- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Окончание. Основа слова. (5 класс)
Конспект по русскому языку на тему Окончание. Основа слова. (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чыртакпан А.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Окончание и основа слова»
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Цель - сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
- иметь представление об основе слова и окончании
- уметь выделять основу слова и окончание
- уметь определять форму слова по окончанию
- уметь распознавать формы слов и однокоренные слова
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Методы / формы обучения - наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование - интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки самоконтроля.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Слайд 1.Вступительное слово:
Прозвенел у нас звонок
Все настроились на урок
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь.
Откройте тетради, запишите число.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.
Формирование эмоционального настроя на урок(Л)
Взаимодействие с учителем.(К)
Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)
-
Актуализация и пробное учебное действие
-Какой раздел науки о языке мы начали изучать?
Слайд 2.-Морфемика.
Использование приёма РКМЧП: «Знаю», «Умею».
-Проверим ваши знания, которые помогут нам определить тему урока.
Слайд 3. «Лишнее слово»
1.Найдите «лишнее слово»: суффикс окончание приставка
Итог наблюдений: лишнее слово- окончание.
Суффикс, приставка образуют новые слова, а окончание -формы слова.
-
Слайд 4. «Сопоставь». Что общего? Чем отличаются?
Урок хорошо перемена
(Лишнее слово - хорошо - наречие - неизменяемая часть речи, оно состоит только из основы.)
Как нам решить эту проблему? (предположения ребят)
Познакомимся с новой морфемой - основой слова.
Цели урока:
Слайд 5.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Окончание и основа слова.)
-Исходя из названия темы, сформулируем цели урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
(Дать определение понятиям «основа слова» и «окончание». Определить для чего служат основа слова и окончание. Научиться выделять основу и окончание в словах разных частей речи).
Учащиеся отвечают на вопросы.
РКМЧП
Формулировка проблемных заданий
Определение темы и цели урока:
1-Окончание.
2-Основа слова.
Познавательные:
устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза
Коммуникативные:
Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения
-
Выявление места и причины затруднения.
-
Усвоение новых знаний.
Слайд 6. Раздать на парту карточки для самоконтроля.
Слайд 7.
- Посмотрите внимательно на доску.
Сегодня, ночь, ударять, сильный, мороз.
Пушистый, снегири, сидеть, ветках, рябина.
- Прочитайте слова первой строчки, понятно значение слов?
- Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.)
- Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
-А что такое окончание? - Окончание - это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение.
Слайд 8. Вывод.
- Так для чего служит окончание?
Сущ, прилаг (род, число, падеж), глагол (лицо, число)
(Окончание служит для связи слов и указывает в слове на род, число, падеж, лицо). (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.
- Запишите составленные предложения в тетрадь. Выделите окончания в записанных словах.
-А разве окончания есть у всех слов? Например, на, сегодня, хорошо.
Вывод: Окончания можно выделить только у изменяемых слов, а предлоги, союзы, наречия - неизменяемые слова.
Сегодня ночью ударил сильный мороз.
Пушистые снегири сидят на ветках рябины.
Слайд 9. Вывод: вычленять окончание мы будем в тех словах, которые склоняются или спрягаются.
Слайд 10. Задание: выделить окончание: ночь ночной ночник ночевать
В слове есть изменяемая часть - окончание, оставшаяся часть - неизменяемая. Это основа слова. В основе заключено основное значение слова. Какие морфемы входят в основу?
Назовите слово, в котором основа и корень совпадают? (ночь)
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Личностные:
Осознают свои
возможности в учении
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы, выбирают необходимую информацию
из прослушанного
объяснения и высказывания одноклассников,
систематизируют
собственные знания
Регулятивные:
Планируют совместно
с учителем
и одноклассниками необходимые действия
Коммуникативные:
Строят небольшие монологические
высказывания
-
Первичное закрепление материала с комментированием.
Упр. 381 выборочный диктант.
1 вариант выпишите слова, в которых основа и корень совпадают: творог, пирог, сосед, соседу, беседу, так, этак, вместе, внутрь.
2 вариант выпишите слова, в основу, кроме корня входят и другие морфемы: получается, приходи)
Слайд11 (Проверка).
Если внутрь кладут творог,
Получается пирог.
Если поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Приходи сосед к соседу
На веселую беседу.
Где друзья, там и я!
Так и эдак мы друзья,
Та к и этак вместе.
-Какое языковое явление мы повторили этим заданием?
Вывод: в основе может быть одна морфема: корень, но может быть и больше.
Итог: как выделить основу?
-
1. Определяем часть речи: изменяемая или неизменяемая.
-
2. Выделяем окончание, изменяя слово.
-
3. Выделяем основу слова.
Работа в паре. Каждый ученик делает в своей тетради, а потом сверяют написанное. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Составление алгоритма
Личностные:
Желают
приобретать новые знания, совершенствуют
имеющиеся
Познавательные:
Систематизируют
собственные знания
-
Физкультминутка
Давайте все встанем и поиграем в игру: я называю слова, если слово равно основе, вы приседаете; если в основе слова несколько морфем - вы хлопаете.
Магнитофон, зима, позавчера2, ленивый2, дом, красивый2, парта, прелесть2, учебник,2 тетрадь, пословица2
-
Самостоятельная работа с самопроверкой
Слайд 12. Образуйте слова с данными морфемами.
-
ся ближ при а л (приближался).
2) ый ост жал без н (безжалостный).
3) сь каз а по л о (показалось). -
Вывод: Помни: при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
Задание с вопросом. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Работа в паре (карточка). Задание каждому ряду.
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности;
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщения, выводы.
-
Включение в систему знаний и повторение
Игра «Составь слово». Мы должны составить слова с разными морфемами. Выделите их.
- от слова понес взять приставку.
- от глагола дарить - корень.
- от существительного кружок - суффикс.
Какое слово получилось? (подарок)
- от глагола побелел взять корень.
- от прилагательного маленький - суффикс.
- от прилагательного синий - окончание. (беленький)
Работают уже самостоятельно без помощи учителя.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют свои ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
-
Рефлексия учебной деятельности
Слайд 13.
Оценивание.
Делают для себя выводы.
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
-
Домашнее задание
Параграф 72, 73. Упражнение 382 стр. 9
Записывают в дневник