соотнести свой комментарий с текстом.

План работы над сочинением:

1.Напишите вступление, отображающее актуальную проблему прочитанного текста.

2.Прокомментируйте сформулированную вами проблему.

3.Сформулируйте авторскую позицию в тексте (основную мысль текста -идею)

4.Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».

5.Выразите свое отношение к сформированной проблеме.

План анализа учащимися своих работ

1.Я определил проблему (проблемы).

2.Я написал комментарий к этой проблеме.

3.Я объяснил авторскую позицию (идею).

4.Я высказал собственное мнение по сформулированной проблеме и привел не менее двух своих примеров.

5.Я не забыл разделить текст на абзацы, следя за логичностью рассуждений.

6.Я следил за точностью выражения моих мыслей.

7.У меня нет орфографических ошибок.

8. У меня нет пунктуационных ошибок.

9. У меня нет грамматических ошибок.

10. У меня нет речевых ошибок.

11.Работа не содержит некорректных высказываний.

12.У меня отсутствуют фактические ошибки.


Опорные слова(речевые формулы-клише) к заданию части 2 (сочинение)


1. Вступление.

Формулировка проблемы исходного текста:

- Предложенный для анализа текст кого-то представляет собой что?..

- Автор данного текста-кто…

- Известный российский писатель задается вопросом: почему…? , размышляет, освещает..

- Проблемные вопросы: Что такое истинный патриотизм? Чем он отличается от национализма? Над этими вопросами размышляет известный российский филолог и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев.

- Позитивное утверждение того, какую проблему он ставит: В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?), ставит вопрос (о чем?) …

- Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему:

- Автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (чего?) ….

- В тексте (кого?) в центре внимания находится проблема (чего?) …

- Затронутая автором проблема, безусловно, актуальна, поскольку…

- Думается, что поднятая автором проблема является актуальной, поскольку…

2.Для комментирования текста:

- Автор полагает, что.

- Он убежден в том, что…

- В тексте подчеркивается, что…

- Кроме того, автор утверждает, что…

- Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что…

- В заключение автор приходит к выводу, что …

3. Для формулировки главной мысли:

- Главная мысль текста состоит в том, что…

- Автор считает (утверждает, высказывает точку зрения)…

- Идея текста заключается в том, что…

- По мысли автора,…

- Автор убеждает читателя в том, что…

- Позиция автора по затронутым вопросам ясна:…

4.Для выражения собственной мысли:

- Я полностью согласна с высказанной автором точкой зрения о…

- Нельзя не согласиться с автором, который утверждает…

- Думается, что автор, безусловно, прав, полагая, что…

- Я согласна с позицией автора, утверждающего, что…

- Трудно не согласиться с мнением в том, что…

- Уважая точку зрения автора, хотелось бы возразить ему. Мне кажется, что…

- Можно привести примеры из жизни и литературы, подтверждающие высказанную точку зрения.

- Вспоминаются знаменитые слова…

- Существует множество примеров, подтверждающих…

5. Вывод:

- Следовательно,.. . Итак,…Таким образом,…

-.Из сказанного следует, что…

- В заключение еще раз подчеркну мысль о том, что…

- Сказанное позволяет утверждать, что…

Список терминов (языковые особенности текста) - задание 24 из 1 части

ЕГЭ по русскому языку.


1. Лексические средства речи (тропы)

- Эпитет- художественное определение: волнистые туманы, солнце красное

- Метафора- перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства:

«Костер рябины красной...», « в дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря»

- Гипербола-преувеличение: заливается пудом слез

- Литота-преуменьшение: мальчик с пальчик

- Сравнение-сопоставление с другим явлением: застыл, как изваяние

- Олицетворение- очеловечивание: лес ожил, шепот листьев, ветер завыл

- Метонимия-перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности: мундиры голубые (жандармы). «Эй, Борода! Как проехать отсюда к Плюшкину?»

- Перифраза- описательный оборот, употребляемый вместо какого-нибудь слова: город на Неве- Санкт-Петербург, царь птиц-орел, страна голубых озер-Карелия.

- Синекдоха- частный случай метонимии: обозначение целого через его часть- Все флаги в гости будут к нам.

2.Стилистические фигуры:

- Анафора - повторение слов в начале словосочетаний, предложений: Жди меня, и я вернусь. Жди, когда снега метут…

Эпифора- фигура, обратная анафоре: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?»

- Антитеза- прием контраста: «У сильного всегда бессильный виноват»

- Градация- постепенное повышение по степени нарастания или ослабевания: « Час, и другой, и третий продолжалась переправа».

- Инверсия-расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики: «Роняет лес багряный свой убор»

- Лексический повтор- повторение одного и того же слова, словосочетания: «Мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина..»

- Оксюморон-стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу: горькая радость, живой труп, ужасно хороший.

- Риторический вопрос- вопрос, который ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание: «Знаете ли вы украинскую ночь?»

- Цитирование - приведенные откуда-либо цитаты: «В человеке должно быть все прекрасно…» (А.П.Чехов)

- Параллелизм - однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей: « Там-солнца луч и в зной оливы сень, а здесь - и гром, и молния, и слезы.»

- Бессоюзие и многосоюзие - намеренный пропуск или повторение союзов: «Швед, русский- колет, рубит, режет. И смерть, и ад со всех сторон.»

3. Лексическая стилистика

- Архаизмы - устаревшие синонимы современных слов: длань- рука, перси - грудь,зело-очень, паче- больше, тать-вор

- Парцелляция - самостоятельные короткие фразы: «Окончательная бумажка…Броня».

- Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой- либо сферы производства, науки, искусства: лингвистика, сюжет, водород.

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания: ни свет ни заря, много воды потекло.

- Диалектизм ( диалектные слова)- слова, употребляемые только жителями той или иной местности: сбочь - около, шаберка- соседка.

4. Грамматические средства:

- Ряды однородных членов-члены предложения, отвечающие на одни и те же вопросы: играйте, веселитесь, смейтесь.

- Предложение с вводными словами: По-моему, итак, во-первых, действительно и т.д.

© 2010-2022